Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию высших психических функций у детей с задержкой психического развития старшего возраста по теме «Космическое путешествие» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию высших психических функций у детей с задержкой психического развития старшего возраста по теме «Космическое путешествие» / Т. Н. Марьина, И. Г. Грязнова, Н. В. Иванова [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 3 (39). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/225/7311/ (дата обращения: 28.04.2024).



Цель: создание условий для когнитивного развития и познавательной деятельности детей.

Задачи.

Коррекционно-образовательные: расширять знания и представления об окружающем мире, закреплять элементарные математические представления: счёт и отсчёт в пределах пяти, знания о геометрических фигурах.

Коррекционно-развивающие:

– Развивать умение обрабатывать информацию, делать выводы: обобщать, сравнивать предметы.

– Развивать зрительную и двигательную память, слуховое внимание, концентрацию и устойчивость внимания, конструктивное и образное мышление, пространственную ориентировку.

– Развивать воображение.

– Развивать зрительно-моторную координацию, пальчиковый праксис и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к умственному труду, настойчивость, сообразительность, умение работать в паре, помогать друг другу в случае затруднения.

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное развитие.

Длительность занятия: 25 минут.

Форма проведения: подгрупповая.

Оборудование:

  1. Конструктор, схема ракеты
  2. Фасоль и предметы: ракета, луноход, космонавт.
  3. Фонограмма на космическую тему.
  4. Куклы-инопланетяне
  5. Индивидуальный материал «Продолжи ряд», «Соедини одинаковые планеты», карточки с различным количеством предметов с прищепками.
  6. Простые карандаши.
  7. Геометрические фигуры.
  8. Таблицы с одинаковыми ракетами, фишки — крышечки.
  9. Картинки с ракетами (2 набора). Один набор помещается на доску: в центр и по углам.
  10. Мини-ширма с изображением Земли.

Ход НОД:

Проводит учитель-дефектолог.

  1. Организационный момент:

Дети стоят у стола. На столе коробка с фасолью.

Здравствуйте, Давид и Даша. Посмотрите, что я нашла. Это космонавт. Может и вы что-нибудь найдёте?

Необходимо достать из фасоли предметы: ракета, луноход.

Давид, что ты нашёл? А ты, Даша?

— Дети, как вы думаете, о чем сегодня будет наше занятие? (о космосе)

— Да, приглашаю вас в увлекательное космическое путешествие. Мы с вами полетим на планету «Занимательные игры».

Разомнём пальчики.

Положите ручки на фасоль и повторяйте движения за мной.

Пальчиковая игра, руки опущены в фасоль.

Будем в космосе летать ( сжимаем — разжимаем пальчики).

Загибаем пальчики по одному:

Комета, планета, луноход, звездолёт, земля,

Вас приветствую, друзья (сжимаем — разжимаем пальчики).

Молодцы!

  1. Конструктивная игра «Ракета»

Кпланете этой улетим легко

Не в трамвае, не в метро,

Не в такси, не на мопеде,

А в космической... (ракете)

— Предлагаю вам, дети, самим сконструировать ракету для полёта по схеме. Мы с вами учились строить по образцу, по фотографии, а сегодня попробуем по схеме. Пройдемте к конструктору.

Показываю схему ракеты. Дети анализируют схему по вопросам.

Сколько полу кирпичиков и кирпичиков внизу ракеты?

Дети отсчитывают и начинают строить.

Сколько кирпичиков в основании ракеты?

— Что вверху у ракеты?

Дети достраивают ракету.

Ракета готова! Молодцы, дети, вы ее построили точно по схеме.

  1. Игра «Запомни движения»

Здороваются жители этой планеты движениями. Предлагаю вам запомнить движения.

Один — руки к плечам,

Два — руки на пояс,

Три — рисуем круг носиком,

Четыре — хлопнуть в ладошки.

Запомнили? Давайте ещё раз повторим.

Повторить 2 раза.

А сейчас без меня. Один, два, три, четыре. Вспомните, пожалуйста, на два какое было движение, а на четыре, один?

  1. Игра «Стоп»

Мы полетим, путь наш очень длинный, поэтому мы будем делать остановки на фигурах. Только услышав слово «Стоп» и название фигуры, мы должны остановиться на нужной фигуре.

Показываем детям фигуры, вспоминаем их названия и раскладываем на полу.

Начинаем наш полёт с обратного отсчёта 5, 4, 3, 2, 1, пуск.

Звучит музыка, дети поднимают руки и соединяют их над головой «ракетой», музыка останавливается, но дети продолжают, пока не услышат слово «Стоп» и название фигуры.

Стоп! Не круг, не квадрат, не треугольник. Дети останавливаются у прямоугольника.

Отдохнули и снова полетели. Начинаем обратный отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1, пуск.

Проводится 2–3 раза .

— Какие вы внимательные!

  1. Игры на индивидуальном материале

— Вот мы и на месте, на планете «Занимательных игр». Жители планеты приготовили для вас интересные игры и задания. Вносим кукол-инопланетян.

Дети здороваются движениями.

Космонавты должны быть внимательными и сообразительными. Давайте проверим, какие мы находчивые.

Дети садятся за стол.

– Игра «Продолжи ряд». Ваша задача: рассмотреть, как чередуются картинки и продолжить.

– Игра «Соедини одинаковые планеты». Соедините линией одинаковые планеты.

– Игра «Исправь ошибки». Вы должны сосчитать предметы на карточке и проверить правильно ли прикреплена прищепка.

  1. Полу подвижная игра «Найди пару»

К вам обращается житель планеты. В космосе затерялись ракеты (показываю картинки с изображением ракет) , сейчас мы с вами отправимся на поиски их. Внимательно рассмотрите каждую ракету, обратите внимание на все детали, цвет. Картинки оставим и по памяти будем искать среди других ракет. Надо запомнить, где вы нашли ракету.

Звучит космическая музыка, дети идут к доске, ищут такую же ракету, как и была на их картинке.

Даша, где ты нашла ракету?

— Давид, где ты нашёл ракету?

  1. Игра «Отправим ракеты в полёт»

Дети садятся за стол.

Вы нашли ракеты, а сейчас отправим их в полёт. Помогите им выбрать направление. Одна ракета летит вверх, а другая — вправо. Начинаем отсчёт: 5,4, 3, 2, 1 пуск.

Дети кладут ракеты в нужном направлении.

Молодцы, ваши ракеты полетели в нужном направлении.

  1. Игра «Поймай лишнее слово»

Асейчас мы будем получать сигналысЗемли. Слова должны быть одинаковыми, как только услышите другое слово, поймайте его: (дети должны хлопнуть)

Спутник — спутник — спутник — путник.

Астроном — астроном — астроном — астроном — гастроном.

  1. Игра «Закрой ракеты»

— Это игра для внимательных глазок от жителей планеты. Закройте одинаковыми крышечками одинаковые ракеты. Закрывать надо одновременно двумя руками, каждый раз берём крышечки другого цвета.

Дети ищут и закрывают, напоминаем о работе двух рук.

  1. Итог занятия.

Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться домой. В путешествии вы себя показали внимательными и сообразительными. За активную работу жители планеты дарят вам наклейки.

Задать вопрос