История и современность развития вуза инклюзивного образования | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (12) апрель 2018 г.

Дата публикации: 27.03.2018

Статья просмотрена: 296 раз

Библиографическое описание:

Пономарева, Г. Т. История и современность развития вуза инклюзивного образования / Г. Т. Пономарева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2018. — № 2 (12). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/86/3199/ (дата обращения: 29.04.2024).



Аналитическая статья подготовлена по материалам, собранным в ходе двадцатипятилетнего периода развития МГГЭУ. Предложен краткий исторический экскурс по вопросам становления вуза как ведущего центра инклюзивного образования в России. Подготовлен обзор задач, стоящих перед вузом. Проведена оценка достижений МГГЭУ и определены перспективы развития инклюзивной модели образования с учетом 25-летнего опыта автора.

Ключевые слова: инклюзия, высшее образование, история МГГЭУ, итоги внедрения инклюзивной модели

В настоящее время инклюзия признана перспективным направлением высшего образования для лиц с ограниченными возможностями и инвалидов. В связи с этим представляет интерес опыт вузов, стоящих у истоков инклюзивной модели в России.

В связи с 25-летием Московского государственного гуманитарно-экономического университета необходимо отметить, что инклюзивное обучение в России следует рассматривать как переход всей системы образования на высшую ступень развития.

В октябре 1990 года был основан единственный в России специализированный вуз для инвалидов-опорников — Московский институт-интернат, в настоящее время МГГЭУ.

В 1992 г. в институте было открыто подготовительное отделение, а в 1993 г. он принял первых студентов из разных регионов России на все пять факультетов. На момент образования вуза общее число студентов дневной формы обучения в России составляло 1,64 млн. чел., а число студентов-опорников из них не превышало 300 чел.

Были созданы факультеты: экономический, иностранных языков, юридический, прикладной математики и информатики, книгоиздания и редактирования.

Первый набор студентов в количестве 50 чел. и начало первого учебного года состоялось 1 сентября 1993 г.

МГГЭУ был первым вузом, реализующим модель инклюзивного образования. вуз стразу предложил набор специальностей, актуальных для абитуриентов — инвалидов, дающих им возможности дальнейшего трудоустройства с учетом их нозологий.

Нашей кафедрой была выбрана специальность «Экономика труда», позже появилась специализация «Управления персоналом», что значительно расширило наши возможности. Специальность «Экономика труда» предоставляла инвалидам — выпускникам уникальную возможность работать в самых разных областях, связанных с экономикой, поскольку труд рассматривается в качестве основной формы жизнедеятельности человеческого общества, как исходное условие его бытия. Труд лежит в основе всех общественных явлений и процессов.

Первоначально учебные группы состояли из одних инвалидов, по 10 человек в каждой, что позволяло обеспечить индивидуальный подход к каждому студенту. Преподавателям приходилось работать в сложнейших условиях. Помимо инфраструктурных и вообще экономических проблем, приходилось сталкиваться с психологическими проблемами, вызванными спецификой 1990-х годов. Среди студентов случались нервные срывы.

Исследования показали: что касается интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социум, то эффект гораздо выше, если инвалиды обучаются в смешанных группах, что практикуется в МГГЭУ с 2006 г. Такая практика приводит к более глубокой интеграции лиц с инвалидностью в молодежное сообщество России.

В настоящее время работа по совершенствованию учебного процесса в МГГЭУ продолжается, сотрудники вуза активно используют интерактивные технологии для обеспечения доступности образовательного процесса как для здоровых студентов, так и для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Основной целью научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и студентов, помимо чисто профессиональных направлений, является разработка проблем инклюзивного образования, а также более широких проблем, связанных с социально-экономической реабилитацией и адаптацией инвалидов, их профессионального образования и трудоустройства.

