Формы работы по профилактике вредных привычек у студентов с ОВЗ | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (27) февраль 2020 г.

Дата публикации: 22.01.2020

Статья просмотрена: 162 раза

Библиографическое описание:

Филимонова, О. Н. Формы работы по профилактике вредных привычек у студентов с ОВЗ / О. Н. Филимонова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4820/ (дата обращения: 15.05.2024).



В настоящее время большое количество лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее-ОВЗ) являются гражданами трудоспособного возраста, многие из которых стремятся к социально активной и максимально независимой жизни, профессиональной занятости. Но воплотить в жизнь эти стремления удается пока далеко не всем. Несмотря на активное проведение государственной и областной политики содействия занятости лиц с ОВЗ и инвалидов, доля реально трудоустроенных среди них остается, к сожалению, крайне небольшой.

Низкая конкурентоспособность лиц с ОВЗ на рынке труда связана не только с теми ограничениями, которые накладывает их здоровье на профессиональную занятость, но и с более низким уровнем образования по сравнению с гражданами, не имеющими таких ограничений. Без профессионального образования уделом данной категории граждан становятся лишь малоквалифицированные и низкооплачиваемые работы, которые зачастую по своему содержанию намного отстают от потенциальных возможностей этой категории населения. В результате проигрывают и сами лица с ОВЗ, и все общество. Для лиц с ОВЗ это явное сужение горизонтов самореализации, для общества и государства — неэффективное использование столь дефицитных в нашей стране трудовых ресурсов. [6]

В последние годы повысился интерес к проблемам, с которыми сталкиваются лица с ОВЗ при получении ими профессионального образования. Это связанно как с ростом понимания необходимости поднять их социально- экономический статус в российском обществе, так и с обострением проблемы нехватки трудовых ресурсов в стране, а так же ростом числа самих лиц с ОВЗ и их доли среди населения.

Новые условия, связанные с развитием страны и преобразованиями в экономике, определили необходимость формирования у молодежи способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. К психологическим и физическим трудностям подросткового и юношеского возраста добавляется сегодня высокая степень неопределенности жизни, неясность перспектив социального развития, экономические трудности, что приводит к повышению тревожности молодежи.

Совсем недавно Калужский колледж сервиса и дизайна стал базовой профессиональной образовательной организацией, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов.

Инклюзивное образование — практика общего образования, основанная на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие подростков с ОВЗ, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач. Это же задача акцентирована в программах профессионального образования как одна из важнейших, связанных с положительной динамикой социального климата в Калужской области. Ее решение может повлиять существенным образом на снижение рисков деструктивного и в том числе экстремистского поведения молодежи и одновременно позволит значительно повысить качество жизни каждой семьи, создать благоприятные условия для выбора молодыми людьми достойной профессии, для их всесторонней социальной адаптации.

Основной целью работы по профессиональной адаптации студентов с ОВЗ в колледже я, как преподаватель, считаю формирование социально активной личности, способной к деятельности, нацеленной на самореализацию, имеющей устойчивую систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе.

Основой социального становления детей с ОВЗ является помощь взрослеющему человеку в приобретении качеств, зрелой самостоятельной личности, способной к адаптации, социализации и интеграции в современном мире. Но даже при благоприятном стечении обстоятельств, процесс социализации и интеграции в современном мире. Но даже при благоприятном стечении обстоятельств, процесс социализации и профессиональной адаптации таких учащихся разворачивается неравномерно и чреват рядом сложностей и проблем, так как для данной категории подростков характерны следующие особенности:

− неумение общаться с людьми вне колледжа, трудности в установлении контактов со взрослыми и сверстниками (например, не могут объяснить, зачем и по чему они пришли в ту или иную организацию- сбербанк, почту, социальную службу);

− низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать (принимать) общественные нормы и правила (учебы, проживания в общежитии) и соответствовать им;

− слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними всю жизнь;

− потребительская психология в отношении к обществу, государству;

− неуверенность в себе, низкая самооценка или, наоборот, очень завышенная и как следствие — отсутствие постоянных друзей;

− отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь (чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное — еда, одежда, жилище, развлечения;

− склонность к аддиктивному (саморазрушающему) поведению — курение (в том числе курительных смесей), употреблен е алкоголя, легких наркотиков. [3]

Я хочу остановиться на последней из вышеперечисленных способностей.

Я как, преподаватель, в частности куратор большое внимание уделяю этой проблеме. Все чаще вспоминаются слова Ж. Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Работа с обучающими, ОВЗ направлена на формирование жизненно важных компетенций, необходимых для более успешной адаптации обучающихся с ОВЗ в обществе. Формируемые жизненные компетенции обеспечивают развитие отношений с окружением в настоящем и будущем.

В ходе работы у обучающихся должны сформироваться представления о сообразном поведении в быту и природе, безопасном для человека и окружающей среды, заинтересованное отношение к собственному здоровью путем соблюдения правил здорового образа жизни.

Наиболее интересными и привлекательными формами работы по профилактике вредных привычек для обучающихся является активная творческая деятельность с применением игровых ситуаций, творческих заданий, активных познавательных форм.

Для достижения поставленных целей использую следующие формы работы:

− беседы (с привлечением нарколога, венеролога, специалиста по планированию семьи, инфекциониста, фтизиатра);

− работа с текстом (чтение и обсуждение);

− агитбригады, праздники здоровья;

− конкурсы: рисунков, плакатов «Что полезно для здоровья?», «Кто курит табаков, тот сам себе враг»); пословиц и поговорок «Мудрое слово о здоровье»;

− уроки здоровья «Подросток в мире вредных привычек», «Вредные привычки, что это?»

− Социально значимые промо-акции и т. д.

− Работа с семьей.

