Ассоциация «Северо-Восточный университетский образовательный округ» как форма взаимодействия университета и школ | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (13) июль 2018 г.

Дата публикации: 08.07.2018

Статья просмотрена: 129 раз

Библиографическое описание:

Самсонова, Ю. Ю. Ассоциация «Северо-Восточный университетский образовательный округ» как форма взаимодействия университета и школ / Ю. Ю. Самсонова, С. В. Федорова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2018. — № 3 (13). — С. 1-8. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/96/3494/ (дата обращения: 06.05.2024).



Статья посвящена вопросам взаимодействия университета и общеобразовательных школ в рамках деятельности ассоциации «Северо-Восточный университетский образовательный округ».

Ключевые слова: университетский образовательный округ, ассоциация, взаимодействие, профессиональное самоопределение, профориентация.

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова (СВФУ), как вуз особого типа, в качестве своей миссии определил подготовку конкурентоспособных специалистов, привлечение и закрепление молодежи, в том числе из других регионов, для обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона, выполнения исследований, реализации инновационных разработок и услуг, обеспечивающих высокое качество жизни, сохранение и развитие культуры народов Северо-Востока России и Арктики [3, с.4]. В этой связи подготовку нового поколения профессионалов, востребованных потенциальным работодателем, необходимо начинать задолго до поступления в университет. Безусловно, в данной работе важную роль играет тесное взаимодействие вуза и школ.

Взаимодействие вуза и школы — это определенная система коммуникаций между социальными партнерами, позволяющую выстроить оптимальную перспективу развития образования XXI века [1, с.2984].

С целью повышения качества общего и профессионального образования на основе методического, научного, кадрового и информационного влияния СВФУ в северо-восточном регионе страны в декабре 2010 года была создана ассоциация «Северо-Восточный университетский образовательный округ» (АСВУОО).

На первом этапе в ассоциацию на добровольной основе вошли 23 школы Республики Саха (Якутия), в основном, повышенного уровня. Сегодня в составе АСВУОО — 106 образовательных организаций из 5 субъектов Дальневосточного федерального округа, в том числе Республики Саха (Якутия), Чукотского автономного округа, Магаданской и Сахалинской областей, Камчатского края, в которых обучаются более 40 000 человек и работают более 4000 педагогов. В университетский округ объединилась 91 общеобразовательная школа, в том числе 27 повышенного уровня, 46 — с углубленным изучением отдельных предметов, что позволило акцентировать работу на школьниках с повышенными познавательными интересами. Работа с 7 организациями дополнительного образования детей и 7 организациями среднего профессионального образования, которые также входят в состав образовательного округа, направлена на деятельность по профессиональному самоопределению обучающихся.

Ежегодно на конференции членов ассоциации определяется основная задача деятельности университетского округа на учебный год. Так, в 2011, 2012 годах решалась задача построения эффективной модели сетевого взаимодействия образовательных организаций общего и профессионального образования. В эти годы университетом был исполнен Государственный контракт № 03Р20.11.0075 от 19 октября 2011 года «Разработка и внедрение моделей взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков на базе центров при крупных университетах», который позволил разработать, апробировать и внедрить сетевую модель взаимодействия вуза и школ.

В 2013 году ассоциация работала над проблемой развития одаренности школьников и их сопровождению. Так, были открыты научные лаборатории для школьников, в том числе «Конструктивная геометрия», «Биофизика: Квант»; научно-популярный лекторий для школьников «Профессорская школа»; «Школа олимпиад» по математике, физике, химии; с новыми образовательными программами продолжили работу 6 Малых академий (медицинская, лингвистическая, естественных наук, инженерная, компьютерная, психолого-педагогическая); учитывая широкую географию членов университетского округа для учащихся школ, расположенных в отдаленных и труднодоступных местностях, была организована работа «Виртуального лицея», в котором проводились консультации, вебинары по решению олимпиадных заданий, задач повышенной трудности; для удовлетворения различных профильных интересов школьников расширен спектр университетских интеллектуальных конкурсов; разработаны и реализованы образовательные программы повышения квалификации учителей и руководителей школ по работе с одаренными и способными детьми, создана база данных одаренных детей и др.

