Мастер-класс «Правила технологии ускоренного запоминания информации на уроках английского языка» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (39) июнь 2022 г.

Дата публикации: 10.05.2022

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Ивкина, Т. А. Мастер-класс «Правила технологии ускоренного запоминания информации на уроках английского языка» / Т. А. Ивкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 3 (39). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/225/7347/ (дата обращения: 28.04.2024).



Огромный объем информации обрушивается на человека ежедневно. И если, по мнению специалистов, раньше этот объём удваивался каждые пять лет, то в современном мире он увеличивается в два раза ежегодно. Причина этому — развитие информационных технологий.

Перед любым человеком встаёт проблема : в большом объёме информации нужно выбрать необходимый минимум (то есть «свернуть» её), но, чтобы эту информацию запомнить времени бывает недостаточно. А память необходимо тренировать.

К группе педагогов. Предлагаю вам информацию для запоминания , она будет перед вами 30–40 секунд, затем запоминание будет через некоторое время проверено.

Тема «Животные».

Введение новых лексических единиц происходит во 2 классе. Учитель сообщает, что в театре появились животные, которые хотят стать артистами. Учащиеся открывают учебник и видят изображение a cow (корова) , a horse (лошадь), a hen (курица ), a duck (утка). Ученики повторяют за учителем названия. После по очереди показывают животных, а другие ученики пытаются угадать.

Задание Вам понятно? Приступайте?

К зрительному залу. «В 1954 году Ллойд и Маргарет Петерсоны провели очень простой эксперимент, который, однако, дал удивительные результаты. Они просили испытуемых запомнить всего 3 буквы, а спустя 18 секунд воспроизвести их. Казалось бы чего проще.

А между тем оказалось, что испытуемые не смогли запомнить эти 3 буквы. В чем дело? Все очень просто: в течение этих 18 секунд испытуемые занимались умственной работой: они должны были в быстром темпе вести обратный счет тройками от числа 487 . Но даже такая, в общем-то, несложная работа помешала им запомнить три буквы.

Этот простой эксперимент иллюстрирует главное свойство памяти: кратковременная память имеет очень малую емкость (от 2 до 9 единиц, по данным других экспериментов) и очень короткую жизнь (от 20 до 30 секунд)» [1].

Как же организовать запоминание так, чтобы информация оставалась в памяти надолго, прочно и достаточно достоверно! Этому и будет посвящен мой мастер-класс.

Вопрос к публике :

Какие иностранные слова Вы увидели в тексте и что они означают? Оценка запоминания Запомнили неточно, не запомнили потому что:

а. не было точно сформулировано задание: запомнить иностранные слова

б. не знаем, как пишутся (произносятся) иностранные слова

в. слушали речь говорящего, т. е. отвлекались на другой вид деятельности (слушали)

Вывод . Перед тем, как дать задание запомнить информацию, надо

— дать чёткие инструкции,

— предложить информацию доступную для понимания,

— создать необходимые условия для усвоения информации

Объём информации, предлагаемый в рамках школьной программы разительно отличается от объёма школьных программ в XX веке. В этом «информационном океане» необходимо выбрать только то, что необходимо для освоения новых знаний. Это может быть термин (слово), фраза, предложение и т. п. Не всегда просто быстро и надолго запомнить их.

Как Вы, уважаемые коллеги, добиваетесь запоминания предлагаемой информации, не рутинного зазубривания, а осознанного запоминания новых терминов, правил? Выслушиваются ответы коллег(поисковая работа, проблемное обучение, ИКТ)

—Можете ли Вы сказать, что Ваши ученики усваивают информацию точно, а не приблизительно?

Мой предмет — английский язык. В учебном содержании много новых слов и фраз, грамматического материала которые надо запомнить. Специфика моего предмета в том, что новое английское слово является точной информацией , т. е. информацией, которую нужно знать точно, на все 100 %, иначе слово (произношение, написание, значение) будет непонятным. Как быстро и точно запомнить информацию?

Я, как и Вы, использую моделирование, исследовательский метод, игры для запоминания. При запоминании соблюдаю законы.

Закон яркости (яркая эмоциональная окраска).

Закон осмысления (я не могу СМОТРЕТЬ, когда режу лук).

Закон положительной установки (я могу, мне по силам).

Закон действия (build (строить), лучше запомнится, если складывать кубики).

Закон контекста (связь с предложениями).

Закон оптимальной длины ряда (за 1 раз человек может запомнить 7 ± 2 слова).

Закон края (лучше запоминаются слова в начале и в конце).

Закон творческого повторения.

Но наиболее эффективным считаю запоминание на основе мнемотехники.

Мнемотехника. «Что это такое?» — спросите Вы.

Мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Наука довольно старая. Наши предки еще 2 тысячи лет назад знали о том, что при методе «зубрежки» в памяти остается только 20 % информации. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» [2].

Многие из вас знают примеры мнемонических приёмов. Например, когда мы хотим вспомнить, в каком месяце сколько дней, мы можем использовать свою руку и по косточкам посчитать, или цвета радуги на небе, мы вспоминаем стишок и еще можно привести множество примеров из жизни.

Предложение для аудитории

—Приведите примеры мнемонического запоминания (на основе ассоциаций, аналогий), применяемых в Вашей практике (в быту, на основе преподаваемых предметов)

—А сами Вы составляли такие примеры для запоминания? А детей Вы этому учите?

