Интегрированный урок ОБЖ — русский язык «Подготовка к созданию информационного видеоролика на тему «Нет вредным привычкам!» (9-й класс) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (46) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 09.10.2023

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Бударин, С. И. Интегрированный урок ОБЖ — русский язык «Подготовка к созданию информационного видеоролика на тему «Нет вредным привычкам!» (9-й класс) / С. И. Бударин. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8649/ (дата обращения: 29.04.2024).



Ключевые слова: интегрированный урок, публицистический стиль, ролик, вредные привычки.

Цель урока:

Используя особенности публицистического стиля речи, подготовить материал для создания видеоролика о вреде алкоголя, никотина и наркотиков на здоровье человека.

Ход урока

Блок 1. Публицистический стиль

Оргмомент

Здравствуйте, ребята. Сегодня нас с вами ожидает не совсем обычный урок. Один урок объединяет два предмета: русский язык и ОБЖ. Что общего между этими предметами, вы узнаете чуть позже. А сейчас внимание на слайд.

  1. Мотивация

«Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь!

Паче же всего гордости не имейте в сердце и уме, но скажем, смертные умы, сегодня живы, а завтра в гробу… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев… В дому своем — не ленитесь, но за всем сами наблюдайте…» (Из «Поучения Владимира Мономаха).

Учитель русского языка :

Какова цель высказывания древнерусского князя? Как она влияет на интонацию?

(Ответ: Князь обращается к детям и другим людям с призывом, наказом. Цель — подействовать на души людские, пробудить в них определенные чувства: доброту, справедливость…) 1

Учитель русского языка: Найдите в тексте глаголы повелительного наклонения 2 .

(Ответ: Глаголы: не посмейтесь, не имейте, чтите, не ленитесь, наблюдайте).

Учитель русского языка: Дает ли право употребление в тексте глаголов повелительного наклонения читать тоном приказа?

(Ответ: Нет, конечно же, потому что это поучение, и глаголы дают возможность почувствовать яркость языка).

Учитель русского языка: (обобщение): Дело в том, что ни о каких стилях речи князь Мономах не знал, но, тем не менее, его «Поучение» выдержано в определённом стиле. Каком? (Ответ: публицистическом). Мы уже знакомы с некоторыми особенностями этого стиля. Давайте их вспомним (по таблице).

Учитель русского языка: Назовите сферу употребления публицистического стиля.

Ребята, а какой вид публицистического продукта для вас самый интересный? Что вы хотели бы создать? (ответ : видеоролик).

Учитель русского языка: Над способами использования публицистического стиля мы будем работать в течение сегодняшнего урока и попытаемся подготовить материал для создания видеоролика на одну из очень актуальных сегодня тем.

  1. Переход к теме урока

На слайде: «Подготовка к созданию информационного видеоролика на тему: «Нет вредным привычкам!».

Но сначала о публицистическом стиле.

Учитель русского языка: Мы начали урок с «Поучения». Давно оно было написано. Много веков прошло. Слова же сейчас звучат уместно. Вот она мудрость веков! Мудрость наших предков! Она учила многие и многие поколения.

И яркое свидетельство тому слова Д. С. Лихачёва, российского ученого-литературоведа: «Я люблю, люблю Древнюю Русь, и не только люблю, изучаю историю, литературу, язык. Многое открыл, сделал опыт предков достоянием русского народа, учил и учу своих «соотечественников любить свою землю, свой язык».

Именно поэтому Д. С. Лихачёв много писал о жизни человека. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном» предназначена для молодежи и содержит умозаключения автора по различным общественным вопросам. С одной статьей мы сегодня познакомимся.

Задание 1 : Прочитайте текст «Учитесь говорить и писать» Д. Лихачёва.

Текст «Учитесь говорить и писать»

Учиться говорить и писать нужно все время. Язык — самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа — его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит… А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочём, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок.

Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Если вам приходится часто публично выступать — на собраниях, заседаниях, совещаниях, просто в обществе своих знакомых то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены остальные.

Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

Учитель русского языка: Какие функции публицистического стиля характерны для данного текста? (Ответ: Воздействие на читателя и слушателя, сообщение и информация).

Учитель русского языка: Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, данный текст должен обладать определёнными стилевыми чертами, лексическими и синтаксическими средствами. Давайте вспомним, что они из себя представляют.

(заполнение таблицы)

Работа в группах.

I группа — работа с текстом по определению стилевых черт

II группа — работа с текстом по определению лексических средств

III группа — работа с текстом по определению синтаксических средств

(группа № 1).

Стилевые черты.

Эмоциональность (страстность). Выражена в чувствах автора и роднит его с художественным стилем. Самая большая ценность народа — его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Но как научиться писать?

Призывность. К чему же призывает автор текста? Постоянно учиться говорить и писать. Призывность — отличительная черта стиля 3 .