В 2014 году деятельность ассоциации была направлена на решение задач повышения качества образования в школах АСВУОО. Это было вызвано невысокими результатами итогов проверки остаточных знаний первокурсников, проводимых ежегодно в университете. В основном, затруднения у студентов 1 курсов вызвали задания по физике, химии и математике. Много вопросов вызвали и результаты ЕГЭ по отдельным предметам, средние показатели по республике которых были ниже средних показателей по стране.

Данная проблема с приглашением специалистов и руководителей Министерства образования Республики Саха (Якутия), Института развития образования и повышения квалификации работников образования, экспертов, учителей школ, преподавателей обсуждалась на круглых столах, дискуссионных площадках, конференции первокурсников, по итогам которых был составлен план действий. В плане особое внимание уделено работе с учителями, в том числе были проведены семинары и курсы повышения квалификации, мастер-классы учителей АСВУОО, позволяющие ознакомиться с лучшими образцами педагогической практики республики, методические олимпиады и десанты. Были объявлены ежегодные конкурсы на Грант ректора СВФУ: «Школа года СВФУ», который направлен на выявление, поддержку творчески и эффективно работающих во взаимодействии с СВФУ педагогических коллективов школ, поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм, методов обучения; «Учитель года СВФУ», «Учитель доверия СВФУ» — для создания дополнительных стимулов к профессиональному совершенствованию, качественному обучению школьников, мотивированных на поступление в СВФУ [4, с.84].

Для школьников, помимо плановых подготовительных курсов, в 27 улусах (районах) республики, были организованы выездные консультационные семинары по решению задач повышенного уровня с охватом 1013 выпускников школ и другие мероприятия.

Эффективной формой работы со школами АСВУОО стало открытие на их базе университетских классов, основной задачей которых является углубленная подготовка обучающихся по профильным предметам и организация профессионального самоопределения школьников. На базе школ г. Якутска были созданы 7 классов с определением профилей: СОШ № 5 — экономический и естественнонаучный; Саха политехнический лицей — инженерно-технический и лингвистический; Национальная политехническая школа № 2 — математический, Городская классическая гимназия — лингвистический; СОШ № 31 — медицинский.

Следующий 2015 год был направлен на улучшение деятельности по организации университетских интеллектуальных конкурсов. Данный вопрос возник в связи территориальными особенностями Дальневосточного федерального округа, в том числе Республики Саха (Якутия), которой характерна большая разбросанность населенных пунктов по климатическим и экономическим зонам, малая плотность заселения, слаборазвитая транспортная инфраструктура.

В связи с этим в организации олимпиад широко применяются информационно-коммуникационные технологии, что позволяет принять участие школьникам из отдаленных сельских школ и детям с ограниченными возможностями здоровья. К примеру, в 2015 году из общего числа участников заключительного этапа олимпиады по математике 68,6 % детей были учащимися сельских школ. Растет и доля участия в олимпиаде детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вместе с тем, изолированность региона от единой транспортной сети России, высокие тарифы на авиаперевозки не позволяют способным школьникам региона активно принимать участие в олимпиадах федерального уровня, которые проводятся ведущими вузами страны. Так, по данным Российского совета ректоров по итогам 2012–2013 учебного года доля дипломантов вышеназванных олимпиад из ДФО составил 1,05 % (244 чел.) [2, с.343]. С целью предоставления равных возможностей участия в федеральных олимпиадах школьников республики, университет подписал соглашения с вузами РФ о совместном проведении 11 олимпиад из Перечня Министерства образования и науки РФ. Так, если в 2013 году из республики стали дипломантами олимпиад федерального уровня всего 151 человек, то в 2015 г. это цифра достигла 543 человек (6–11 класс), из которых около 70 % — это учащиеся школ АСВУОО. В настоящее время в данных олимпиадах принимают участие более 12000 школьников республики.

В целом, в Северо-Восточном федеральном университете имеется богатый опыт и установившиеся традиции в проведении интеллектуальных соревновательных мероприятий для школьников. Так, в Северо-Восточной олимпиаде школьников (СВОШ), которая проводится по 23 предметам и профилям ежегодно принимают участие до 35 000 школьников из 65 регионов РФ и со стран СНГ. Непрерывная работа с победителями и призерами олимпиады в университете проводится через создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на выявление и отслеживание развития одаренных детей региона; организацию взаимодействия СВФУ и образовательных учреждений для создания школах научных обществ, кружков исследовательского направления и др.; создание системы мотивационной поддержки одаренных детей и процесса их сопровождения в регионе, в том числе, обеспечение условий для получения студентами углубленного фундаментального образования по различным направлениям подготовки. В 2013–2014, 2014–2015 — СВОШ по физике, 2015–2016 — по математике, 2016–2017, 2017–2018 — по химии, и литературе были включены в Перечень Министерства образования и науки РФ.

