Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый контроль | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (5) декабрь 2015 г.

Дата публикации: 03.11.2015

Статья просмотрена: 2398 раз

Библиографическое описание:

Бидова, Б. Б. Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый контроль / Б. Б. Бидова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 5 (5). — С. 62-63. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/18/445/ (дата обращения: 18.05.2024).



 

Очевидно, что содержание учебной дисциплины отличается от содержания соответствующей области науки и качественными и количественными параметрами. Для учебного курса отбираются базисные знания; прикладные аспекты курса разрабатываются с учетом специальности, т. е. курс профилируется; кроме того, выполняющий учебные задачи курс соответствующим образом структурируется.

Базисные знания: под базисом следует понимать совокупность основных наиболее крупных педагогических целей преподавания курса. Они составляют как бы своеобразное ядро, которое связывается в единое целое посредством методов преподавания, образующих тесно примыкающую к ядру оболочку. Базис в значительной мере переплетается с короной, состоящей как из значительных педагогических задач, наполняющих базисные элементы содержанием, так и из более мелких понятий, навыков, умений и т. д.

Задача современных образовательных технологий — это усиление фундаментальной подготовки, дающей обучаемому умение выделить в конкретном предмете базисную инвариантную часть его содержания, которую после самостоятельного осмысления и реконструирования он сможет использовать на новом уровне, при изучении других дисциплин, при самообразовании. Для российского образовательного пространства характерна недостаточная интеграция, «замкнутость» отдельных дисциплин, мешающая приобретению системных знаний и фундаментализации образования. Блочное расположение курсов в учебных планах, введение междисциплинарных экзаменов способствуют усилению межпредметных связей, формированию системного подхода к обучению. При проектировании содержания дисциплины в последнее время наметилась тенденция выделять из базиса дисциплины ее понятийную базу — тезаурус, в котором должны быть представлены основные смысловые единицы. Их следует систематизировать по элементам научного знания и давать по разделам курса в виде перечней, отражающих вехи его содержания.

Для естественнонаучных дисциплин это должны быть: термины; понятия-явления, свойства, модели, величины; приборы и устройства; классические опыты.

Следует особо выделить математический аппарат, необходимый для описания механизмов протекания явлений.

Базис дисциплины, представленный в виде таких перечней, усваивается обучаемым как система знаний. Перечни способствуют объективизации методологического знания, делают его предметом осознанного усвоения. Наличие понятийной базы упрощает составление единых требований ко всем формам контроля и облегчает разработку требований к междисциплинарному экзамену. Понятие базисного содержания дисциплины неразрывно связано с понятием учебного модуля, в котором базисные содержательные блоки логически связаны в систему.

Модуль — логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений студентов. Основой для формирования модулей служит рабочая программа дисциплины. Число модулей зависит как от особенностей самого предмета, так и от желаемой частоты контроля обучения.

Модульное обучение неразрывно связано с рейтинговой системой контроля. Чем крупней или важней модуль, тем большее число баллов ему отводится. Контроль по модулям обычно производится 3–4 раза в семестр, в него входят зачет или экзамен по курсу.

Модуль содержит познавательную и учебно-профессиональную части. Первая формирует теоретические знания, вторая — профессиональные умения и навыки на основе приобретенных знаний. Соотношение теоретической и практической частей модуля должно быть оптимальным, что требует профессионализма и высокого педагогического мастерства преподавателя.

В основу модульной интерпретации учебного курса должен быть положен принцип системности, предполагающий: системность содержания, т. е. то необходимое и достаточное знание (тезаурус), без наличия которого ни дисциплина в целом, ни любой из ее модулей не могут существовать; чередование познавательной и учебно-профессиональной частей модуля, обеспечивающее алгоритм формирования познавательно-профессиональных умений и навыков; системность контроля, логически завершающего каждый модуль, приводящая к формированию способностей обучаемых трансформировать приобретенные навыки систематизации в профессиональные умения анализировать, систематизировать и прогнозировать инженерные решения.

