Педагогические компетенции современного педагога | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Система образования

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (28) апрель 2020 г.

Дата публикации: 14.03.2020

Статья просмотрена: 794 раза

Библиографическое описание:

Хорошавина, Т. А. Педагогические компетенции современного педагога / Т. А. Хорошавина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 2 (28). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/161/4985/ (дата обращения: 01.05.2024).



В настоящее время происходят модернизация отечественной системы образования и определены ключевые направления ее реорганизации: обеспечение глобальной конкурентоспособности образования, соответствие его современным общественным и мировым тенденциям, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. В связи с этим преобразовывается модель педагога, как профессионала высокого уровня ответственности, компетентности, гибкости коммуникации, проводника социально значимых ценностей и нравственных эталонов общественного сознания.

Представленная статья посвящена актуальной теме реального времени, и направлена на изучение педагогической компетенции педагога в условиях трансформации образовательного пространства. Рассматриваются основные составляющие понятия компетентности педагога, опираясь на научные подходы в психолого-педагогической литературе. Целенаправленно привлекается внимание к представленному материалу.

Ключевые слова: образование, педагог, личность, компетенции, развитие, знание, умения, деятельность.

В современном российском обществе, в рамках национальных проектов, модернизируется система образования. Обновленные цели и задачи, направлены на интеграцию единого образовательного пространства, объединяя концепцию реконструкции его содержания, создания современной инфраструктуры, модернизации кадровой политики.

Трансформация системы образования предъявляет достаточно высокие требования к педагогической компетенции профессионала, определяет его деятельность в условиях перестройки информационного пространства, совершенствования образовательных ресурсов.

Педагог выходит на новую траекторию развития, расширяет фундаментально-прикладные знания, преобразовывает профессионально-личностные качества, реализует себя в качестве творца, новатора, исследователя, выступает носителем социально нравственных и эстетических ценностей в обществе. Подобные процессы выстраивают, так называемый «горизонтальный» вектор его развития, путь реализации собственных возможностей, осознанных потребностей, отражающий профессионала-коммуникатора, с рациональным мышлением, основами рефлексивной культуры, нацеленного на результат. По мере усложнения задач совершенствуется профессиональная компетентность педагога. По словам Д. М. Иванцевича и A. A. Лобанова, это «рост таланта вместе с накоплением опыта и ответственности».

Понятие «компетенция» достаточно широко употребляемый термин в обществе, в том числе неоднократно рассматривается в психолого-педагогической литературе. Однако единого объяснения авторы не приводят. Н. Н. Лобанов, определяет компетенцию: «как системные свойства личности» и выделяет части: профессионально-образовательный, профессионально-деятельностный и профессионально-личностный [1]. А. К. Маркова выделяет следующие компоненты, определяющие понятие: мотивационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный [2]. А. Г. Асмолов представляет в виде формулы: «компетенция — деятельность — компетентность». Компетенция, в его понимании, реализуемая в деятельности, переходит в качество личности, компетентность.

Близким по значению к содержанию понятия компетентность, Н. В. Кухарев представляет понятие «педагогическое мастерство», обратив внимание на совокупность личностных качеств, в основе которых, психолого-педагогическая подготовленность в решении поставленных задач, заметив, что: «подлинные педагоги-мастера отличаются особой, тончайшей чувствительностью к личности своего воспитанника» [3, с. 7]. Высказывание М. А. Чошанова, заслуживает внимания: «если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством» [4].

Обобщая, можно прийти к пониманию, что компетенция профессионала, основывается на личности субъекта и его деятельностной направленности, в которой сконцентрированы понятийная, организационная и психологическая готовность к труду. Педагогическая компетентность педагога, интегративное свойство личности, опирается на научно-теоретические знания, практические умения, ценностные ориентации и персональные данные индивида.

Способность и готовность педагога к саморазвитию, стремление к непрерывному образованию, первоочередной мотив его профессионального развития, указывает на ответственность, любознательность, нравственность, психологическую готовность к совершенствованию. Объясняется это тем, что результатом деятельности является реализация инвариантных знаний и умений, формирование индивидуальной образовательной траектории в педагогическом сообществе.

Основоположник научной педагогики в России, К. Д. Ушинский утверждал: «общество постоянно предъявляет требования к системе образования...педагог обязан своевременно знакомиться с новациями, пополнять профессиональный потенциал, совершенствовать педагогическое мастерство, применяя на практике новые образовательные технологии» [5,с.617]. Высший уровень сформированности компетентности, по мнению Н. В. Кузьминой, позволяет педагогу перестроить систему ранее приобретенных знаний таким образом, чтобы усвоенные знания послужили средством развития их способностей [6].

