Семья и семейные ценности в русской литературе (интегрированный урок родная литература — ОБЖ, 9-й класс) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (45) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 28.09.2023

Статья просмотрена: 577 раз

Библиографическое описание:

Дубинина, Г. А. Семья и семейные ценности в русской литературе (интегрированный урок родная литература — ОБЖ, 9-й класс) / Г. А. Дубинина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 4 (45). — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/256/8624/ (дата обращения: 29.04.2024).



Ключевые слова : интегрированный урок, семейные ценности, родная литература.

Цель урока : Образовательный аспект: сформировать отношение к семье как одной из важнейших ценностей бытия человека через анализ произведений русской литературы.

Развивающий аспект: развитие личностной активности обучающихся, познавательного интереса, пространственного мышления через анализ информации.

Воспитательный аспект: формирование коммуникативной компетентности при обсуждении проблемных вопросов, развитие метапредметной компетентности.

Задачи урока:

Регулятивные: создать ситуацию для проявления эмоционально-личностного отношения каждого учащегося к деликатной теме урока — теме семьи.

Познавательные: расширить и углубить знания учащихся о важнейшем социальном институте на основе их субъективного знания о семье, семейных отношениях; Коммуникативные: уметь отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. Работая в группах, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми других позиций.

Личностные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, учиться строить отношения с другими на основе доброжелательности, при столкновении позиций, стараться понять друг друга.

Актуальность темы урока обусловлена необходимостью приобщения старшеклассников к осмыслению семейных ценностей.

Практическая значимость урока определяется попыткой достучаться до сознания каждого учащегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества — счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.

Ход урока

1) 5 мин.

Учитель: Наступило самое прекрасное время в вашей жизни — юность. Вы уже много знаете, умеете, вы чувствуете себя взрослыми и вся жизнь ещё впереди. Но это и самое сложное время в вашей жизни — время выбора. Вы должны решить, чем заниматься в будущим, как устраивать свою жизнь, кто будет спутником вашей жизни.

Посмотрите на иллюстрации и скажите, какие ассоциации они у вас вызывают? О чем мы будем сегодня говорить?

(Идет подборка иллюстраций из произведений А.Пушкина «Капитанская дочка», Фонвизина «Недоросль», Горького «Детство» и др.

(Ответы детей: о семье (уточнить, что не просто о семье, а о том, как показана семья в произведениях русской литературы)).

Тема урока (на доске)

Учитель: Тема урока: «Семья и брак. Изображение семейных ценностей в произведениях родной литературы» (записать в тетрадь).

Учитель : Вы обратили внимание, что наша тема состоит из двух частей и предполагает работу в двух направлениях — это ОБЖ и родная литература. Что объединяет два предмета? (тема семьи).

Учитель: Что нужно сделать, чтобы достичь цели?

(определить задачи)

– найти определение понятию «семья»;

– подумать, какие есть составляющие семьи;

– прочитать рассказы и выяснить, как показана семья в русской литературе;

– сделать выводы о роли семьи в жизни человека.

Учитель: Что такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь её потери? Можно ли прожить свою жизнь не имея семьи? Какая она, семья 21 века? Сейчас вы просмотрите ролик. В нем есть ответы на вопросы, которые представлены на доске. Попытайтесь найти эти ответы. Можно записать их в тетрадь.

Вопросы:

  1. Дайте определение понятию «семья».
  2. Что нужно человеку для вступления в крепкие семейные отношения?

2) 5 мин.

Просмотр ролика из РЭШ (урок 16 для 9 класса).

3) до 10 мин.

Учитель: Попытаемся ответить на 1 вопрос (ответы учащихся).

Учитель: Обратимся к словарям, высказываниям великих мыслителей и учебнику ОБЖ (п.10.1. стр 183), чтобы уточнить определение понятия «семья». Найдите то определение, которое кажется вам особенно понятным и точным, запишите его в тетрадь и подготовьтесь прокомментировать.

Карточка:

  1. Т. Ф. Ефремова: Группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т. п.), живущих вместе.
  2. С. И. Ожегов: Группа живущих вместе близких родственников.
  3. Д. Н. Ушаков: Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
  4. В. И. Даль: Семья — это совокупность близких родственников, живущих вместе; в тесном понятии: родители с детьми.
  5. Экономическая ячейка общества — Ф. Энгельс
  6. «Наиболее эффективное средство сохранения культуры народа и передачи социальной наследственности» — Л. Н. Боголюбов, академик

(Работа с раздаточным материалом: выбрать нужное определение, добавить то, чего не достает, прокомментировать некоторые, записать в тетрадь более подходящее).

Комментарии детей к своему определению.

4) 15 мин.

Учитель: Обратимся ко второму вопросу «Что нужно человеку для вступления в крепкие семейные отношения?». Зачитайте свои ответы (дети читают то, что успели записать).

На доске или слайде (открываем после ответов детей):

  1. Культура общения.
  2. Социальная зрелость.
  3. Представление о будущей семье.

Учитель: Обратим внимание на первый пункт — культура общения. Это очень объемное понятие, которое включает в себя глубокие духовные отношения между членами семьи, доброжелательность, уважение, взаимопонимание, требовательность к себе.

Обратимся к произведениям родной литературы. Одной из самых важных тем в произведениях русских писателей была и есть тема семьи. Как вы думаете, почему? (ответы детей).

К сегодняшнему уроку мы с вами прочитали три произведения, которые показывают совершенно разные семьи и их внутренний мир. Озвучим сюжет рассказов.

(очень краткий пересказ — в трех предложениях)

1 группа. Рассказ Валентины Осеевой «Бабка».

2 группа. Рассказ Юрия Бондарева «Поздним вечером» («Тонко дребезжат стекла»).

3 группа. Рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления».

Учитель: Анализируем рассказы по общему плану (план на доске или слайде):

  1. Какая семья представлена (перечислить членов семьи)
  2. Какую проблему поднимает автор. Укажите конкретно строки, выражающие главную мысль.
  3. Какие приемы использует для иллюстрации проблемы (описание, диалог, монолог, выразительные средства)

Ответы детей по группам (по 3 минуты на группу)

Учитель: Сделаем вывод: Какие вопросы поднимают русские писатели в прочитанных рассказах? С какой целью? Какую роль играет семья в жизни человека?

Русская литература всегда отображала самые важные вопросы общества, в каком бы веке не жили писатели и поэты. Литература — это отражение тех нравственных начал, которые присущи русскому народу. Мы с вами изучаем литературу и делаем для себя определенные выводы, учимся принимать решения.

5) 10 мин

Учитель : Сегодня мы с вами попытались представить себе такое понятие, как «семья» с разных сторон. Подумайте, какой вы видите свою будущую семью. Это важно не только для вас, но и для всего общества. Ведь вы — наше будущее. Мы проведем практическую работу. Сейчас каждый из вас составит синквейн на тему: «Моя будущая семья». Запишите его на цветном листочке. Наш фотокорреспондент сфотографирует его и затем соберет в презентацию «Семья будущего», с анализа которой мы с вами и начнем наш следующий урок ОБЖ.

(прочитать некоторые)

Учитель: Домашнее задание также связано со следующим уроком: из п.10.1. выписать в тетрадь факторы, характеризующие отношения в семье, устно подберите пример к каждому фактору.

Ключевые слова

семейные ценности, интегрированный урок, родная литература
Задать вопрос