Модель развития эмоциональной культуры будущих социальных педагогов в образовательном процессе вуза | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (25) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 15.09.2019

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Щербинина, А. Ю. Модель развития эмоциональной культуры будущих социальных педагогов в образовательном процессе вуза / А. Ю. Щербинина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 5 (25). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/139/4426/ (дата обращения: 19.05.2024).



Эмоциональная культура — это способность к выражению чувств, эмоций, позитивное реагирование на эмоции и чувства окружающих. При достаточно развитом уровне эмоциональной культуры будут наблюдаться такие качества как эмпатия, отзывчивость, понимание, доброжелательность, толерантность, уважение, коммуникабельность, готовность помочь и т. д.

Почему же так важно развивать уровень эмоциональной культуры студентам социально педагогических, психологических направлений? Во-первых, потому что в дальнейшем им предстоит работать с людьми. И не просто с людьми, а с людьми проблемного характера, с рядом психологических проблем. Такие люди требуют к себе особого подхода, который мы не сможем осуществить без достаточной базы знаний как теоретических, так и эмоциональных. В своей работе мы можем столкнутся с людьми разных эмоциональных состояний: кто-то будет агрессивный, кто-то — депрессивный, кто-то — неуравновешенный, кто-то — подавленный. Некоторые сами обращаются за помощью, а некоторые отрицают наличие у них проблем. В любых ситуациях социальный педагог должен проявлять себя не только как социальный педагог, решающий проблемы социального характера, но и как психолог, решающий личностные психологические проблемы. Ведь всё в работе социального педагога взаимосвязано, в большинстве случаев социальные проблемы имеют именно психологическую природу. А не устранив причину, мы не сможем разрешить ситуацию.

Обучение вузовское, школьное больше направлено на приобретение теоретических знаний. Но когда выпускник начинает свою профессиональную деятельность он сталкивается с рядом проблем, к которым он не готов, именно психологических, связанных с личностной адаптацией в новом коллективе, новой социальной ролью, кругом новых обязанностей. И вот вторым пунктом, почему так важно развивать эмоциональную культуру ещё будучи студентом, и будет, для самосовершенствования, для подавления страха всего нового, для развития уверенности себе, в своих знаниях, в своей подготовке. Здесь большую роль сыграет такое качество, относящееся к одному из базовых в понятии эмоциональной культуры, как самоконтроль. Достаточно развитый уровень эмоциональной культуры поможет решить проблемы адаптивного характера у самого социального педагога. То есть польза эмоциональной культуры будет и для субъекта, и для объекта социально педагогической деятельности.

В связи с вышеизложенным, мы создали модель развития эмоциональной культуры студентов в образовательном процессе вуза. В ней отражены, как цели, так и подходы, позволяющие достигать поставленные цели. Принципы обучения не нарушают связи данной модели с другими науками, изучаемыми студентами, а даже наоборот, объединяют несколько учебных целей. Занятия могут проходить, как напрямую направленные на повышения уровня эмоциональной культуры, так и косвенно, например, особые тематические мероприятия, учебные и производственные практики и т. д. В педагогике для развития у студентов эмоциональной культуры необходимо взаимодействие, которое организуется по средствам групповых форм обучения, активных методов обучения, коллективной деятельности, волонтёрской деятельности, практических занятий и др. Эмпатия является одной из составляющих показателей эмоциональной культуры, поэтому достаточно большая часть работы по развитию эмоциональной культуры будущих социальных педагогов отводится именно развитию эмпатия.

Итоговым результатом применения данной модели в целом и каждого компонента в том числе должно являться повышение уровня эмоциональной культуры студента.

Социальный заказ на высококвалифицированного специалиста: высокий уровень профессиональной компетенции, куда входит один из важнейших элементов — эмоциональная культура.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональная культура, социальный педагог, повышение уровня, проблема, развитый уровень.

Похожие статьи

Программа развития эмоциональной культуры будущих...

Достаточно развитый уровень эмоциональной культуры поможет решить проблемы адаптивного характера самого социального

Для повышения уровня эмоциональной культуры будущихсоциальных педагогов мы создали развивающую программу.

