Особенности воспитательного процесса в сельской школе | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (36) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 02.12.2021

Статья просмотрена: 1397 раз

Библиографическое описание:

Хасаншина, Р. Р. Особенности воспитательного процесса в сельской школе / Р. Р. Хасаншина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 81-84. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/209/6873/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье раскрывается социальное значимость сельской школы, рассматриваются особенности организации в ней воспитательного процесса и внеурочной деятельности школьников, специфичность воспитательной работы в сельских школах.

Ключевые слова: сельская школа, воспитательный процесс, воспитательная работа, внеурочная деятельность.

Россия отличается многообразием сельских населенных пунктов. Традиционно сложившиеся формы расселения в Республике Татарстан — село, деревня, поселок. Около 30 % населения проживает в сельском социуме, а одна треть школ республики — сельские школы.

Сельская школа — одна из типов образовательных учреждений. Можно выделить три вида функционирования сельской школы.

В первом случае — это обычная полная школа, отличающаяся только тем, что расположена в сельской местности и учащиеся проживают в населенных пунктах, расположенных рядом.

Второй вариант — это сельские школы-интернаты. Однако, данный тип не получил широкого распространение, и связано это с необходимостью специального здания, хорошей материальной базы, что не всегда возможно в сельской местности. В Нижнекамском районе всего одна школа-интернат в д.Верхние Челны.

Более распространенный вид — это малочисленная школа. Данный тип учебного заведения удалён от научных центров, музеев и т. д. В которых численность не превышает более ста обучающихся. Здесь, один учитель преподает несколько предметов, а в классе от 1 до 15 учащихся и отсутствуют параллели. На организацию воспитательного процесса влияет специфика сельского социума.

На селе социокультурная среда в более значительной степени сохранила целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство и особое отношение к Родине и природе. Сельская нравственная среда относительно устойчивая. В таких условиях в детях формируется заметно раньше уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь.

Общения детей в сельской местности отличается детальным знанием окружающих. А опыт взрослого поколения передается через образы конкретных людей.

На селе сохраняется низкий уровень образования и культуры населения. Это сказывается на развитие нового поколения, на их способности, уровень знаний, кругозора, что влияет на заниженные требования к получаемому образованию. Соответственно, ограничены возможности для саморазвития, самообразования: меньше фонды библиотек, малое количество кружков, секций и т. д. Так как сельским жителям сложно попасть в театры и музеи и т. п. — этот фактор оказывает влияние на детей и на педагогов, чьи возможности образования, повышение квалификации, передачи опыта и культурного развития также ограничены.

Природа естественна в жизни и в быту сельских жителей, а дети-школьники воспринимают ее как естественную среду обитания. Поэтому экологическое воспитание важно в селе.

Школа ощущает любые изменения, трудности, социальные проблемы села, однако она способна и сама оказывать влияние на происходящие вокруг себя события. Школа может формировать устойчивые духовные и национальные традиции, пронизывающие систему отношений между жителями. Может успешно выполнять роль носителя, генератора и трансформатора идей, традиций, обрядов.

В этих условиях сельская школа обладает рядом преимуществ:

— ребенок погружен в природную и производственную среду, а не оторван от нее;

— школа знает семью, тесное общение с семьей ребенка и сельской общественностью; включенность школы в традиции села;

— кадровая стабильность педагогического коллектива школы;

— малая наполняемость школы;

— положение единственного учебного заведения, что многократно увеличивает ответственность учителя за качество предоставляемых образовательных услуг;

— необходимость лично ориентированного образования диктуется самими условиями школьной жизни;

— более весомее общественный статус, поскольку она носитель культуры, образованности, интеллигентности;

— решает особую задачу, связанную с компенсирующим обучением и воспитанием детей и их родителей, создавая иную среду, культивируя другие ценности.

Во многих сельских школах для создания учебно-воспитательного процесса и воспитательной системы имеет значение малочисленность учащихся. Это может нести как положительные, так и негативные аспекты. Как правило, микроклимат малочисленного класса характеризуется спокойной обстановкой, доброжелательностью, приветливостью детей. В таких классах зачастую не бывают явных «изгоев» и лидеров, для учащихся характерны общие интересы, сходство взглядов. А общение педагогов и учащихся более интенсивнее, появляется реальная возможность проявлять себя в общем деле, объединиться, договориться о единстве действий.

Негативным же аспектом в организации учебно-воспитательного процесса является затруднение выбора и ограниченность форм и методов воспитательного процесса в классах. А малочисленность учащихся влияет на ограниченный круг общения, развитие коммуникативных способностей, умение адаптироваться в новой обстановке.

Соответственно отличается деятельность классного руководителя в сельской школе. Знание личностных и бытовых условий учащегося, дает классному руководителю возможность индивидуального подхода к каждому ребенку и семье. Воспитательная работа классных руководителей в селе должна быть направлена на повышение культурного уровня детей, подготовки их к жизни, преодоления дефицита общения.

Как отмечала М. П. Гурьянова, еще одной отличительной особенностью сельских школ является — стихийная интерактивность. Здесь совместно обучаются и здоровые, нормально развитые ребята и те, кто имеет отклонения в умственном и физическом развитии, дети-инвалиды. Однако, малочисленность класса выявляет и негативные следствия: психофизические различия между учащимися вызывает существенный психологический дискомфорт, что вызывает и психологические несовместимости.