Как показывает опрос, вы достаточно хорошо знакомы с наиболее яркими, общепринятыми случаями. К сожалению, не многие из вас умеют составлять их сами, а тем более обучать этому учеников. Попробуем научиться технологии быстрого запоминания с помощью мнемонических приёмов.

В наши дни мнемотехника обогатилась новыми приемами, методами, техниками и является одной из составляющих «Систем развития памяти».

Процитируем известного психолога А. Н. Леонтьева («Лекции по общей психологии» 2000 г): «Трудность заключается в том, что если вы так учите словарные слова (иностранное — русское, иностранное — русское), то языка-то вы знать не будете по очень простой причине: слова, в том числе и иностранные, многозначны. Например,

Ear — ухо и ear—колос;

fine — штраф и fine — хорошо!;

club — клуб и club — дубинка.

Следовательно, учить слова надо в контексте.

Попробуйте запомнить слова, которые вы не смогли запомнить в начале, проговаривая вместе со мной.

«На ферме

Что за шум что за гам

У меня на ферме, farm ?

Отчего корова, cow

Молоко давать не стала?

А в конюшне лошадь, horse ,

Весь просыпала овес?

Улетела за плетень

Курица-наседка, hen.

А толстушка утка, duck,

Убежала на чердак.

Это просто в огород

К нам коза залезла, goat .

Я ее с сестренкой Зиной

Прогоняю хворостиной» [3].

Повторите со мной с опорой на картинку.

Поможет запомнить произношение слов рифма (созвучие с русскими словами)

—Теперь Вам легче запомнить эти слова? Какие законы здесь действуют?

На уроках я предлагаю повторить это стихотворение несколько раз в творческой обстановке: разыгрывая в парах, в группах с демонстрацией картинок.

Какие виды памяти задействованы? (Зрительная, слуховая)

Если какое-то слово кажется вам сложным и «незапоминаемым», подберите к нему слово или два из родного языка. И постройте между этими двумя словами «мостик» — ассоциацию. В этом суть метода фонетических ассоциаций, который также называется методом Аткинсона .

Чтобы метод сработал, ассоциации должны быть:

по созвучию с неким русским словом, или хотя бы по внешнему буквенному сходству — только тогда помните о правильном произношении!

логичными (гуля — голубь — доверчивая птица — доверчивость)

— но при этом — смешными , забавными или нестандартными — чем ярче и эмоциональнее ассоциация, тем легче запоминается (HILL [hil] — ХОЛМ. «ХИЛый с трудом взбирается на холм».)

— и желательно — динамичными (когда картинка движется) — apple ['xpl] — яблоко, яблоня аплодисменты за жонглирование яблоками )

Например, чтобы запомнить слово «fist» (кулак), представьте гигантскую фисташку, которую вы разбиваете крепко сжатым кулаком (фист и фисташка разбита) Повторите движение кулака и скажите: «Фист», — так кулак разбил фисташку. Повторите: «Фист — кулак»

Упражнение: Подберите к информации зрительные или звуковые ассоциации и составьте сюжеты для запоминания. Посмотрите, как это можно было бы сделать. Разберем вместе слово BULL.

BULL [bul] — БЫК.

— LIP [lip] — ГУБА.

— Пароль компьютера: 22499, телефон: 4–12–05

— Дата возведения на престол Петра I — 1682 год

— Написание словарных слов КОСТЮМ, ПАЛЬТО.

Обращение к залу . Подводя итог всему сказанному, назовём правила технологии ускоренного запоминания информации.

  1. Успех в быстром заучивании информации зависит от умения воспользоваться особой технологией, разработанной на основе мнемотехники или метода ассоциаций .
  2. Не надо мучить свою память, не заучивайте информацию механически.
  3. Наша память способна в один приём принимать от 2 до 9 единиц информации .
  4. Кратковременная память существует не более 30 секунд .
  5. Информация сохраняется в кратковременной памяти значительно дольше 30 секунд благодаря ярким эмоциональным образам . Чтобы лишить список слов однообразия, необходимо придать каждому слову какую-либо яркую метку.
  6. Слово передается в долговременную память не столько через повторение, сколько с помощью сюжетных картинок .
  7. После изучения порции слов необходим 10-минутный перерыв .
  8. Если текст содержит большой объём, единица запоминаемой информации должна быть как можно длиннее ( блок слов или словосочетание ). Тех, кто учит или заставляет учить одиночные слова, надо наказывать за растрату времени и памяти в особо крупных размерах.
  9. Мы легко делаем то, что совершается непроизвольно, помимо нашего участия [4]. Слова будут запоминаться непроизвольно, если запоминание не будет целью нашей деятельности — запоминайте, играя и двигаясь. Запоминаемая информация должна содержать динамичные элементы или ассоциироваться с ними. В противном случае она стирается без следа.

Проверка задания

Рекомендации по освоению английского языка : Изучайте английские слова на практике. Например, смотрите фильмы, мультфильмы, иностранные новости с русскими титрами, и, по возможности, общайтесь с людьми на английском языке. К счастью, в наше время материалов для такой работы достаточно, нужно только правильно подойти к их подбору.

Литература:

  1. https://amolingua.com/ru/blog/mnemonics
  2. https://media.kpfu.ru/news/mnemotehnika-ili-kak-podcinit-sebe-svou-pamat
  3. https://ok.ru/razvivaschka/topic/65313571812796
  4. http://www.barius.ru/news/myz_07.php
  5. А. Н. Леонтьев. «Лекции по общей психологии». Москва, 2000
Задать вопрос