Принимая во внимание важность работы с молодыми учителями, в 2016 году ассоциация подняла вопрос о профессиональной адаптации молодых педагогов и сопровождения их профессионального развития. С целью выявления степени их профессиональной адаптации и организации сопровождения начального этапа их профессиональной деятельности было организовано анкетирование среди молодых учителей АСВУОО. Результаты опроса обсуждались на панельной дискуссии, где также рассматривались вопросы о роли и месте выпускающих учителей кафедр в адаптации молодых специалистов, формах работы учебных подразделений СВФУ по привлечению лучших школьников к выбору профессии педагога и др. Для решения поставленных задач были организованы встречи выпускников университета с работодателями с участием ректора, проректоров, глав и заместителей глав муниципальных образований республики; курсы повышения квалификации для молодых учителей по актуальным вопросам методики преподавания учебных дисциплин, были приняты документы о совершенствовании работы по наставничеству в школах с учетом специфики учебного заведения.

Учитывая, что вопросы профессионального самоопределения молодежи, будучи всегда актуальными, приобрели особое значение в условиях изменений в социально-профессиональной структуре общества и рынка труда, деятельность университетского образовательного округа в 2017 и 2018 годах была направлена на совершенствование системы профориентации школьников, на организацию их профессионального самоопределения.

Не требует доказательств, что от успешного профессионального самоопределения выпускников школ, напрямую зависит качество подготовки специалистов, выходящих на рынок труда. Опрос среди выпускников школ-членов Ассоциации «Северо-Восточный университетский образовательный округ» (105 ОУ Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Магаданский области, Чукотского автономного округа) показал, что доля подростков, получивших профориентационную консультацию и помощь в профессиональном самоопределении в школе, крайне невелика. О необходимости помощи в выборе профессии сказали 72,3 % опрошенных учащихся 11 классов.

Данное направление становится особенно важным в условиях реализации таких стратегических документов, как «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года», «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации до 2020 года», Программы «Социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года» и «Стратегия развития Республики Саха (Якутия) до 2030 с целевым видением до 2050 года», определяющих развитие страны на долгосрочную перспективу.

В ходе выполнения поставленных задач было уделено большое внимание вопросам профильного обучения в школе, в том числе в университетских профильных классах, специализированном учебно-научном центре — университетском лицее, созданным в 2016 году. Профессионально-ориентированные профильные классы лицея, предполагают изучение курсов с ориентацией на конкретную профессиональную сферу, которые дают возможность учащимся подробнее ознакомиться с предполагаемой профессией, получить начальные профессиональные знания и навыки, попробовать себя в профессии. Был разработан проект, направленный на сетевое взаимодействие вуза и школ, ориентированного на организацию профессионального самоопределения старшеклассников в условиях опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации. Реализация проекта предполагает социально-личностное, профессиональное развитие учащихся, отвечает новым приоритетам развития образовательной системы, удовлетворению потребностей социума, запросам общественности и государства.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что опыт взаимодействия Северо-Восточного федерального университета и образовательных организаций в форме ассоциации показывает, что данное сотрудничество обладает потенциалом решения многих актуальных вопросов и дефицитов современного образования, в том числе способствует выполнению стратегических задач федерального университета.

Литература:

  1. Генкин, А. Л. Университетские образовательные округа: опыт сетевого взаимодействия/ А. Л. Генкин, Л. В. Кипнес, М. В. Виноградова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2016. — С. 2984–2987.
  2. Олимпиадный рейтинг школ по итогам 2012–2013 учебного года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rsr-online.ru/doc/olimp1.pdf
  3. Программа развития ФГАОУ ВПО «СВФУ им. М. К. Аммосова» на 2010–2020 годы (в редакции Распоряжения Правительства РФ от 10 сентября 2015г. № 1775-Р) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.s-vfu.ru/upload/iblock/709/709a0da7bb80a22fcdfe5c785f821edd.pdf
  4. Федорова С. В. Формирование качественного состава студентов в современных условиях вуза// Педагогическое образование и наука. –2012. — № 8. –С.82–86.
Основные термины (генерируются автоматически): школа, Якутия, повышенный уровень, профессиональное образование, профессиональное самоопределение, Северо-Восточный федеральный университет, Дальневосточный федеральный округ, Камчатский край, федеральный уровень, Чукотский автономный округ.