При модульной интерпретации учебной дисциплины следует установить число и наполняемость модулей, соотношение теоретической и практической частей в каждом из них, их очередность, содержание и формы модульного контроля, график выполнения проектного задания (если оно предусмотрено планом), содержание и формы итогового контроля.

В рамках каждого модуля студент всегда имеет дело как с предметными знаниями, так и с видами деятельности, связанными с получением и использованием этих знаний. Все зависит от варианта занятий. Соответственно контроль по модулю может быть содержательным, деятельностным либо содержательно-деятельностным (изучение материала, выполнение эксперимента, решение задач). Целью создания каждого модуля является достижение заранее планируемого результата обучения. Итоги контроля по модулю характеризуют в равной мере и успешность учебной деятельности студента, и эффективность педагогической технологии, выбранной преподавателем. [1]

Контрольные задания для модулей, построенных на содержательной основе, позволяют оценивать уровень усвоения конкретных предметных знаний по виду их использования. Причем за основу берут три уровня знаний — критический, достаточный, оптимальный. В каждое задание для такого вида модулей включены структурные элементы научных знаний, подлежащих усвоению, и определен вид деятельности по их использованию. Контрольные задания для модулей, построенных на деятельностной основе, предусматривают количественную оценку уровня сформированных умений, позволяющих выполнять конкретную деятельность в целом, входящие в нее отдельные действия и операции.

Критический уровень сформированности умения соответствует уровню выполнения студентом операций, отдельных действий и деятельности в целом только по заданному алгоритму. Достаточный уровень — уровень самостоятельного выполнения операций, отдельных действий и деятельности в целом при отсутствии готового алгоритма. Оптимальный уровень — уровень полностью осознанного выполнения операций, отдельных действий и деятельности в целом. Контрольные задания для модулей, сочетающих знания и умения, соответственно базируются на двух последних принципах.

При использовании рейтинговой формы контроля самостоятельной работы студентов (СРС) результат выполнения заданий каждого вида занятий, связанных с изучением дисциплины, и результаты отдельных этапов этих заданий оценивают отдельно.

Оценка (баллы) за каждый отдельный модуль зависит от качества и сроков выполнения всех входящих в него заданий. Общая оценка работы студентов определяется суммой баллов за отдельные модули и виды занятий.

Рейтинговый контроль прекрасно сочетается с остальными компонентами обучения. Несомненные преимущества рейтинговой формы контроля заключаются в следующем: осуществляются предварительный, текущий и итоговый контроль; текущий контроль является средством обучения и обратной связи; развернутая процедура оценки результатов отдельных звеньев контроля обеспечивает его надежность; контроль удовлетворяет требованиям содержательной и конструктивной валидности (соответствие форм и целей); развернутый текущий контроль реализует мотивационную и воспитательную функции; развернутая процедура контроля дает возможность развивать у студентов навыки самооценки работы и формировать навыки и умения самоконтроля в профессиональной деятельности.

Рейтинговая форма контроля проста в применении. С самого начала изучения дисциплины каждый студент получает памятку, ориентирующую его в работе по рейтингу. В этой памятке содержатся перечень выполняемых заданий и шкала баллов по трем уровням исполнения. Учитываются также поощрительные и штрафные (за нарушение сроков) баллы. В памятке сообщается об установленном диапазоне рейтинга, в пределах которого студент получает зачет или обеспечивает себе "3", "4", "5" за экзамен по дисциплине.

Для разработки рейтингового контроля СРС необходимо решить две группы задач.

По содержанию: проанализировать содержание, выделить темы, разделы, основные законы и понятия, знание которых обязательно для целостного восприятия предмета, а также уровни усвоения содержания. Для каждого уровня указать конкретное содержание и степень владения им.

По деятельности: проанализировать каждый вид деятельности, представить его как совокупность последовательных операций. Установить три уровня исполнения каждой операции и сформулировать критерии оценки каждого уровня и представления результатов, соответствующих этим уровням.

 

Литература:

 

  1.                Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — С. 201.
Основные термины (генерируются автоматически): модуль, знание, вид деятельности, рейтинговая форма контроля, содержание, умение, итоговый контроль, модульная интерпретация, понятийная база, практическая часть.

