Игра во внеурочной деятельности как средство воспитания, обучения и развития личности | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (39) июнь 2022 г.

Дата публикации: 31.05.2022

Статья просмотрена: 246 раз

Библиографическое описание:

Мунтянова, О. Г. Игра во внеурочной деятельности как средство воспитания, обучения и развития личности / О. Г. Мунтянова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 3 (39). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/225/7354/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье рассматривается процесс игровой деятельности в воспитательном и образовательном процессе, отмечается важность проведения ролевых игр для социального, личностного, коммуникативного и познавательного развития обучающихся, а также указана классификация ролевых игр.

В воспитательном и образовательном процессе игра является одним из древнейших методов обучения, несмотря на это, и в современных реалиях игровые технологии особенно актуальны.

Несомненно, для каждого возраста характерны свои игры. В раннем детстве — это простые игры, забавы. Взрослеет ребенок — «взрослеют» и игры.

П. Ф. Каптерев считал, что игры-забавы переходят в развлечения, эти развлечения оказывают эмоциональное воздействие на состояние ребенка, на память, мышление и развитие воображения [1, с. 35]. В школьном возрасте преобладают сюжетно-ролевые игры, которые моделируются в дальнейшем в строительно-конструкторские. Игры помогают детям познавать окружающий мир, игра становится источником вдохновения, удовольствия, способствует адаптации ребенка к условиям будущей социальной жизни [2,с. 76].

Педагог-организатор выступает организатором игры, важно правильно подобрать команды игроков, ориентируясь на индивидуальные и возрастные особенности, необходимо учитывать интересы и уровень подготовки участников. Любая игра пройдет успешнее, если игрокам четко и кратко объяснили правила, изложили ход. Всем процессом игровой деятельности руководит педагог-организатор, который следит за соблюдением необходимых временных, эмоциональных, материальных условий. В любой игре важен неослабевающий интерес игроков. Заключительному этапу подведения итогов игры, рефлексии отводится особое место. В современных условиях решением задач образования является формирование универсальных учебных действий, ключевых образовательных компетенций обучающихся. Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений социального, личностного, коммуникативного и познавательного развития обеспечивают широкие возможности обучающихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетенциями, готовностью к самопознанию мира, саморазвитию и сотрудничеству.

Одним из средств является внеурочное занятие в виде ролевой игры, которое выступает эффективнейшим методом развития социальных навыков обучающихся. Ролевые игры выступают «строительными конструкциями» при проведении занятий. Их широкое применение обусловлено рядом преимуществ, широтой решаемых с их помощью задач.

Ролевые игры подразумевают активную позицию участников, поэтому в таких играх знания, умения личностны, легко актуализируются в деятельности. Степень эмоциональной включенности в игру, мотивация возрастает.

Интересно, что результаты большинства игр нельзя точно и достоверно предсказать заранее, поэтому их выполнение сопровождается любопытством, интересом. Игру можно применять не только на внеурочном мероприятии — на уроке, на любом его этапе можно использовать игровые элементы, при этом необходимо учитывать структуру организации игры, соблюдая определенные требования. Социально организованная ролевая игра сложна, она четко структурирована, состоит из нескольких частей, которые связаны между собой.

Организация и проведение подобных игр для подростков (а именно этот возраст является самым сложным и трудным из всех детских возрастов, именно этот возраст представляет собой период становления личности с наличием разнообразных психологических проблем, трудностей) требует от педагога-организатора особого мастерства. Особенно это касается ролевой игры, где каждый участник на время принимает социальную роль, демонстрирует соответствующие поведенческие модели. Модератором выступает ведущий. Важно то, что модератор не должен навязывать игру обучающимся, нужно сделать все возможное, чтобы каждый участник сам пожелал включиться в игру, осмыслив ее правила, содержание и роли, смог проявлять инициативу. Ролевая игра должна развивать интеллектуальную, эмоционально-волевую и рационально-физическую сферы участников. А финал игры не должен быть унизительным для проигравшего ребенка или команды.

