Туристско-краеведческая и экскурсионная работа — одна из форм воспитания патриотизма обучающихся различных категорий в соответствии со школьной программой | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (36) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 27.11.2021

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Никулина, Л. П. Туристско-краеведческая и экскурсионная работа — одна из форм воспитания патриотизма обучающихся различных категорий в соответствии со школьной программой / Л. П. Никулина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/209/6655/ (дата обращения: 05.05.2024).



Туристско-краеведческая и экскурсионная работа с детьми — многофункциональное средство познания своего края, своей страны, физического и духовного развития, активного участия в общественно-полезной деятельности, привития самостоятельности, трудовой и прикладной деятельности учащихся. Туристско-краеведческая деятельность в школе определяется программой туристско-краеведческого движения обучающихся «Отечество» (Приказ МО и ПО РФ № 653/ 19–15 от 07.12.1998 г). Программа «Отечество» содержит самые разнообразные формы краеведческой деятельности: походы, экскурсии, прогулки, многодневные экспедиции и путешествия, секции, клубы, кружки, викторины, слёты, конкурсы, туристский лагерь, игры, семинары, консультации, соревнования, смотры готовности, деятельность музеев, проведение уроков с использованием краеведческого материала по предметам школьной программы и многое другое. Многообразие форм туристско-краеведческой деятельности позволяет мне творчески подходить к работе в этом направлении. Туристско-краеведческая и экскурсионная работы — одна из составляющих учебно-воспитательной и внеклассной деятельности в моей педагогической практике. Это действенная и эффективная форма воспитания патриотизма обучающихся различных категорий. Самым главным условием здесь является способность заинтересовать учащихся, дать стимул к творчеству, познавательной деятельности. При подготовке к мероприятиям или экскурсии продумываю каждый этап, стараюсь учесть все возможные сложности, предвидеть конечный результат, направленный на получение удовлетворения от своего вклада каждым участником.

музей 4

Подготовка к уроку Мужества в краеведческом музее ГБОУ СОШ с. Пестравка

С целью ознакомления с лучшими практиками в этом направлении, систематически принимаю участие в Открытых региональных форумах краеведческого актива Самарской области. Стараюсь при проведении мероприятий, исходить из возможностей школы, привлекаю спонсорскую помощь. При планировании учебных занятий и внеклассных мероприятий часто использую материалы, соответствующие тематике из архива краеведческого музея школы. Паспортизированный школьный музей расположен в рекреациях первого и третьего этажей школы и в отдельном помещении «Крестьянская изба». В архиве школьного музея предметы крестьянского и сельского быта, хозяйственный инвентарь. Хранятся личные вещи жителей села, подаренные в фонд музея: одежда, обувь, старинные зеркала, венские стулья, чемодан, ступы для размельчения зерна, маслобойки, первая советская радиоточка, весы, утюги разных периодов, кружево ручное, монеты, патефон, часы, фотографии, старинная детская кроватка, посуда, чугуны, самовары, коллекция глиняных горшков, старинные этажерки, сундук, солдатские каски, счёты, медали, наградные документы, альбомы, старинная вышивка, сумки женские, планшет. Имеются, также, предметы религиозного предназначения: иконы, церковные книги, фелонь священника. Это огромный потенциал для организации мероприятий туристско-краеведческой и экскурсионной работы. В течение учебного года провожу уроки Мужества, посвящённые памятным датам истории России, с последующей экскурсией в школьный краеведческий музей. Планирую их таким образом, чтобы в участии были задействованы все обучающиеся класса, независимо от того, к какой категории они относятся. Учитываю тот факт, что учащиеся обладают разной восприимчивостью теоретической информации, разными формами врождённого и приобретённого интеллекта. Разрабатываю внеклассные мероприятия и учебные занятия, обеспечивающие индивидуализацию образовательной деятельности обучающихся с разными возможностями. Подбираю задания индивидуально для каждого, с учётом того, что учащиеся могут воспользоваться вспомогательными материалами музейного архива. При этом наблюдаю, координирую их деятельность. В конце урока или внеклассного мероприятия обязательно отмечаю успехи каждого. Большую помощь, особенно при подготовке к внеклассным мероприятиям, оказывают родители учащихся: приносят новые экспонаты для пополнения музейного фонда из личных семейных архивов: фронтовые фотографии участников ВОВ, их наградные документы, медали, письма с фронта. Помогают детям в работе над темой исследования для участия в мероприятиях. Учащиеся разных параллелей, с удовольствием участвуют в районных, окружных, областных туристско-краеведческих мероприятиях: научных конференциях, конкурсах, олимпиадах, занимаются исследовательской деятельностью. Старшеклассники ежегодно принимают участие в Этнографическом диктанте. В школе создано одно туристско-краеведческое объединение из членов патриотического клуба «Гражданином стать готов». Ребята подготовлены к проведению экскурсий в школьном музее для обучающихся начальной школы и воспитанников детских садов. В соответствии со школьной программой планирую экскурсии на территории своего района. При первой возможности, стараюсь организовывать экскурсии учащихся в музеи Самарской области и города Самара, города и субъекты РФ. Важным моментом при этом является объяснение обучающимся, что выполнение указаний ответственных взрослых — важное условие и основа безопасности в походах, на экскурсиях, в дальних путешествиях. Познавательными и интересными для учащихся различных категорий были экскурсии на интерактивную выставку «Внутри истории» в рамках Самарского областного патриотического проекта. В 2020–2021 уч. году учащиеся под моим руководством совершили интересное и познавательное путешествие на теплоходе «Валерий Чкалов».

Болгар 7

На фото экскурсия с группой учащихся в городе Болгар, республики Татарстан

Учащиеся познакомились с памятниками архитектурной культуры в городах Болгар и Свияжск республики Татарстан, увидели необычайную красоту водных просторов реки Волги, на долгое время сохранили впечатление от увиденного воочию, ибо ничто не может сравниться с тем, когда ученик, представленное в учебниках истории, может увидеть наяву, ощутить свою сопричастность к историческому событию. Дальние путешествия сплачивают, дисциплинируют.

Задать вопрос