Общенаучная терминология. Сознательная жизнь, умственное развитие (гр. № 2)

Лексические языковые средства

– Каким образом завершается текст и с какой целью это делает автор?

(«Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде» — цитата, пословица, афоризм?)

– Жаргонные выражения: трус и робок

– Слова книжной и разговорной речи: обладает, моральный облик, жаргонные выражения, публично выступать, плюется словами

Слова и выражения, использованные в переносном значении: … плюется словами…

– Возвратные глаголы: прислушаться, приходимся, постарайтесь, научиться.

(группа № 3)

Синтаксические средства

Какие же синтаксические средства языка, позволяющие усилить воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистической речи?

– Восклицательные и вопросительные предложения, многоточие оживляют речь, придают тексту выразительность.

Думает! Но как научиться писать? …как он говорит…

– Побудительные предложения. …

Важнейший способ узнать человека — прислушаться к тому…; Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным… то обращайте внимание… говорите правильно, точно и экономно. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна мысль…

– Однородные члены предложения:

Учиться говорить и писать; он пишет, говорит, думает; умственное развитие, моральный облик; характер выше, сильнее, умнее; трус и робок; говорите правильно и экономно; на собраниях, заседаниях, в обществе.

По окончании работы представители от групп готовят сообщение об итогах наработанного (устно), составляется Памятка (письменно)

Учитель русского языка : Ребята, в нашей литературе есть личности, которые известны своей твердой гражданской позицией. Например, Л. Н. Толстой. Писатель не мог молчать, если видел несправедливость и пороки в обществе и человеке. Сам он был приверженцем здорового образа жизни и боролся с пороками, как мог. Он обычно высказывался по этому поводу искренне и полемично. Его публицистические памфлеты и высказывания до сих пор актуальны. Вот послушайте:

«Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом», недоумевал Л. Н. Толстой.

Лев Николаевич был известен здоровым образом жизни. А что вы знаете о жизни Толстого? (Ответы учащихся)

О каком влиянии говорил Толстой? Вот об этом мы с вами порассуждаем в следующей части нашего урока.

Блок 2. ОБЖ

Блок ОБЖ посвящен работе учеников с определением понятия вредные привычки и их влияния на организм человека.

Ребята вспоминают, какой вред наносят здоровью алкоголь, наркотики и табак. Работа с презентацией помогает ученикам более ярко представить, какой вред наносят вредные привычки организму. Рассуждения детей на заданную тему сопровождаются комментариями учителя.

О вредных привычках: презентация, видео, учебник — 10–15 минут.

Блок 3. Практическая работа

Учитель : Наша задача: найти материал для создания социального видеоролика, информирующего о влиянии вредных привычек на человека и с призывом к ЗОЖ.

Распределение на группы и получение задания

1 группа. Репортеры

  1. Найдите в презентации и учебнике факты, говорящие о вреде наркотиков, алкоголя и курения на организм человека.
  2. Подготовьте материал для ролика: выведите материал на страницу документа WORD

2 группа. Редакторы

  1. Создайте тексты информационного содержания о воздействии вредных привычек на человека для размещения в ролике. Следуйте нормам публицистического стиля.
  2. Подготовьте тексты для чтения и записи: разместите тексты на страницах WORD.

3 группа. Художники.

  1. Нарисуйте плакаты о вреде курения, алкоголя, наркотиков.
  2. Подберите подписи (слоганы) к рисункам.

4 группа. Сценаристы.

  1. Определите последовательность составления ролика, используя материалы групп.
  2. Запишите план ролика. Скорректируйте работу групп.

5 группа. Техники.

  1. Сделайте съемку частей ролика (чтецы, рисунки).
  2. Подготовьте материал для монтажа.

Блок 4. Съемка совместного слогана (практическая работа)

Быть зависимым ужасно, вот свобода — это классно!

Чтоб зависимым не быть, надо лишь мозги включить.

Скажем: «НЕТ вредным привычкам!»

Итог : видеоролик, созданный учащимися.

Литература:

  1. Лихачев Д. С. Земля родная. — М: Просвещение. — 2015.
  2. Владимир Мономах. Поучение детям. — М: Просвещение, 2010.
  3. Денисова Ю. В. Урок развития речи. Публицистический стиль. — Образовательная социальная сеть nsportal.ru.
  4. https://urok.1sept.ru/articles/512984
  5. https://infourok.ru/konspekt-uroka-v-klasse-funkcionalnie-raznovidnosti-yazika-publicisticheskiy-stil-1206609.html
  6. https://otvetka.tutoronline.ru/question/-2-vypolnite-zadanija-rabota-s-tekstom-iz-knigi-d-s-lihacheva-zemlja-rodnaja-uchites-govorit-i-pisat-uchitsja-govorit-i-pisat-nu
  7. https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/05/25/urok-razvitiya-rechi-7-klass-publitsisticheskiy-stil-rechi
Задать вопрос