Ролевая игра — это не пьеса, где персонажи отыгрывают свои роли.

Участники игры (а их может быть несколько), как правило, берут на себя нехарактерные роли, либо же характерные, но обстановка может быть совершенно неожиданной (это важно для получения нового опыта поведения, помогает оптимизировать возможности для обучения новым поведенческим моделям). Несомненно, применение ролевой игры очень важно для всех ее участников. В ходе межличностного взаимодействия у обучающихся формируются новые модели поведения. Участники общения получают возможность принять на себя разнообразные роли, это помогает расшить гибкость поведения. В определенных ситуациях (знакомство, конфликт и т. д.) игра может обучить моделям эффективного поведения. Игра дает возможность продемонстрировать и создать условия для осознания и коррекции собственных неадекватных поведенческих моделей, помогает снизить остроту проблемных переживаний, связанных с проигрываемыми ситуациями.

Варианты сюжетов ролевых игр на занятиях разнообразны [1, с. 78]. Существует разнообразная классификация ролевых игр. Игры-тренировки конкретных социальных навыков могут тренировать как широкие (например, неагрессивное отстаивание своей позиции в конфликте), так и связанные с конкретной профессиональной деятельностью (например, беседа командира с подчиненным) социальные навыки. В таких играх обычно многократно воспроизводятся заданные ведущим ситуации межличностного взаимодействия, участники тренируют навыки конструктивного поведения в них. Образцы такого поведения в большинстве случаев предварительно демонстрируются или описываются, игра строится по принципу «учись делать так же».

В играх-постановках участникам даются описания игровых ситуаций. Микрогруппы участников готовят небольшие драматические постановки, которые демонстрируют либо сами эти ситуации, либо возможные выходы из них. Зачастую в основу таких игр положены фрагменты сюжетов сказок или других литературных произведений, каких-либо популярных фильмов и т. п. При этом происходит тренировка навыков экспрессивного самовыражения, сплочения участников, обучение координации совместных действий, эмпатии.

В играх-драматизациях воспроизводится какая-либо эмоционально окрашенная для участников ситуация, которая может быть взята из личного жизненного опыта, акцент делается на тех переживаниях, которыми сопровождается ее воспроизведение.

В играх-драматизациях осуществляется отработка навыков конструктивного поведения в подобных ситуациях, а также регуляция собственных эмоциональных состояний.

В основу игр-дилемм положена необходимость совершить выбор с опорой на какие-либо критерии и отстаивать его перед другими участниками. С помощью таких игр происходит тренировка навыков уверенного поведения и отстаивания своей точки зрения.

Суть сюжета игры со скрытыми целями сторон заключается в том, что перед играющими ставятся скрытые от других участников (часто противоположные их интересам) игровые цели. Такие игры позволяют развивать навыки уверенного поведения, тренировать наблюдательность и чувствительность к нюансам эмоционального состояния собеседников, а также отрабатывать умение противостоять манипулятивному влиянию.

В играх-провокациях участники намеренно становятся в затруднительные ситуации. Невозмутимость, уверенное поведение — это и требуется от участников для тренировки навыков саморегуляции.

В играх со свободным сюжетом участники получают социальную или же профессиональную роль без дальнейшей конкретизации связанных с ней действий, знакомятся с кратким описанием игровой ситуации. Дальше игра развивается спонтанно, в соответствии со стереотипными представлениями о том, как обычно действуют представители этой роли. Такие игры позволяют демонстрировать не только социальные стереотипы, но и помогают раскрепостить участников, повысить уровень спонтанности поведения.

Литература:

  1. Жданова Л. У. Игра в воспитании и обучении [Электронный ресурс]// Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г.Москва, февраль 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. С. 109–111. URL:https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4987/ (дата обращения: 27.01.2020).
  2. Захарова Е. А. Роль игры в воспитании личности [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). Уфа: Лето, 2015. С. 6–8. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7495/ (дата обращения: 27.01.2020).
Задать вопрос