Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (46) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 09.11.2023

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Медяник, О. А. Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью / О. А. Медяник. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 50-54. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8760/ (дата обращения: 06.05.2024).



Лексическая тема «Птицы»

  1. Занятие по рисованию «Петушок»

Программное содержание:

– познакомить детей с внешним видом, образом жизни, поведением и значением для человека петушка и его семейства;

– упражнять детей в звукоподражании;

– учить детей рисовать петушка с помощью шаблона;

– совершенствовать технику рисования цветными карандашами;

– развивать мышление, общую и мелкую моторику;

– создавать эмоционально положительное настроение, удовлетворение от результатов работы.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением петуха, курицы и цыплёнка; мягкая игрушка петух, курица, цыплёнок; свистульки в виде петухов; листы бумаги; цветные карандаши; шаблоны.

Методические приёмы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстрации и беседа по ней, физкультурная минутка, продуктивная деятельность, итог.

Предварительная работа: чтение рассказов и сказок познавательного характера, загадки, пальчиковые игры, рассматривание иллюстрации, беседа на тему «Где живёт петушок», «Как он будит детей».

Организационный момент.

Воспитатель:

— Ребята, сегодня, чтобы узнать, кто будет гостем нашего занятия, вам придётся отгадать загадку.

Загадка

Он носом в землю постучит,

Взмахнёт крылом и закричит.

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный.

Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,

Хлопает крыльями громко-громко,

Курочек верный пастух,

Как зовут его?

(Петух)

— Ребята как петушок будит людей? Что он говорит?

— Ребята, сегодня мы с вами будем рисовать петушка! Но для начала нам нужно вспомнить, как он выглядит?

Воспитатель берёт картину с изображением петушка. Показывает на голову.

— Ребята как называется эта часть тела?

— А что это? (показывает на гребешок, бородку и клюв).

— Какого цвета гребешок? (красного).

— Молодцы!

— А вот это у петушка туловище! (воспитатель обводит туловище указкой)

— Ребята расскажите, что есть у петушка на туловище? (указкой показывает на крылья, потом на лапы)

— Сколько на лапке пальчиков, посчитайте!

— Ребята, а что еще есть у петушка на туловище? (воспитатель обводит хвост).

— Правильно. Молодцы. Очень хорошо! Мы с вами нарисуем голову петушка круглой формы, туловище овальной формы, а хвост и крылья вот так! (воспитатель рисует на доске крылья и хвост).

Закрепление понятий пространственной ориентировки. Затем идёт анализ цвета на картине — на земле растет зелёная трава, небо голубого цвета, солнце жёлтого цвета. И после всего этого — целостное восприятие картины.

Коррекционный блок.

Пальчиковая гимнастика «Покормим петушка с семьей»

Хозяева выходят покормить петушка с семьёй, они высыпают зёрнышки (потирание пальчиков друг о друга, имитируя посыпание зернышек) и тихо зовут:

«Цып-цып-цып».

Но петушок, курочки и цыплята не слышат хозяев. Тогда хозяева созывают их громче:

Цып-цып-цып!

Петушок, курочки и цыплята прибегают и «клюют зёрнышки» (стучат пальцами по столу перед собой).

Индивидуальная работа с детьми:

– обведём пальчиком по контуру;

– воспитатель предлагает детям нарисовать петушка с помощью шаблона. Но прежде, дети должны продумать, чем именно будет заниматься их петушок. Если петушок ходит по земле или сидит на заборе — шаблон располагается почти горизонтально; если клюёт зернышки — головой вниз; если поёт — головой вверх. Показ выполнения работы.

Затем дети дорисовывают остальные части петушка: глаз, гребешок, клюв, лапки, крыло, хвост. Особое внимание педагог обращает на пышный, разноцветный хвост петушка и показывает приёмы его изображения (отдельные дуги разного цвета, расходящиеся в стороны из одной точки). Индивидуальная работа с детьми, педагог подходит к каждому ребёнку и с помощью рекомендаций направляет ребёнка.

Физкультминутка «Где чей дом?»

Воробей живёт (машем руками) под крышей (соединили руки над головой «домик»)

В тёплой норке домик мыши (сложили ладони гнёздышком, «домик» — ушки мыши),

У лягушки дом в пруду (присели, ладони врозь, «домик» и круг руками перед собой — пруд).

А у птичек дом в саду (руки вверх — деревья).

Эй, цыплёнок, где твой дом?

Он у мамы под крылом.

Итог занятия.

Поощрение. Выставка детских работ.

  1. Занятие по конструированию «Заборчик для домашних птиц».