Профессиональное образование в рамках концепции медико-социальной реабилитации инвалидов представляет систему и процесс овладения знаниями, навыками и умениями в области рекомендуемой профессиональной деятельности. Профессиональное образование не гарантирует занятости инвалида, но высокий уровень профессионального образования делает инвалида конкурентоспособным на рынке труда и предоставляет ему равные возможности. В условиях рыночной экономики необходимо, чтобы профессиональное образование инвалидов предусматривало обучение конкурентоспособным и престижным профессиям, основам предпринимательской деятельности, что будет служить обеспечению равенства возможностей инвалидов в плане занятости.

Недостатком современной образовательной системы является неадаптированность инвалидов к рынку труда. Внедрение инклюзивного элемента позволяет инвалиду получить не только теоретическую, но и практическую подготовку в ходе образовательного процесса.

В нашем учебном заведении для решения проблем доступности профессионального образования были реализованы следующие мероприятия:

  1. Создана эффективная инфраструктура для обучения инвалидов-опорников, а также внедрены инновационные методы, апробированные преподавателями на собственном опыте.
  2. Обеспечена интеграция между здоровыми студентами и студентами с инвалидностью, что обеспечивает большую результативность конкуренции и взаимодействия в учебных группах.
  3. Подготовлен и внедрен в образовательный процесс авторский комплекс методик и документов, обеспечивающих интеграцию инвалидов с первого курса.
  4. Создана эффективная система трудоустройства студентов с инвалидностью за счет использования потенциала баз практик.
  5. МГГЭУ активно делится наработанным опытом, организует конференции с участием широкого спектра работников образования, интересующихся вопросами инклюзии.
  6. Разработана и успешно апробирована система повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза, подготовлены документация для организации аналогичных курсов для работников других вузов.
  7. Создана система непрерывного обучения, предусматривающая получение талантливыми студентами с инвалидностью образования в магистратуре и аспирантуре с использованием инфраструктурного, педагогического и человеческого потенциала вуза; создана эффективная система непрерывного образования.

Реализация указанных пунктов в высшем образовании позволяет обеспечивать развитие человеческого потенциала людей с инвалидностью.

Жизнь коллектива нашего вуза в многогранном ее проявлении является мощным социализирующим и реабилитационным фактором.

Профессорско-преподавательский состав выполняет особую миссию по социализации лиц с ограниченными возможностями и занимает гуманистическую позицию. Не каждый работник образования обладает компетенциями по организации учебной и воспитательной работы с инвалидами.

Педагогическая поддержка для наших студентов — особая сфера педагогической деятельности: это разработка новых технологий образования, отличающиеся от традиционных методов обучения и воспитания. Другие вузы не обладают такой спецификой. Авторитарная педагогика с инвалидами не дает эффективного результата, они очень чувствительны к поведению педагога, чутко реагируют на его компетентность и искренность. Если педагог не обладает необходимыми компетенциями для работы с инвалидами, студенты замкнутся на своих проблемах.

Важное значение имеет также использование интерактивных технологий при работе со студентами. Двадцатипятилетний опыт автора по работе с различным контингентом студентов позволяет утверждать, что именно эти формы обучения наиболее эффективны. Основные принципы и преимущества интерактивных технологий обучения заключаются в обеспечении постоянной активности студентов на занятиях, повышении уровня усвоения материала.

Комплекс мер включает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и обучение самих педагогов и других учащихся взаимодействию с инвалидами. Необходима разработка специальных программ, направленных на ускорение процесса адаптации лиц с поражением опорно — двигательной системы, а также учет их специфики в образовательных программах.

Получение инвалидами современного образования в комплексе с требуемыми работодателем и апробированными на занятиях компетенциями позволяет успешно конкурировать на рынке труда. Наряду с формальными причинами принятия инвалидов на работу, к которым относятся квотирование рабочих мест, предоставление целевого финансирования на создание работникам — инвалидам специализированных рабочих мест инвалид сможет предложить работодателю возможность осуществлять трудовую деятельность не хуже, чем его здоровые конкуренты. Это позволит решить проблему формального трудоустройства. Государство заинтересовано в эффективном трудоустройстве инвалидов, поэтому необходимо на всех уровнях государственной власти поддерживать идею инклюзии.