Наиважнейшим показателем мастерства педагога являются практические умения. А именно, способность планировать и проектировать учебно-воспитательный процесс, внедряя инновационные подходы, использовать классические и не традиционные методы и средства собственной профессиональной деятельности, осмысливать и учитывать особенности и потребности всех участников образовательного процесса. Педагог, эффективно осуществляющий образовательную деятельность, направлен на субъект личности, доступно информирует, мотивирует, способствует индивидуализации.

В педагогической литературе понятию «умение» представлен широкий спектр объяснений. Так, Н. М. Борытко предлагает называть умением «владение способом деятельности, способность применять знание» [7, с. 25]. Умение определяется как подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта [8]. В. Н. Пушкин акцентирует внимание на творческом характере мышления субъекта, в структуре которого выделяет аналитический и эвристический виды мыслительной деятельности, каждый из которых имеет этапы, механизмы и закономерности развития [9].

Говоря о профессионализме педагога, центральным звеном рассматривается профессионально-личностная компетентность. Определение личности педагога, в сочетании с его деятельностью, отражается во взглядах научных деятелей: С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева и др., высказывая о том, что «деятельность всегда носит продуктивный характер, т. е. ее результатом являются преобразования, как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т. д». [10, с. 74]. Личность, с точки зрения Б. Г. Ананьева, это «субъект общественного поведения и коммуникации». Наиболее обоснованным в данном случае является подход, ряда авторов, рассматривающие личность педагога в ее внутренней целостности, при котором общественное и личностное «тесно связаны с системой ценностей».

В трудах Л. М. Митиной модель личности педагога определяет схема «деятельность — общение — личность», в системе профессионально-значимых качеств определены: проектировочно-гностические способности (педагогическое целеполагание, педагогическое мышление), рефлексивно-перцептивные способности (педагогическая рефлексия, педагогический такт, педагогическая направленность) [11]. Ряд авторов выделяют в структуре личностных характеристик профессионала, понятие «социальный интеллект», понимаемое, как умение человека адекватно воспринимать и интерпретировать личность и поступки другого человека или какую-нибудь жизненную ситуацию [12].

Безусловно, позиция научных деятелей, убедительно показывает, что вопрос компетенции педагога, является предметом пристального внимания научного сообщества. Профессиональные компетенции индивидуума служат отправной точкой успешной педагогической деятельности, как некой жизненной стратегией человека, четко осознающего общественную и личную значимость своего мастерства, направленного на удовлетворение потребностей, достижение высоких результатов, получение благостности в материальной или духовной форме.

Очевидно, представленный взгляд на природу педагогической компетенции, выступает особым способом мыслительных операций, активно воздействующих на представление гармоничного образа себя, окружающего мира, тем самым побуждает к коренному преобразованию практических умений и мировоззренческих идей в специфике деятельности образовательного пространства.

Литература:

  1. Лобанова Н. Н. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателей системы повышения квалификации и переподготовки специалистов как условие совершенствования их образования // Проблемы, поиски, опыт. СПб. 1992. С. 12–19.
  2. Маркова, А. К. Психология труда учителя. — М.: ЭКСМО, 2003. 395 с.
  3. Кухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству: книга для учителя. М.: Просвещение. 1990. 159 с.
  4. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. — М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.
  5. Ушинский К. Д. Собрание сочинений Т.8, 1950 — Изд-во Академии педагогических наук.
  6. Кузьмина Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984. № 1. 27 с.
  7. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: моногр. Волгоград: Перемена, 2001.
  8. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад, М. М. Безруких, В. А. Болотов [и др.]; гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая рос.энцикл., 2002.
  9. Пушкин Н. В. Некоторые проблемы современной психологии мышления. М.: Знание, 1971.
  10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2005. 352 с.
  11. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. М.: Изд-во: «Дело», 1994. 216 с.
  12. Лепихова Л. А., Карандашова Э. А. Социальный интеллект учителя в воспитательной работе с классом // Проблемы формирования личности в коллективной деятельности: сб. науч. ст. М., 1980. с. 31–32.
Основные термины (генерируются автоматически): деятельность, знание, Ананьев, компетентность, личность, личность педагога, образовательное пространство, педагог, психологическая готовность, психолого-педагогическая литература, ряд авторов, система образования, способность, умение.

Похожие статьи

Психолого-педагогические условия формирования...

Психолого-педагогические условия формирования психологической компетентности будущих педагогов.

Изменение современной парадигмы образования и реализация в образовательных учреждениях федеральных государственных образовательных...

Психологическая готовность личности педагога дошкольного...

Проблема психологической готовности личности педагога дошкольного образования (далее по тексту — ДО) к педагогической профессиональной деятельности разрабатывается в различных направлениях науки психология. Среди них необходимо указать следующие...

