Сценарий игры «Педагогический зачет»
Авторы: Дедурина Светлана Ивановна, Миненкова Алина Андреевна, Лутцева Марина Анатольевна, Мезенко Светлана Павловна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (39) июнь 2022 г.
Дата публикации: 02.06.2022
Статья просмотрена: 1673 раза
Библиографическое описание:
Дедурина, С. И. Сценарий игры «Педагогический зачет» / С. И. Дедурина, А. А. Миненкова, М. А. Лутцева, С. П. Мезенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 3 (39). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/225/7407/ (дата обращения: 28.04.2024).
В статье представлен сценарий игры «Педагогический зачёт», которая позволяет расширить и углубить знания, полученные в результате самообразования и практической деятельности, усовершенствовать умения анализа и систематизации информатизации из различных источников, моделирования и прогнозирования действий, направленных на творческие изменения в педагогической практике.
Ключевые слова: педагогическое мастерство, игра, педагогический зачёт, викторина, педагоги, обучение, саморазвитие.
Образование педагогических кадров, повышение их профессионального мастерства — приоритетная задача методической работы.
Методическая служба призвана активизировать творческую деятельность педагогов, развивать неповторимость их педагогического стиля, а, в конечном счете, — способствовать повышению качества и эффективности образовательного процесса.
Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и активные формы работы с педагогами. Особое место среди них занимает игра-викторина как одна из форм методической работы.
Викторина — занимательная игра, в ходе которой в определённой последовательности перед участниками ставятся вопросы, на которые они дают ответы в устной или письменной форме. Викторина позволяет расширить и углубить знания, полученные в результате самообразования и практической деятельности, усовершенствовать умения анализа и систематизации информатизации из различных источников, моделирования и прогнозирования действий, направленных на творческие изменения в педагогической практике.
Викторины являются самостоятельной формой методической работы, но могут проводиться на заседаниях методических объединений, методического и педагогического советов, неформальных встречах педагогов.
В данной статье представлен сценарий игры «Педагогический зачет», которая была включена в межрегиональный фестиваль управленческих команд.
Цель игры: повышение профессиональной компетенции, развитие творческого потенциала педагогов и навыков работы в команде, активизация знаний в области педагогики и психологии.
Оборудование и материалы: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран / интерактивная доска, презентация (ссылка на скачивание: https://clck.ru/ntzfd), зачетная книжка.
Ход игры: Уважаемые коллеги, приветствуем вас на игре «Педагогический зачет»!
Педагог 21-го века должен быть очень эрудированным, постоянно повышать свой профессиональный уровень.
Только компетентный учитель способен принять новые смыслы педагогической деятельности, осознать свою гражданскую миссию и определить стратегию своей успешности.
Мы предлагаем вам окунуться в атмосферу игры, проверив свои знания в области педагогики, психологии, литературы и некоторых других областей.
Игра «Педагогический зачет» состоит из 3 раундов.
В 1 раунде «Разминка» — «Народная мудрость» — участвуют все члены команды, отвечая на вопросы по очереди без подготовки в течение 1 минуты.
При отсутствии ответа, ход передается другому члену команды и озвучивается следующий вопрос.
Оценивается количество правильных ответов. Максимальный балл, который может заработать команда в 1 раунде — 15. Один правильный ответ — 1 балл.
Итак, готовы? Начинаем!
Каждый вопрос озвучивается ведущим и отражается на экране.
- Кто хочет много знать, тому надо мало …( спать )
- Без муки нет и …( науки )
- Мир освещается солнцем, а человек …( знанием )
- Человек неученый — что топор …( неточёный )
- Не стыдно не знать, стыдно …( не учиться )
- Учись смолоду — пригодится … ( в старости )
- Дары и мудрых …(ослепляют).
- Попытка — не пытка, а спрос — …( не беда ).
- Не всё простое — гениально, но всё… ( гениальное просто ).
- Знания много места… ( не занимают ).
- Посеявший поступок, пожнёт… ( судьбу ).
- Красна птица перьями, а человек… ( знанием ).
- Чему Ваня не научился, того Иван…( не выучит ).
- Дерево ценят по плодам, а человека …( по делам ).
- Не дав слово — крепись, а дав слово — …( держись ).
Вы отлично справились с заданием и получили ___ баллов. Зачет!
Переходим к следующему раунду.
2 раунд — «Тематический» — состоит из трех категорий вопросов: «Аббревиатуры в образовании»; «Педагогика и психология»; «Педагогические технологии». В этом раунде принимает участие вся команда.
Перед вами на экране таблица с категориями вопросов. Очередность выбора категории команда определяет самостоятельно.
Общее количество баллов во втором раунде — 30.
Выбирайте категорию!
