Как создавать киносценарий. Урок родного языка (русского) в 7-м классе | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №6 (26) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 21.11.2019

Статья просмотрена: 4673 раза

Библиографическое описание:

Зубачева, И. О. Как создавать киносценарий. Урок родного языка (русского) в 7-м классе / И. О. Зубачева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 6 (26). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/146/4611/ (дата обращения: 17.05.2024).



Тема урока: Как создавать киносценарий? Подготовка к созданию и написанию киносценария.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: создание и написание киносценария на основе предложенного текста.

Задачи:

− изучить киносценарий как литературное произведение;

− познакомиться с разными видами киносценариев;

− получить понятие компонентов киносценария;

создать киносценарий на основе предложенного текста.

Планируемые результаты:

предметные: развитие творческих способностей обучающихся; расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи новых понятий; воспитание интереса к изучению предмета;

личностные УУД: понимание значения родного языка (русского) в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

II. Актуализация знаний. Прочитайте тему урока; вспомните, что вы знаете о киносценарии; подумайте, что узнаете нового.

III. Постановка цели изадач урока. Сообщение цели и задач урока.

IV. Первичное усвоение новых знаний. Изучение нового материала.

Киносценарий литературное произведение, по которому ставится кинофильм. Главным в киносценарии, как и в любом другом литературном произведении, является его основная мысль, его идея.

Киносценарий включает всебя несколько составных частей, из них обязательны две: ремарка — описание (пейзажа, обстановки, поведения действующих лиц и т. п.); монолог, диалог или отдельные реплики действующих лиц.

Кроме ремарок и диалогов, в киносценарии могут быть пояснительные надписи изакадровый текст, то есть звучащий за кадром голос рассказчика. Например: Суздаль. Май 2018 года. (Это — пояснительная надпись.)

За кадром: Город Суздаль известен с 1024 года. Он славится своим ансамблем памятников зодчества… и т. д. (Это — начало текста, звучащего за кадром.)

Пояснительные надписи и закадровый текст используют в тех случаях, когда очень трудно или вообще невозможно показать на экране то, что важно для правильного понимания фильма.

В киносценарии иногда указывается план изображения — степень удалённости кинокамеры от объекта съёмки. Например: общий план — изображение человека во весь рост, обычно на фоне окружающей его среды; крупный план — изображение головы человека или отдельных частей его тела (например, рук), его лица (например, глаз), а также важных для понимания фильма небольших предметов или их деталей.

Обязательной, единой формы киносценария нет. Чаще всего его пишут в форме драматургического произведения (пьесы) или в форме обычного повествования (рассказа, повести).

V. Первичная проверка понимания. Ответьте на вопросы по изученному материалу:

  1. Что такое киносценарий?
  2. Что является главным в киносценарии?
  3. Для чего в киносценарии нужен закадровый текст?
  4. Что такое ремарка?
  5. Что такое общий план?
  6. Что такое крупный план?
  7. В какой форме пишут киносценарии?

VI. Первичное закрепление.

1. Вспомните, какие произведения И. С. Соколова-Микитова вы читали. Как бы вы определили основную тему его творчества?

2. Прочитайте начало одного из рассказов И. С. Соколова-Микитова.

Зимой я возвращался с охоты. Положив на плечо лыжи, я шёл по накатанной снежной дороге. Из школы, стоявшей на краю деревеньки, выбегали после занятий ребята. Шумной толпою, с сумками в руках, они шли серединой деревенской широкой улицы. Я шёл следом, прислушиваясь к весёлым разговорам. На середине деревни, у колодца, ребята остановились.

Задрав головы, они стали смотреть на вершины высоких берёз, где сидели вороны. Кто-то снял шапку и стал махать ею над головой.

И вдруг одна из сидевших на вершине берёзы ворон, взмахнув крыльями, стала тихо спускаться, села на плечо мальчика, махавшего шапкой. Достав из сумок кусочки хлеба, ребята обступили мальчика и стали кормить ворону. Оставшиеся на берёзе вороны, наклонив головы, с удивлением смотрели на свою смелую товарку. С таким же удивлением смотрел и я на всё это. Подойдя, я стал расспрашивать. И вот что я узнал.

Минувшим летом Коля подобрал выпавшего из гнезда плохо летавшего воронёнка, принёс его домой. В сенях избы он устроил из палок небольшую загородку для воронёнка и стал его кормить. Воронёнок очень скоро привык к Коле, хорошо его узнавал, и всякий раз, когда Коля подходил к своему питомцу, тот радостно каркал и махал крыльями. Когда воронёнок подрос, Коля стал выпускать его на волю. Воронёнок неизменно к нему возвращался. Он влетал в открытое окно дома, съедал приготовленное для него угощение. Осенью воронёнок присоединился к другим воронам, но каждый раз, стоило только ему увидеть на улице Колю, слетал с дерева и, к великому удивлению других ворон, садился на его плечо.

3. Подготовьтесь к написанию на основе этого текста киносценария в форме пьесы.

− Определите основную мысль будущего фильма, подберите для него название; придумайте имена друзьям Коли и кличку его питомцу; составьте список действующих лиц.

− Перечитайте три первых абзаца текста; подумайте, где и почему в них возможен диалог или отдельные реплики; какие именно. Напишите их.

Перечитайте последний абзац текста. Постарайтесь мысленно услышать, а потом записать беседу охотника с ребятами. Вероятно, о ручной вороне рассказывал не только Коля, но и его друзья, а охотник (писатель-натуралист!) всем горячо интересовался, обо всём расспрашивал...