Психолого-педагогические аспекты развития личности учителя...

Анализ базовой составляющей педагогического профессионализма — профессионализм личности педагога — осуществлялся на основе ряда рассматриваемых в психолого-педагогической науке представлений о личности учителя-воспитателя в контексте...

Исследовательская компетентность как... | Молодой ученый

Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория. Автор: Рындина Юлия Валерьевна. Рубрика: Педагогика.

Компетентностный подход – это подход, при котором результаты образования признаются значительными за пределами системы образования...

Понятие «профессиональная компетентность» и различные...

«Компетентность есть образовательная ценность.

Профессиональная компетентность — это способность педагога превращать специальность, носителем

«Компетентность» — это наличие знаний для успешной деятельности; понимание значения этих знаний для практики...

Роль личности педагога в образовательном процессе

Готовность к педагогической деятельности педагога опирается на профессиональную компетентность, выражающуюся в наличии специальных знаний, умений, навыков, а также в особом свойстве личности педагога. Педагог должен быть новатором в своей деятельности...

К вопросу о профессиональной компетентности педагога ДОО

Профессиональная компетентность педагога — совокупность знаний и умений структурировать и интегрировать теоретические и

Изучением сущности профессиональной компетентности педагога занимались такие исследователи как Б. Г. Ананьев, Ю. К...

Личность преподавателя в образовательном процессе

Многие педагоги с трудом отделяют себя как личность, от себя как преподавателя.

Готовность к пониманию психического состояния учащихся и сопереживанию (эмпатия)

Личность преподавателя в образовательном процессе. Подход к учащемуся с учетом его...

Психологическая грамотность и компетентность современного...

Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений

Вместе с тем культура личности — производное от активности, деятельности человека, и в

Компетентность — составляющая не только профессиональной культуры, она также может...

Формирование психологической компетентности студентов...

Социально-психологическая компетентность будущего педагога выражается в его способности осознавать и контролировать свое

Психолого-педагогическая компетентность будущего педагога состоит из рефлексивно-оценочного (самоосознания себя как педагога)...

Похожие статьи

Психолого-педагогические условия формирования...

Психолого-педагогические условия формирования психологической компетентности будущих педагогов.

Изменение современной парадигмы образования и реализация в образовательных учреждениях федеральных государственных образовательных...

Психологическая готовность личности педагога дошкольного...

Проблема психологической готовности личности педагога дошкольного образования (далее по тексту — ДО) к педагогической профессиональной деятельности разрабатывается в различных направлениях науки психология. Среди них необходимо указать следующие...

Психолого-педагогические аспекты развития личности учителя...

Анализ базовой составляющей педагогического профессионализма — профессионализм личности педагога — осуществлялся на основе ряда рассматриваемых в психолого-педагогической науке представлений о личности учителя-воспитателя в контексте...

Исследовательская компетентность как... | Молодой ученый

Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория. Автор: Рындина Юлия Валерьевна. Рубрика: Педагогика.

Компетентностный подход – это подход, при котором результаты образования признаются значительными за пределами системы образования...

Понятие «профессиональная компетентность» и различные...

«Компетентность есть образовательная ценность.

Профессиональная компетентность — это способность педагога превращать специальность, носителем

«Компетентность» — это наличие знаний для успешной деятельности; понимание значения этих знаний для практики...

Роль личности педагога в образовательном процессе

Готовность к педагогической деятельности педагога опирается на профессиональную компетентность, выражающуюся в наличии специальных знаний, умений, навыков, а также в особом свойстве личности педагога. Педагог должен быть новатором в своей деятельности...

К вопросу о профессиональной компетентности педагога ДОО

Профессиональная компетентность педагога — совокупность знаний и умений структурировать и интегрировать теоретические и

Изучением сущности профессиональной компетентности педагога занимались такие исследователи как Б. Г. Ананьев, Ю. К...

Личность преподавателя в образовательном процессе

Многие педагоги с трудом отделяют себя как личность, от себя как преподавателя.

Готовность к пониманию психического состояния учащихся и сопереживанию (эмпатия)

Личность преподавателя в образовательном процессе. Подход к учащемуся с учетом его...

Психологическая грамотность и компетентность современного...

Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений

Вместе с тем культура личности — производное от активности, деятельности человека, и в

Компетентность — составляющая не только профессиональной культуры, она также может...

Формирование психологической компетентности студентов...

Социально-психологическая компетентность будущего педагога выражается в его способности осознавать и контролировать свое

Психолого-педагогическая компетентность будущего педагога состоит из рефлексивно-оценочного (самоосознания себя как педагога)...

Задать вопрос