Сотворчество взрослых и подростков — благодатная почва для развития студентов с ОВЗ, их производственных, гуманных и нравственных качеств. Только в совместной деятельности воспитанник колледжа может раскрыть себя, проявить и развить свои личностные качества, инициативу, ответственность, трудолюбие, смекалку, толерантность, тем самым у них не будет склонности к аддиктивному поведению. В такой деятельности зарождаются и проявляются организаторские и коммуникативные способности студентов с ОВЗ.

Литература:

  1. Данилова З. Г. Адаптация и профессионализация студентов и выпускников колледжа как условие конкурентоспособности на рынке труда (часть1) — Москва: Русимпо, 2012. 134 с.
  2. Обухова Е. В. Педагогическое сопровождение адаптации учащихся с ОВЗ в осуществлении выбора в профессиональном обучении / Е. В. Обухова. — Москва: Русимпо, 2015. — 132 с.: ил., табл.
  3. Обухова Е. В. Профессиональная адаптация детей с ОВЗ в коррекционной школе и колледже. Е. В. Обухова / Среднее профессиональное образование 2015. — № 6.-с.21–24
  4. Аксенова Л. И. и др.; Специальная педагогика: Учебное пособие для 5.студ. выс. учеб. заведений/ Л. И. Аксенова и др. Издательский центр «Академия»,2001.-400с. 30000 экз. ISBN 5–7695–0835–3
  5. Косьмина М. А. Комплексное сопровождение воспитательного процесса в работе у обучающихся с ОВЗ. М.А Косьмина / Среднее профессиональное образование 2015. — № 3.-с.139–144.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, благоприятное стечение обстоятельств, лицо, общество, профессиональная занятость, процесс социализации, рынок труда, современный мир.

Похожие статьи

Проблемы профессиональной социализации работающих...

Процесс профессионального образования и включение в трудовую деятельность является профессиональной социализацией.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование , рынок труда, трудоустройство выпускников, Пензенский...

Проблемы социализации современных студентов

современная молодежь, высшее образование, рынок труда, студент, показатель социализации, учебная деятельность, социальная активность, современное общество, самая личность, процесс обучения.

Положение женщин на современном рынке труда

Ключевые слова: рынок труда , профессиональная карьера , женщина, дискриминация. Гендерная дискриминация в сфере занятости и на рынке труда — одна из наиболее распространенных в мире. профессиональное образование, рыноктруда, трудоустройство...

Профессиональное самоопределение как условие успешной...

Для обучающихся с ОВЗ профессиональное самоопределение длительный процесс развития отношений к своей будущей профессии и к самому себе как субъекту профессиональной деятельности. Динамика профессионального самоопределения есть процесс поиска им...

Обучение в вузе как процесс социализации: методологический...

Особенности процесса социализации личности широко рассматривались в трудах отечественных и зарубежных исследователей.

Процесс социализации личности в рамках системы образования рассматривается как воспроизводство человеческого капитала.

Современное состояние и проблемы развития среднего...

В статье рассматриваются проблемы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования на рынке труда. Ключевые слова: выпускник, специальность, рынок труда, безработица...

Совершенствование профессионально-квалификационной...

Ключевые слова: рынок труда, структура, человек, экономика, общество.

Именно профессионально — квалифицированная структура рынка труда способна объединить в

Профессионально-квалификационная структуру современного рынка труда необходимо...

Труд в XXI столетии: особенности развития | Статья в журнале...

Действительно, в современном мире исследование проблем труда, его особенностей и тенденций развития приобретает особую актуальность через ряд принципиально новых обстоятельств. Трансформация труда в современной культуре вызвана глобальными...

Современные качества нового специалиста в обществе...

профессиональное образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, качество, всеобщее управление

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность...

Похожие статьи

Проблемы профессиональной социализации работающих...

Процесс профессионального образования и включение в трудовую деятельность является профессиональной социализацией.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование , рынок труда, трудоустройство выпускников, Пензенский...

Проблемы социализации современных студентов

современная молодежь, высшее образование, рынок труда, студент, показатель социализации, учебная деятельность, социальная активность, современное общество, самая личность, процесс обучения.

Положение женщин на современном рынке труда

Ключевые слова: рынок труда , профессиональная карьера , женщина, дискриминация. Гендерная дискриминация в сфере занятости и на рынке труда — одна из наиболее распространенных в мире. профессиональное образование, рыноктруда, трудоустройство...

Профессиональное самоопределение как условие успешной...

Для обучающихся с ОВЗ профессиональное самоопределение длительный процесс развития отношений к своей будущей профессии и к самому себе как субъекту профессиональной деятельности. Динамика профессионального самоопределения есть процесс поиска им...

Обучение в вузе как процесс социализации: методологический...

Особенности процесса социализации личности широко рассматривались в трудах отечественных и зарубежных исследователей.

Процесс социализации личности в рамках системы образования рассматривается как воспроизводство человеческого капитала.

Современное состояние и проблемы развития среднего...

В статье рассматриваются проблемы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования на рынке труда. Ключевые слова: выпускник, специальность, рынок труда, безработица...

Совершенствование профессионально-квалификационной...

Ключевые слова: рынок труда, структура, человек, экономика, общество.

Именно профессионально — квалифицированная структура рынка труда способна объединить в

Профессионально-квалификационная структуру современного рынка труда необходимо...

Труд в XXI столетии: особенности развития | Статья в журнале...

Действительно, в современном мире исследование проблем труда, его особенностей и тенденций развития приобретает особую актуальность через ряд принципиально новых обстоятельств. Трансформация труда в современной культуре вызвана глобальными...

Современные качества нового специалиста в обществе...

профессиональное образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, качество, всеобщее управление

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность...

Задать вопрос