Формирование навыков цифровой грамотности у студентов вузов | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (38) апрель 2022 г.

Дата публикации: 04.03.2022

Статья просмотрена: 622 раза

Библиографическое описание:

Турашова, Ш. П. Формирование навыков цифровой грамотности у студентов вузов / Ш. П. Турашова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 2 (38). — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/219/7157/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматривается вопрос формирования цифровых навыков в процессе обучения у студентов, осваивающих в вузах различные направления подготовки, некоторое представление о готовности студентов к цифровой эпохе, оценивается их цифровая грамотность, цифровые навыки и компетенции, а также некоторые проблемы, с которыми сталкиваются студенты во время дистанционного обучения.

Ключевые слова: цифровизация, информационно-коммуникационная технология, цифровая компетентность, цифровая грамотность.

За последнее десятилетие общество испытало множество социальных, экономических и культурных изменений, поэтому молодые люди должны быть готовы столкнутся с новой реальностью.

Начавшийся в конце 20 века и набравший обороты только в XXI веке, процесс оцифровки многих повседневных видов деятельности, обязал людей принять новые стратегии.

Основная цель цифровизации — повышение конкурентоспособности, улучшение качества жизни населения, ускорение и упрощение учебно-воспитательного процесса, снижение нагрузки на обучающихся, педагогов, родителей.

Главная задача цифровизации в сфере образования — повышение качества образования, то есть подготовка молодежи страны, конкурентоспособной на международном уровне в различных сферах, в том числе в области создания «искусственного интеллекта» и «больших данных».

Современный этап информатизации образования характеризуется переходом на качественно новый уровень, характеризующийся внедрением теоретических и методологических разработок в области широкого использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) оказало влияние на все сферы человеческой деятельности.

Использование средств ИКТ в образовательной деятельности позволяет повысить мотивацию к обучению, осуществлять исследовательскую, информационную и учебную деятельность, направленную на сбор, обработку, хранение, трансляцию, производство, передачу информации об объектах, явлениях, процессах, в том числе реальных, в реализации дидактических возможностей ИКТ и информационного взаимодействия.

Цифровизация является феноменом, процессом, которому следуют все государства, взявшие курс на развитие конкурентоспособной экономики и улучшение качества жизни населения. Этот термин занял все сферы нашей жизни, включая образование.

Цифровая грамотность берет начало из развития грамотности в эту цифровую эпоху в ответ на развитие технологий и Интернета, которые заставляют людей использовать цифровые устройства для доступа, обмена, создания информации в цифровой форме. Это условие порождает новую форму грамотности — цифровую грамотность (DL). Данный термин введен Glister в 1997 году, подчеркивая навыки понимания и использования информации в различных формах и источниках, представленных с помощью компьютера [1].

Требования к грамотности включают компетенции в поиске, обработке, производстве и передаче информации, они определяются как осведомленность, отношение и способность людей надлежащим образом использовать цифровые инструменты и «...идентифицировать, получать доступ, управлять, интегрировать, оценивать, анализировать и синтезировать цифровые ресурсы, создавать новые знания, создавать средства массовой информации и общаться с другими в контексте конкретных».

Цифровая грамотность рассматривается как единое целое, охватывающее различные виды грамотности, и данное исследование фокусируется лишь на определенных компетенциях, поэтому для обеспечения всестороннего понимания этого вопроса необходимы дальнейшие исследования других компетенций.

В целом, не секрет, что эпидемия, охватившая сегодня всю Вселенную, поставила всех в тупик. Под влиянием этого, процесс обучения студентов, обучающихся в традиционном формате, были вынуждены перенестись в онлайн формат. Проблемы, возникающие в условиях дистанционного обучения очень много. Это связано, во-первых, с материально-техническим сопровождением дистанционного обучения, во-вторых, с тем, что в критический час было предметом обсуждения — овладение учителями техниками и технологиями, а точнее, уровень цифровой грамотности.

Способность учителя к цифровой грамотности является одним из ключевых элементов к успеху в использовании устройств в сфере образования. По мере быстрого развития технологий учителям необходимо обновлять свои знания и компетенции, связанные с цифровой помощью в обучении, и это становится одной из их целей в профессиональном развитии.

Процесс цифровизации высшего образования предполагает полное обновление образовательного процесса, создание новых информационных структур. Данная система обеспечивает возможность неограниченного доступа к образовательным ресурсам, для любого человека, имеющего доступ к Интернету. Однако неограниченный доступ к электронным ресурсам не означает расширение доступа к образованию, улучшение его качества. Полученная информация не относится к знаниям. Проблемы в высшем образовании связаны не только с доступом обучающихся к интернет-ресурсам, но и с реальной цифровой грамотностью студентов.