Программное содержание:

– уточнить представление о домашних птицах;

– учить замыкать пространство, последовательно располагая кирпичики на столе на их узкую длинную грань;

– закреплять умение обыгрывать постройку в соответствии с текстом потешки и самостоятельно, активизировать речь.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением домашних птиц, игрушки птицы, кирпичики.

Организационный момент.

Воспитатель читает потешку, сопровождая показом картинок:

Наши уточки с утра –

Кра-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га!

Наши курочки в окно –

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок очень рано поутру

Нам споёт ку-ка-ре-ку!

Педагог показывает картинки. Беседа по теме.

Воспитатель говорит, что для птиц нужно построить заборчики, чтобы они не убежали. Ставит кирпичики на длинную узкую грань на расстоянии друг от друга и замыкает в круг.

Коррекционный блок.

Пальчиковая гимнастика «Ласточка»

Ласточка, ласточка, милая касаточка,

Ты где была, ты с чем пришла?

— За морем бывала, весну добывала. Несу, несу Весну — красну! (на каждую строку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, сначала на правой, потом на левой руке).

Индивидуальная работа с детьми.

Итог занятия.

Координация речи с движением. Игра «Уточки».

Уточки летели, все люди глядели (дети бегут по кругу, машут руками, изображая полёт птиц).

Уточки садились, все люди дивились.

Сели, посидели (приседают, руки опускают за спиной, как бы складывают руки).

Взвились, полетели. Полетели, полетели,

Песенки запели (бегут по кругу, взмахивают руками).

  1. Занятие по аппликации «Воробей».

Программное содержание:

– развивать интерес к аппликации как виду деятельности: продолжать учить составлять рисунок из готовых форм, закреплять умение наклеивать заготовки птиц — туловища, головы, лапок, клюва, крыльев;

– развивать умение узнавать и называть время года, выделять признаки лета;

– способствовать развитию мышления, любознательности взаимопомощи;

– развивать навыки пользования клеем — карандашом.

Материалы и оборудование: лист бумаги А4; вырезанные из цветной бумаги заготовки: туловища, лапок, клюва, крыльев воробья для вертикального конструирования и для индивидуальной аппликации на каждого ребёнка, клей — карандаш, салфетки, аудиозапись с чириканьем воробья.

Организационный момент.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке.

Беседа по теме.

Коррекционный блок.

– прослушивание аудиозаписи с чириканьем птиц;

– Д/у «Найди воробья среди птиц»;

– Д/у «Покажи части тела воробья»;

– вертикальное конструирование «Воробей»;

– динамическая пауза «Мы летаем как воробушки»;

– индивидуальная работа с детьми: составление аппликации из готовых форм частей тела воробья, намазывание поверхности клеем — карандашом, примакивание салфеткой наклеенную деталь.

Итог занятия.

Поощрение. Выставка детских работ.

4. Занятие по лепке «Птичка».

Программное содержание:

– побуждать лепить округлую форму, придавать сходство с натурой при совместной деятельности с педагогом;

– учить использовать в лепке дополнительные материалы.

Материалы и оборудование: игрушка птичка, ветка дерева, пластилин, бусинки или семена яблок, доски, влажные салфетки.

Организационный момент.

Воспитатель показывает детям игрушку, рассматривает её, отмечая форму тела (шар). Читает потешку и инсценирует её с игрушкой:

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко,

Посиди, не улетай.

Улетела птичка. Ай!

Коррекционный блок.

Пальчиковая гимнастика «Ласточка»

Ласточка, ласточка, милая касаточка,

Ты где была, ты с чем пришла?

— За морем бывала, весну добывала. Несу, несу Весну — красну! (на каждую строку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, сначала на правой, потом на левой руке).

Физкультминутка «Ласточка»

Ласточки летели, все люди глядели (дети бегут по кругу, машут руками, изображая полёт птиц).

Ласточки садились, все люди дивились.

Сели, посидели (приседают, руки опускают за спиной, как бы складывают руки).

Взвились, полетели. Полетели, полетели,

Песенки запели (бегут по кругу, взмахивают руками).

Воспитатель сожалеет, что птичка улетела, и предлагает детям слепить её. Напоминает приёмы лепки шара, показывает, как сделать хвостик и клюв, прикрепить глазки.

Индивидуальная работа с детьми:

– подготовим пластилин к лепке (согревание, разминание, перекладывание пластилина из одной руки в другую);

– отщипываем маленький кусочек пластилина от целого куска, скатываем шарики из пластилина круговыми движениями на столе.

Итог занятия.

Поощрение. Выставка детских работ.

Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию коррекционно-развивающих упражнений в практической деятельности с младшими школьниками, имеющими интеллектуальные нарушения.

При планировании коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью важно выполнять следующее:

  1. В ходе занятий взрослым необходимо создать такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный чувственный опыт, что особенно важно для ребёнка с ограниченными возможностями, у которых опыт действий с предметами беден, не зафиксирован и не обобщён.
  2. Необходимо сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к самому процессу изготовления поделок и получаемому результату. Необходимо использовать ласковую речь, поощрение, одобрение, тактильный контакт со стороны взрослого. Для появления интереса к деятельности у детей взрослый выполняет различные поделки, постройки на глазах у детей, при этом эмоционально комментирует свои действия, показывает свою заинтересованность работой и её результатом — продуктом, демонстрирует игру с ним, привлекает к ней детей.
  3. Занятия с детьми должны включать в себя такие этапы, как наблюдение и обыгрывание натурального предмета или игрушки. Например, прежде чем построить из детского строительного материала гараж для автомашины, желательно заранее, на прогулке или экскурсии, показать детям настоящий гараж, понаблюдать, как выезжает или въезжает в него машина. На занятие обыграть с игрушечным гаражом и машинкой. Обращать внимание на составляющие части гаража (боковые и задняя стены, крыша, двери), повторять с детьми названия пространственных признаков (вверху, внизу, сбоку, справа, слева, впереди, сзади). После обыгрывания следует переходить к постройке гаража на глазах у детей. Затем снова обыграть, но уже с игрушечной машинкой также, как гараж игрушку. После этого взрослый обобщает выделенные свойства постройки, даёт общую характеристику (например, вот такой красивый домик для куклы мы будем учиться строить и т. д.) и объясняет детям последовательность (план) её построения.
  4. Все слова, которые произносит педагог, должны быть понятны детям, фразы должны быть простыми, чёткими, доступными.
  5. Во время занятий проводить физкультминутки и упражнения для пальцев рук. Для активизации мелкой ручной моторики детей и снятия напряжения.
  6. Использовать красочный, содержательный материал, способный активизировать и удержать внимание детей на протяжении всего процесса познания.
  7. Использовать материал, доступный пониманию детей с умеренной умственной отсталостью. При умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания — восприятие.
  8. Уделять значительное время процессу распознания, прояснения и обобщения воспринимаемой информации. Детям с умственной отсталостью требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется ещё и тем, что они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр.
  9. Необходимо сопровождать процесс развития мышления многочисленными наводящими вопросами — подсказками, так как у детей с умеренной умственной отсталостью отмечается узость объёма восприятия. Они выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.
  10. Индивидуальная работа на занятиях и внимание к каждому ребёнку. Каждое задание, как правило, должен выполнять каждый ребёнок.
  11. Игровая форма является доминирующей. Игра рассматривается как средство обучения и коррекции.

Несомненно, успешному проведению коррекционно-развивающих занятий способствует умелое психолого-педагогическое руководство ими.

Для проблемного ребёнка эмоциональная сторона, организация занятия — важное условие.

Взрослый человек (педагог, родители) своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у детей положительное отношение к занятиям. Необходима доброжелательность, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребёнка действовать вместе и добиваться положительного результата. Роль взрослого двойственна: с одной стороны — он руководит познавательным процессом, а с другой — исполняет роль участника, партнёра, направляет каждого ребёнка на выполнение действий, а при необходимости даёт образец поведения в игре, и одновременно следит за выполнением правил [2].

Литература:

  1. Баряева Л. Б., Бгажнокова И. М., Бойков Д. И., Зарин А. П. и др. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программы, методические рекомендации. — Псков: ПОИНКРО, 1999. — 176 с.
  2. Баряева Л. Б., Зарин А. П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. — СПб., 2001. — 416 с.
  3. Беззубцева В. Г. Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. М., Изд. «ГНОМ и Д» 2003. — 120 с.
  4. Богатырева З. Н. Чудесные поделки из бумаги. — М.: Педагогика, 1987. — 184с.
  5. Грошенков И. А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида. — М.: ООО «Институт общегуманитарных исследований», 2001. — 224 с.
  6. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. –224 с.
  7. Грошенков И. А. Развитие у учащихся вспомогательной школы интереса к изобразительной деятельности. // Дефектология. –1980. — № 6 — с. 45–43
  8. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2011. — 175 c.
  9. Забрамная С. Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе. — М.: Педагогика, 135.
  10. Кнушевицкая Н. А. Стихи, загадки, игры по лексическим темам. СПб. Детство-пресс, 2014. — 176 c. 990. — 165 c.
Задать вопрос