VII. Информация одомашнем задании, инструктаж по его выполнению.

«Девчонки и мальчишки! А также их родители.»... А знаете ли вы, что сценарии многих номеров юмористического тележурнала «Ералаш» написаны или по письмам («подсказкам»), детей, или самими детьми? Попытайтесь и вы написать сценарий для одного из номеров тележурнала «Ералаш». «В какой форме: пьесы или рассказа?» — спросите вы. В любой! Какая вам больше нравится?

Озаглавьте сценарий в зависимости от того, какая мысль в нём будет основной.

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

— Продолжите предложения. Сегодня на уроке я узнал … Мне осталось непонятным … Полученные на уроке знания и умения я смогу применить … Особенно мне понравилось … Мое настроение … Оценка учителя.

Литература:

  1. Никитина Е. И. Русский язык. Русская речь. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина. — М.: Дрофа, 2010. — Стр. 57–65.
Основные термины (генерируются автоматически): киносценарий, литературное произведение, III, закадровый текст, какая форма, крупный план, необходимая информация, общий план, основная мысль, предложенный текст.

Похожие статьи

Формы и методы работы с литературным произведением

- систематизировать планы анализа художественных текстов различного типа

Таким образом, младшие школьники при определенных условиях начинают воспринимать литературное произведение как искусство слова в единстве его формы и содержания.

Взаимодействие читательской и зрительской деятельности на...

На первый план выходит кино.

Объясняя главную мысль просмотренного произведения, школьники анализируют, совпадает ли она с таковой в сценарии и

По итогам такого анализа происходит сравнение литературных и экранных версий одного и того же произведения.

Курс-практикум «Работа с текстом» | Статья в сборнике...

Составление плана. Подробный план, сжатый план.

— Определите тему и основную мысль текста. Что помогает правильно ответить на вопрос?

Определите тему, основную мысль, идеи текстов. При помощи каких языковых средств реализуется замысел в данных текстах?

Создание текстов на уроках литературы | Статья в журнале...

Текст (от лат. textus — «ткань; сплетение, связь, сочетание») — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.

Сценарий — структурная основа создания фильма-портрета

Фильмпроизведение коллективное.

На разных этапах истории киноискусства в понятие «киносценарий» вкладывалось различное содержание — от конспекта будущего фильма до литературного произведения, предназначенного для исполнения в кино.

Текстоорганизующая роль финального абзаца-предложения...

Чтобы выявить роль финального АП необходимо рассмотреть его на фоне всего текста. Реализация основной темы рассказа основывается на

Диктемы-резюме синсемантичны, т.е. они реализуют свое значение только в составе всего текста или его крупного фрагмента.

Практика анализа фрагмента текста: диалог персонажей.

Процесс понимания и толкования текста помогает осуществить диалог его творца с читателем через текст, который является законченным

Понимание и эмоциональное восприятие текста происходит в процессе постепенного «наращивания смыслов» взаимодействующих МК.

Современные тенденции иллюстрирования художественной...

По нашему мнению, воспроизведение литературного текста средствами изобразительного искусства будет достаточно полным, если при создании иллюстраций учитывались ее основные функции, такие как: информативность, эмоционально-психологическая нагрузка, эстетичность.

Экранизация как форма киноискусства | Статья в журнале...

Прямая экранизация, которая точно передаёт текст книги (Переносятся сюжет, побочные линии, образы персонажей и даже диалоги с закадровым текстом.

По мотивам книги (Суть данных фильмов в том, чтобы показать литературное произведение в новом виде, в новом ракурсе.

Похожие статьи

Формы и методы работы с литературным произведением

- систематизировать планы анализа художественных текстов различного типа

Таким образом, младшие школьники при определенных условиях начинают воспринимать литературное произведение как искусство слова в единстве его формы и содержания.

Взаимодействие читательской и зрительской деятельности на...

На первый план выходит кино.

Объясняя главную мысль просмотренного произведения, школьники анализируют, совпадает ли она с таковой в сценарии и

По итогам такого анализа происходит сравнение литературных и экранных версий одного и того же произведения.

Курс-практикум «Работа с текстом» | Статья в сборнике...

Составление плана. Подробный план, сжатый план.

— Определите тему и основную мысль текста. Что помогает правильно ответить на вопрос?

Определите тему, основную мысль, идеи текстов. При помощи каких языковых средств реализуется замысел в данных текстах?

Создание текстов на уроках литературы | Статья в журнале...

Текст (от лат. textus — «ткань; сплетение, связь, сочетание») — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.

Сценарий — структурная основа создания фильма-портрета

Фильмпроизведение коллективное.

На разных этапах истории киноискусства в понятие «киносценарий» вкладывалось различное содержание — от конспекта будущего фильма до литературного произведения, предназначенного для исполнения в кино.

Текстоорганизующая роль финального абзаца-предложения...

Чтобы выявить роль финального АП необходимо рассмотреть его на фоне всего текста. Реализация основной темы рассказа основывается на

Диктемы-резюме синсемантичны, т.е. они реализуют свое значение только в составе всего текста или его крупного фрагмента.

Практика анализа фрагмента текста: диалог персонажей.

Процесс понимания и толкования текста помогает осуществить диалог его творца с читателем через текст, который является законченным

Понимание и эмоциональное восприятие текста происходит в процессе постепенного «наращивания смыслов» взаимодействующих МК.

Современные тенденции иллюстрирования художественной...

По нашему мнению, воспроизведение литературного текста средствами изобразительного искусства будет достаточно полным, если при создании иллюстраций учитывались ее основные функции, такие как: информативность, эмоционально-психологическая нагрузка, эстетичность.

Экранизация как форма киноискусства | Статья в журнале...

Прямая экранизация, которая точно передаёт текст книги (Переносятся сюжет, побочные линии, образы персонажей и даже диалоги с закадровым текстом.

По мотивам книги (Суть данных фильмов в том, чтобы показать литературное произведение в новом виде, в новом ракурсе.

Задать вопрос