В современном цифровом обществе большинство студентов имеют большой опыт использования цифровых технологий. Но цифровые навыки у студентов сформированы только для поиска необходимой информации на интернет-ресурсах и создания презентаций. В практике знакомства с цифровыми технологиями самооценка студентов может быть очень высокой. Уровень знания цифровых технологий иногда может негативно повлиять на процесс обучения. Поиск информации через интернет-ресурсы экономит время, но студенты теряют способность критически мыслить, используя готовые тексты других авторов, и развивается «фрагментарное мышление».

Главная задача цифровизации в сфере образования — повышение качества образования. Поэтому студентам высшего учебного заведения необходимо быть грамотными с цифровой точки зрения. Для этой задачи в университетах проходит специальная дисциплина, которая учит отличать правильную информацию от неправильной. Для того, чтобы стать более грамотным не только студенты, но и ученики начальной школы проходят предмет «Цифравизация». Цифровая грамотность — это грамотное использование общей информации, отличающей ее от общей, а для ее формирования необходимы достаточные знания.

Цифровые навыки рассматриваются как «(1) владение приложениями ИКТ для решения когнитивных задач на работе; (2) навыки, не связанные с технологиями, поскольку они не относятся к использованию какой-либо конкретной программы; (3) навыки, поддерживающие процессы мышления более высокого порядка; и (4) навыки, связанные с когнитивными процессами, способствующие непрерывному обучению сотрудников» [2].

В обучении могут задействоваться различные электронные ресурсы и средства, например блоги, энциклопедии, дискуссионные онлайн-платформы, онлайн-игры и симуляторы, ресурсы Learning management systems (LMS), массовые открытые онлайн-курсы (MOOC), специальные приложения и др., положительно влияющие на уровень освоения образовательного контента и возможность мониторинга компетенций.

Несколько лет назад понятие «цифровая грамотность» означало умение работать с компьютером в простых программах, а сейчас цифровая грамотность тесно связана с жизнью человека. Сейчас под цифровой грамотностью мы подразумеваем набор знаний о навыках эффективного и безопасного использования интернет-ресурсов и цифровых технологий. Эти изменения, происходящие в нашем обществе, оказывают существенное влияние и на рынок труда. В связи с этим к современным молодым специалистам предъявляется много новых требований. Развитие информационных технологий, трансформация современного общества свидетельствует о необходимости модернизации современного образования в высших учебных заведениях. Студенты должны быть «цифровыми грамотными», чтобы эффективно использовать сложные социальные, познавательные и педагогические задачи технологий. Сюда относятся навыки работы с компьютерами, эффективного использования сетей, работы с большими объемами информации, оценки надежности информации и критической оценки технологических средств. Цифровая грамотность способствует формированию «информационного поведения» студента. Информационное поведение — это способ действия на определенный тип информации, ее подтверждения и поглощения. Во-первых, мы должны определить только те полезные элементы, которые преобладают в информации. Затем мы должны понять, как эффективно использовать эту информацию в наших собственных потребностях. Наконец, если информация становится ненужной, мы избавляемся от нее, но если она используется в соответствии с нашими конкретными целями, мы обязательно сохраняем ее. Создание такого алгоритма позволяет нам постоянно учиться и думать. По мере развития технологий люди каждый день выстраивают тесные отношения с цифровой средой. Это, в свою очередь, помогает развить такие навыки, как саморегуляция, саморефлексия, оценка информации, решение проблем, критическое мышление и творчество. Прививая эти навыки, студенты становятся квалифицированными гражданами, которые украшают будущее каждой страны. По этой причине я считаю, что стимулирование цифровой грамотности обучающихся — один из главных шагов, обеспечивающих рост на мировом уровне.

Литература:

  1. Alt, D & Raichel, N. (2020). Enhancing perceived digital literacy skills and creative self-concept through gamified learning environments: Insights from a longitudinal study. International Journal of Education Research, 101. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2020.101561
  2. The Relation between 21st-century Skills and Digital Skills: A Systematic Literature Review / E. van Laara, A. J. van Deursena, J. A. van Dijk, J. de Haan // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 72. P. 577–588. DOI 10.1016/j. chb.2017.03.010.
  3. Г. К. Селевко. Компьютерные (новое информационные) технологии обучения.
Задать вопрос