Учитывая особенности сельских школ, можно определить специфические направления, реализация которых может обеспечить результативность воспитательной работы.

Главным направлением является организация сотворчества участников воспитательного процесса . Здесь эффективно использовать методики коллективной творческой деятельности в организации совместной работы учащихся и родителей.

Следующее направление, это расширение связей учащихся с окружающей средой . Реализация данного направления позволяет обогатить социальную связь детей, обеспечивает адаптацию, устойчивость, повышает культурный и образовательный уровень учащихся и обогащает социальный опыт.

Для обеспечения направления необходимо изменить структуру воспитательного процесса: преодолеть ограниченность воспитательного процесса в рамке класса, проводить занятия за пределами школы, разнообразить содержание и формы внеурочной деятельности и т. д. Целесообразно развивать межличностные отношения между школой и культурными, учебно-воспитательными центрами села, района, города.

Направление педагогизации социального окружения направлена на взаимодействие школы и социума. В отличие от города, сельская школа приспосабливает под себя социальную среду, превращает ее в среду воспитывающей, интегрируя воспитательные возможности.

Можно выделить несколько путей педагогизации социального окружения:

— включение школы в общественно полезные деятельности на селе;

— развитие местных традиций и культурного наследия;

— привлечение «человеческих ресурсов» (жителей села, специалистов, связь с другими школами);

— взаимодействие с родителями учащихся, оказание помощи и консультации в вопросе воспитательного потенциала семьи;

— использование материальной и культурной базы села (клубов, спортивных площадок, библиотек и т. д.);

— создание школьного научного объединение, школьного СМИ и др.

Направление взаимодействия детей разного возраста включает в себя проведение занятий , воспитательных мероприятий с классами разного возраста, так как это имеет большой воспитательный потенциал.

Изучение организации воспитательного процесса в сельских школах показало, что взаимодействие разновозрастных детей несет стихийное, нерегулируемый характер, что снижает воспитательную эффективность. В связи с этим необходимо продумать содержание и формы совместной деятельности детей разного возраста в учебное и внеучебное время.

Временные и постоянные разновозрастные группы могут возникать при проведении разновозрастных занятий, так как нецелесообразно и неэффективно проведение некоторых уроков по классам (физическая культура, труд, музыка). Основанием для таких уроков может быть изучение одинаковых тем, но с разным уровнем сложности в старших и младших классах.

Большим воспитательным потенциалом располагают объединения типа: кружки, секции, творческие коллективы. Целесообразно создание и разновозрастных объединений в ходе подготовки и проведение школьных дел.

Особенностью организации воспитательного процесса является возможность более гибкого построения режима работы школы, стираются грани между учебной и внеучебной деятельности, например проведение учебных занятий и внеклассных мероприятий на природе.

Нужно отметить, что ФГОС общего образования отводит важное место внеурочной деятельности. Так как малочисленные школы часто расположены удаленно от районных и культурных центров, поэтому здесь существует проблема организации внеурочной деятельности детей. Это связано с отсутствием специальной базы и педагогов дополнительного образования. Здесь школа является центром в организации дополнительного образования, поэтому она ощущает потребность в поиске вариантов их организации, не рассчитывая на финансирование. В связи с этим можно рассмотреть несколько вариантов организации внеурочной деятельности в селе.

Первый вариант — создать материально-ресурсный центр на базе одной из сельских школ для организации внеурочной деятельности для детей ближайших школ.

Второй вариант- организация внеурочной деятельности по единой программе на базе опорной школы или всех школ в зависимости от ресурсов и социума села.

Третий вариант привлечение родителей и жителей села для организации внеурочной деятельности села. Данный вариант подходит для удалённых от культурно-образовательных центров и других школ, вынужденных рассчитывать только на себя. Часто в таких школ работают около десятка учителей и нет специалистов для организации разносторонней внеурочной деятельности.

В этом случае возможны следующие построения внеурочной деятельности:

— проведение различных общешкольных мероприятий, охватывающих всех детей и предоставляющих возможность учащимся участвовать в различных видах внеурочной деятельности на этапе подготовке и проведения мероприятия;

— создание творческого коллектива, при наличии педагога-специалиста, местного умельца, заинтересованного человека, объединяющего обучающихся, возможно, и местных жителей в творческую деятельность;

— проведение проблемно-тематических дней на основе интеграции учебной и внеурочной деятельности учащихся;

— создание детской-общественной организации, которая включает детей в различные виды деятельности;

— организации внеурочной деятельности через общешкольные дела, кружки, организованные учителями, жителями, родителями.

Поскольку центром воспитательной работой в селе является школа, то включение детей педагогическим коллективом в социально значимую деятельность выше, чем в городе. Отсюда возрастает ответственность педагога. В зависимости от психологической атмосферы школы и профессионализма педагогов, есть возможность в создании хороших сельских школ, отличающихся традициями и имеющее свое лицо.

Литература:

  1. Шакурова М. В. Социальное воспитание. — М.: Издательство Юрайт, 2021.
  2. Рожков М. И. Теория и методика воспитания. — М.: Издательство Юрайт, 2021.
  3. Коджаспирова Г. М. Педагогика. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
Задать вопрос