Способы воспитания эмоциональной культуры школьников

Эмоциональная культура педагога включает эмоциональную компетентность и эмоциональную грамотность. При этом под «эмоциональной грамотностью» нами понимается целенаправленное повышение эмоциональной компетентности, а под эмоциональной...

Проблемы профессиональной компетентности молодых педагогов

В статье рассматриваются проблемы повышения профессиональной компетенции молодых педагогов с помощью образовательной организации, которая

Библиографическое описание: Алфеева Е. В. Проблемы профессиональной компетентности молодых педагогов [Текст]...

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома...

В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии...

Проблема формирования социальной успешности у учащихся...

Результаты изучения уровня социальной успешности младших школьников на начало опытно-экспериментальной работы.

Таким образом, изучив компоненты социальной успешности можно сделать вывод, что у учащихся начальной школы преобладает средний уровень...

Изучение профессиональной готовности будущего социального...

Постоянное повышение уровня профессионализма и квалификации, совершенствование

Характеристикой высокого уровня профессионализма социального педагога могут быть

Культура самообразования формируется у будущего специалиста в процессе его обучения...

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности...

Повышение толерантной культуры педагога способствует снятию эмоционального напряжения и развитию

3. Имеет место взаимосвязь уровня эмоционального выгорания сотрудников ДОУ с

Эмоциональные проблемы — не редкость для трудовых коллективов.

Особенности эмоционального выгорания у учителей...

Педагогу приходится противостоять влиянию эмоциональных факторов современной

Вместе с тем, проблема изучения особенностей эмоционального выгорания у преподавателей и

В связи с необходимостью повышения эффективности профессионального труда при...

Проблема развития эмоциональной отзывчивости детей...

Раскрываются педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности.

Первое условие, реализация личностно-ориентированного взаимодействия в совместной деятельности педагога с детьми.

Похожие статьи

Программа развития эмоциональной культуры будущих...

Достаточно развитый уровень эмоциональной культуры поможет решить проблемы адаптивного характера самого социального

Для повышения уровня эмоциональной культуры будущихсоциальных педагогов мы создали развивающую программу.

Способы воспитания эмоциональной культуры школьников

Эмоциональная культура педагога включает эмоциональную компетентность и эмоциональную грамотность. При этом под «эмоциональной грамотностью» нами понимается целенаправленное повышение эмоциональной компетентности, а под эмоциональной...

Проблемы профессиональной компетентности молодых педагогов

В статье рассматриваются проблемы повышения профессиональной компетенции молодых педагогов с помощью образовательной организации, которая

Библиографическое описание: Алфеева Е. В. Проблемы профессиональной компетентности молодых педагогов [Текст]...

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома...

В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии...

Проблема формирования социальной успешности у учащихся...

Результаты изучения уровня социальной успешности младших школьников на начало опытно-экспериментальной работы.

Таким образом, изучив компоненты социальной успешности можно сделать вывод, что у учащихся начальной школы преобладает средний уровень...

Изучение профессиональной готовности будущего социального...

Постоянное повышение уровня профессионализма и квалификации, совершенствование

Характеристикой высокого уровня профессионализма социального педагога могут быть

Культура самообразования формируется у будущего специалиста в процессе его обучения...

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности...

Повышение толерантной культуры педагога способствует снятию эмоционального напряжения и развитию

3. Имеет место взаимосвязь уровня эмоционального выгорания сотрудников ДОУ с

Эмоциональные проблемы — не редкость для трудовых коллективов.

Особенности эмоционального выгорания у учителей...

Педагогу приходится противостоять влиянию эмоциональных факторов современной

Вместе с тем, проблема изучения особенностей эмоционального выгорания у преподавателей и

В связи с необходимостью повышения эффективности профессионального труда при...

Проблема развития эмоциональной отзывчивости детей...

Раскрываются педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности.

Первое условие, реализация личностно-ориентированного взаимодействия в совместной деятельности педагога с детьми.

Задать вопрос