Категория «Аббревиатуры в образовании»
В данной категории вам предлагается расшифровать аббревиатуры, которые широко применяются в сфере современного образования.
На экране каждые 10 секунд будут появляться аббревиатуры. Команде необходимо обсудить вопрос и дать правильный ответ до истечения времени.
Оценивается количество правильных ответов. Максимальный балл, который может заработать команда в этой категории — 15. Один правильный ответ — 1 балл.
- ЕФОМ –единый федеральный оценочный материал.
- ИКТ — информационно-коммуникационные технологии
- УМО — учебно-методическое объединение
- ООО — основное общее образование
- УМК– учебно-методический комплекс.
- ООП — основная образовательная программа.
- ПМПК — психолого-медико-педагогическая комиссия.
- ФЦИОР — федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
- ВШК — внутришкольный контроль
- НИКО — национальное исследование качества образования.
- ФИПИ — федеральный институт педагогических измерений.
- ППЭ — пункт проведения экзамена
- РДШ — Российское движение школьников.
- ШНОР — школа с низкими образовательными результатами.
- АПО — актуальный педагогический опыт.
Категория «Психология, педагогика»
В этой категории вам предлагается выбрать три вопроса и, обсудив каждый из них в течение 10 секунд, определить, о каких понятиях из области психологии и педагогики идёт речь. Ответ необходимо дать до окончания времени, следить за которым вы можете по таймеру на экране.
Максимальное количество баллов, которые может заработать команда в категории «Педагогика и психология» — 9. Один правильный ответ — 3 балла.
Выбирайте номера вопросов!
- Деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма (навык).
- Способность организма сохранять и воспроизводить информацию для дальнейшего ее использования (память).
- Способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды (адаптация).
- Совокупность представлений и понятий о предметах, явлениях и законах действительности (знания)
- Творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем (одаренность).
- Освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков (умение).
- Абстрактный набор знаний, умений, навыков, личностных качеств, опыта в определенных сферах деятельности (компетенция).
- Психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость (мотивация).
- Специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, приводящий к достижению прогнозируемого образовательного результата (педагогические технологии).
- Интегративная характеристика комплекса личностных свойств, обеспечивающего высокий уровень решения задач профессиональной деятельности (профессиональное мастерство).
- Подход в обучении, при котором центральное место занимает максимально самостоятельная, активная и разносторонняя познавательная деятельность обучающихся (системно-деятельностный подход).
- Ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков, которое проявляется в увеличении веса и размеров тела и ускоренном половом созревании (акселерация).
Категория «Педагогические технологии»
В этой категории вам предлагается выбрать три вопроса, содержащих описание педагогических технологий, по которому вы должны определить о какой из четырех предложенных идет речь.
На обсуждение каждого у вас будет не более 10 секунд, ответ необходимо дать до окончания времени.
Максимальное количество баллов, которые может заработать команда в категории «Педагогические технологии» — 6. Один правильный ответ — 2 балла.
Выбирайте номера вопросов!
Таблица 1
Перечень вопросов в категории «Педагогические технологии»
1. Технология, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий |
||
А. Здоровьесберегающая технология |
В. Технология проблемного обучения |
|
Б. Проектная технология |
Г. Технология творческих мастерских |
|
2. Технология, при которой организуются учебные занятия, предполагающие создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся |
||
А. Здоровьесберегающая технология |
В. Технология проблемного обучения |
|
Б. Кейс-технология |
Г. Технология творческих мастерских |
|
3. Интерактивная технология обучения на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации |
||
А. Технология «Перевернутый класс» |
В. Технология проблемного обучения |
|
Б. Кейс-технология |
Г. Технология творческих мастерских |
|
4. Технология, предполагающая организацию процесса обучения, при которой учитель-мастер вводит учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, при этом ученик проявляет себя как творец. |
||
А. Здоровьесберегающая технология |
Б. Классно-урочная технология |
|
В. Технология интегрированного обучения |
Г. Технология творческих мастерских |
|
5. Технология обучения, направленная на сохранение и укрепление здоровья школьников, предупреждение переутомления обучающихся на уроках. |
||
А. Здоровьесберегающая технология |
В. Технология проблемного обучения |
|
Б. Классно-урочная технология |
Г. Технология творческих мастерских |
|
6. Данный вид обучения подразумевает проведение уроков с широким использованием межпредметных связей. |
||
А. Модульная технология |
В. Игровая технология |
|
Б. Технология интегрированного обучения |
Г. Технология творческих мастерских |
|
7. Технология, представляющая собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, затем предоставить условия для осмысления материала и помочь обобщить знания |
||
А. Информационная технология |
В. Технология проблемного обучения |
|
Б . Технология критического мышления |
Г. Технология творческих мастерских |
|
8. Технология, реализуемая на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения и стимулирования к учебной деятельности. |
||
А. Модульная технология |
В. Игровая технология |
|
Б. Технология интегрированного обучения |
Г. Технология творческих мастерских |
|
9. Технология, при которой учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на уроке проходит практическое закрепление материала. |
||
А. Технология «Перевернутый класс» |
В. Технология проблемного обучения |
|
Б. Кейс-технология |
Г. Технология творческих мастерских |
|
10. Технология, которая основана на использовании приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия обучающихся в группе с целью совместного решения коммуникативных задач. |
||
А. Технология ТРИЗ |
В. Технология проблемного обучения |
|
Б. Технология интерактивного обучения |
Г. Технология творческих мастерских |
|
11. Технология, представляющая собой организацию учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала |
||
А. Технология разноуровневого обучения |
В. Технология проблемного обучения |
|
Б. Групповая технология обучения |
Г. Технология развития критического мышления |
|
12. Данная технология основывается на разделении (по усмотрению учителя) предметного содержания на блоки. |
||
А. Модульная технология |
В. Технология проблемного обучения |
|
Б. Технология интегрированного обучения |
Г. Технология творческих мастерских |
|
Отлично! По итогам второго раунда ваша команда набрала ___ баллов. Зачет!