Ключевые слова

профессиональное самоопределение, взаимодействие, профориентация, ассоциация, университетский образовательный округ

Похожие статьи

Китай, Дальневосточный федеральный округ, Дальний Восток...

В Дальневосточный федеральный округ включены 9 субъектов РФ: Амурская, Магаданская и Сахалинская область, Камчатский, Приморский и Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область.

Северо-Восточный федеральный университет имени...

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова

Адрес: Республика Саха (Якутия), Якутск, улица Белинского, 58

Сайт: http://www.s-vfu.ru

Сравнение показателей дифференциации доходов субъектов...

В Дальневосточный федеральный округ включены 9 субъектов РФ: Амурская, Магаданская и Сахалинская область, Камчатский, Приморский и Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область.

Проблемы трудоустройства молодых специалистов...

В результате исследования было выявлено, что самыми популярными профессиональными сферами в первом квартале 2016 г. в Дальневосточном Федеральном Округе стали: «Продажи» с 35 % рынка, «Банки, инвестиции, лизинг» с 14 % и «Маркетинг, реклама...

Внешняя торговля Дальневосточного федерального округа

В Дальневосточный федеральный округ включены 9 субъектов РФ: Амурская, Магаданская и Сахалинская область, Камчатский, Приморский и Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область.

Перспективы развития свободного порта Владивосток...

Внешняя торговля Дальневосточного федерального округа.

Наибольший вклад в объемы внешней торговли вносят: Сахалинская область, Приморский край, Республика Саха (Якутия) и Хабаровский край.

Инновации, как движущая сила ДВФО | Статья в журнале...

В Дальневосточный федеральный округ включены 9 субъектов РФ: Амурская, Магаданская и Сахалинская область, Камчатский, Приморский и Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область.

Программа поддержки осознанного профессионального...

ТИ (ф) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова».

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся – одна из центральных задач современной школы.

Анализ инновационного развития Республики Саха (Якутия)

Дальневосточный федеральный округ.

Чукотский автономный округ.

Основные термины (генерируются автоматически): Якутия, совокупный уровень, инновационная активность, инновационная деятельность, инновационная активность организаций, республика...

Похожие статьи

Китай, Дальневосточный федеральный округ, Дальний Восток...

В Дальневосточный федеральный округ включены 9 субъектов РФ: Амурская, Магаданская и Сахалинская область, Камчатский, Приморский и Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область.

Северо-Восточный федеральный университет имени...

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова

Адрес: Республика Саха (Якутия), Якутск, улица Белинского, 58

Сайт: http://www.s-vfu.ru

Сравнение показателей дифференциации доходов субъектов...

В Дальневосточный федеральный округ включены 9 субъектов РФ: Амурская, Магаданская и Сахалинская область, Камчатский, Приморский и Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область.

Проблемы трудоустройства молодых специалистов...

В результате исследования было выявлено, что самыми популярными профессиональными сферами в первом квартале 2016 г. в Дальневосточном Федеральном Округе стали: «Продажи» с 35 % рынка, «Банки, инвестиции, лизинг» с 14 % и «Маркетинг, реклама...

Внешняя торговля Дальневосточного федерального округа

В Дальневосточный федеральный округ включены 9 субъектов РФ: Амурская, Магаданская и Сахалинская область, Камчатский, Приморский и Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область.

Перспективы развития свободного порта Владивосток...

Внешняя торговля Дальневосточного федерального округа.

Наибольший вклад в объемы внешней торговли вносят: Сахалинская область, Приморский край, Республика Саха (Якутия) и Хабаровский край.

Инновации, как движущая сила ДВФО | Статья в журнале...

В Дальневосточный федеральный округ включены 9 субъектов РФ: Амурская, Магаданская и Сахалинская область, Камчатский, Приморский и Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область.

Программа поддержки осознанного профессионального...

ТИ (ф) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова».

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся – одна из центральных задач современной школы.

Анализ инновационного развития Республики Саха (Якутия)

Дальневосточный федеральный округ.

Чукотский автономный округ.

Основные термины (генерируются автоматически): Якутия, совокупный уровень, инновационная активность, инновационная деятельность, инновационная активность организаций, республика...

Задать вопрос