Похожие статьи

Модульно-рейтинговая система как средство повышения...

Каждый модуль заканчивается контролем знаний студентов либо в виде контрольной работы, либо теста, либо расчетно-графической работы.

За каждый вид деятельности определены четкие критерии оценки, с которыми студенты ознакомлены.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

Использование модульно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения... Тестирование как одна из форм технологии оценивания... При этом тестовая форма контроля знаний даёт возможность свести к минимуму наиболее типичные недостатки традиционных...

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Методом исследования уровня знаний, умений, навыков, способностей и других качеств личности является такая форма контроля как тест.

4) Практически исключают субъективизм преподавателя, как в процессе контроля, так и в процессе оценки [4].

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

Ситуативными он называет такие задания, которые разрабатываются для проверки знаний и умений испытуемых действовать в практических

– функция организации познавательной деятельности студентов — ситуационные задачи, которые способствуют усвоению знаний

Модульное обучение как один из способов повышения качества...

- целостность и практическая значимость содержания

При модульном обучении чаще всего используется рейтинговая система оценки знаний и умений студентов, как один из видов контроля.

Совершенствование процесса обучения статистике при подготовке...

модульное обучение, учебный процесс, учебная деятельность, статистическая культура, модуль, учебная дисциплина, профессиональная деятельность, промежуточный контроль, итоговый контроль, учебная...

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

В образовании, базирующемся на модульной системе, сам модуль становится ключевой единицей, затрагивающей и регулирующей программу и процесс обучения, деятельность преподавателей, а также систему контроля знаний, включая стадию получения квалификации.

Формы контроля знаний студентов педагогических вузов

В статье рассмотрены разнообразные виды и формы контроля теоретических знаний студентов педагогических вузов: устный опрос, письменная проверка

В учебной деятельности студентов необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы.

Критерии контроля знаний при модульном обучении

Контроль по оценке математических знаний при модульном обучении целесообразно производить на основе учета рейтинговых показателей.

заблаговременно готовя их к поиску оптимальных форм контроля над ее реализацией.

Похожие статьи

Модульно-рейтинговая система как средство повышения...

Каждый модуль заканчивается контролем знаний студентов либо в виде контрольной работы, либо теста, либо расчетно-графической работы.

За каждый вид деятельности определены четкие критерии оценки, с которыми студенты ознакомлены.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

Использование модульно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения... Тестирование как одна из форм технологии оценивания... При этом тестовая форма контроля знаний даёт возможность свести к минимуму наиболее типичные недостатки традиционных...

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Методом исследования уровня знаний, умений, навыков, способностей и других качеств личности является такая форма контроля как тест.

4) Практически исключают субъективизм преподавателя, как в процессе контроля, так и в процессе оценки [4].

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

Ситуативными он называет такие задания, которые разрабатываются для проверки знаний и умений испытуемых действовать в практических

– функция организации познавательной деятельности студентов — ситуационные задачи, которые способствуют усвоению знаний

Модульное обучение как один из способов повышения качества...

- целостность и практическая значимость содержания

При модульном обучении чаще всего используется рейтинговая система оценки знаний и умений студентов, как один из видов контроля.

Совершенствование процесса обучения статистике при подготовке...

модульное обучение, учебный процесс, учебная деятельность, статистическая культура, модуль, учебная дисциплина, профессиональная деятельность, промежуточный контроль, итоговый контроль, учебная...

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

В образовании, базирующемся на модульной системе, сам модуль становится ключевой единицей, затрагивающей и регулирующей программу и процесс обучения, деятельность преподавателей, а также систему контроля знаний, включая стадию получения квалификации.

Формы контроля знаний студентов педагогических вузов

В статье рассмотрены разнообразные виды и формы контроля теоретических знаний студентов педагогических вузов: устный опрос, письменная проверка

В учебной деятельности студентов необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы.

Критерии контроля знаний при модульном обучении

Контроль по оценке математических знаний при модульном обучении целесообразно производить на основе учета рейтинговых показателей.

заблаговременно готовя их к поиску оптимальных форм контроля над ее реализацией.

Задать вопрос