Следующий, заключительный раунд — «Блиц-турнир». В нем принимает участие один человек, которого определит команда. Время проведения раунда — 2 минуты.
Ведущий озвучивает вопросы, член команды отвечает без подготовки. Если отвечающий не знает ответа, говорит: «Далее».
Максимальное количество баллов, которые может заработать для команды участник — 25. За каждый правильный ответ команда получает
1 балл.
Члены команды выбирают одного игрока.
Участник готов? Начинаем!
- Предвестник школьной перемены (звонок).
- Созвучие концов стихотворных строк (рифма).
- Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (три).
- Насекомое — символ трудолюбия (муравей/пчела).
- Что означает выражение «летать в облаках»? (мечтать).
- Любимое занятие на досуге (хобби).
- Кто из известных педагогов назвал сказки «первыми блестящими попытками русской педагогики»? (Ушинский Константин Дмитриевич) .
- Этот советский педагог создал педагогическую систему, основанную на принципах гуманизма и признании личности ребёнка высшей ценностью? (Василий Александрович Сухомлинский) .
- Какими нотами можно измерить расстояние (Ми Ля).
- И канцелярская, и электрическая, и ядерная (кнопка).
- Изображение рельефа Земли на бумаге (карта)
- Что означает выражение «дрожать как осиновый лист»? (бояться).
- Этот педагог-гуманист, писатель, общественный деятель выделил педагогику как самостоятельную науку (Ян Амос Коменский) .
- Птица — символ учительского труда (пеликан).
- Что легче: килограмм пуха или килограмм железа? (одинаково).
- Как в Древней Греции называли раба, сопровождавшего ребёнка в школу (педагог).
- Педагог, посвятивший свою педагогическую поэму беспризорникам (А. С. Макаренко «Педагогическая поэма»).
- Кому принадлежат слова: «Не хочу учиться, хочу жениться!» ( Митрофанушка из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» ).
- Что означает выражение «зарубить на носу»? (запомнить).
- Что в переводе с латинского означает слово «семинар» ( рассадник, теплица )
- Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался «шкрабом»? (учитель (школьный работник).
- Кому принадлежат слова: «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» ( Антуан де Сент-Экзюпери).
- Какое выражение употребляют учителя, говоря о том, что нужно прочесть что-то от начала до конца? («от корки до корки»).
- В какой ящик мы откладываем дела на какое-то время? (в «долгий ящик»).
- Способность отчетливо произносить слова в речи (дикция).
В третьем раунде ваша команда набрала ___ баллов. Зачет!
Уважаемые коллеги, в нашей профессии нет предела совершенству, то, что вчера казалось единственно возможным, сегодня выглядит устаревшим. Появляются новые идеи, технологии и желание что-то изменить.
Любой творчески работающий педагог находится в постоянном поиске. Не бойтесь творить добро, искать что-то новое, познавать неизвестное. Не забывайте, что, сколько бы вы не знали, знанию и образованию нет границ.
В нашей игре-викторине вы заработали ___ баллов и получаете зачетную книжку (команде вручается зачетная книжка). Желаем успехов!
Литература:
- Зайцев В. С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. — В 2-х книгах. — Книга 1. — Челябинск, ЧГПУ, 2019.
- Кузнецов, В. В. Общая и профессиональная педагогика: учебник и практикум для вузов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021.
- Лосев П. Н. Управление методической работой в современном школе. — Москва: Дрофа, 2018.