Вузы также должны пройти общественную и экономическую оценку на предмет их приспособленности к нуждам данной категории студентов. Необходимо обратить особое внимание на проведение реабилитационной работы с инвалидами во всех учебных заведениях, где учатся инвалиды.

Таким образом, инклюзивное образование — это процесс развития, который подразумевает доступность образования для лиц с особыми потребностями, как в общеобразовательных школах, колледжах, так и в высших учебных заведениях. Важным направлением развития отечественной инклюзивной системы является обмен опытом между преподавателями.

Основные термины (генерируются автоматически): инвалид, Россия, инклюзивное образование, профессиональное образование, студент, высшее образование, образовательный процесс, рынок труда, инклюзивная модель, профессорско-преподавательский состав.

Ключевые слова

высшее образование, инклюзия, история МГГЭУ, итоги внедрения инклюзивной модели

Похожие статьи

Инклюзивное образование в России | Статья в журнале...

инклюзивное образование, опорно-двигательная система, профессиональное образование, Россия, инвалид, рынок труда, выпускная квалификационная работа, безбарьерная среда, иностранный язык, научная работа.

Инклюзивное образование в условиях современной...

Инклюзивное образованиепроцесс обучения и воспитания с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях. Основа инклюзивного образования — идеология, которая исключает любую дискриминацию.

Качество подготовки бакалавров в системе инклюзивного...

В статье рассматриваются вопросы организации профессионального обучения студентов с инвалидностью в системе инклюзивного образования; конкретизированы виды самостоятельной работы...

Современные подходы инклюзивного обучения студентов...

инклюзивное образование, общее образование, ребенок, инклюзивное общество, инклюзивный подход, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, Россия, образование, развитие.

Особенности возникновения и прекращения трудовых отношений...

инвалид, Россия, студент, профессиональное образование, инклюзивное образование, образовательный процесс, рынок труда, высшее образование, профессорско-преподавательский состав, инклюзивная модель.

Инклюзивное образование — стратегическое направление...

Развитие инклюзивного образования в России. Инклюзивное образование предусматривает не только включение детей с ОВЗ в

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс, психофизическое...

Тьютор в системе сопровождения образовательной деятельности...

инвалид, Россия, студент, профессиональное образование, инклюзивное образование, образовательный процесс, рынок труда, высшее образование, профессорско-преподавательский состав, инклюзивная...

Развитие инклюзивного образования в России | Молодой ученый

Инклюзивное образование предусматривает не только включение детей с ОВЗ в образовательный процесс, но и перестройку всего процесса образования для обеспечения образовательных потребностей всех детей.

Программирование здоровьесберегающей деятельности будущих...

инвалид, Россия, студент, профессиональное образование, инклюзивное образование, образовательный процесс, рынок труда, высшее образование, профессорско-преподавательский состав, инклюзивная модель.

Похожие статьи

Инклюзивное образование в России | Статья в журнале...

инклюзивное образование, опорно-двигательная система, профессиональное образование, Россия, инвалид, рынок труда, выпускная квалификационная работа, безбарьерная среда, иностранный язык, научная работа.

Инклюзивное образование в условиях современной...

Инклюзивное образованиепроцесс обучения и воспитания с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях. Основа инклюзивного образования — идеология, которая исключает любую дискриминацию.

Качество подготовки бакалавров в системе инклюзивного...

В статье рассматриваются вопросы организации профессионального обучения студентов с инвалидностью в системе инклюзивного образования; конкретизированы виды самостоятельной работы...

Современные подходы инклюзивного обучения студентов...

инклюзивное образование, общее образование, ребенок, инклюзивное общество, инклюзивный подход, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, Россия, образование, развитие.

Особенности возникновения и прекращения трудовых отношений...

инвалид, Россия, студент, профессиональное образование, инклюзивное образование, образовательный процесс, рынок труда, высшее образование, профессорско-преподавательский состав, инклюзивная модель.

Инклюзивное образование — стратегическое направление...

Развитие инклюзивного образования в России. Инклюзивное образование предусматривает не только включение детей с ОВЗ в

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс, психофизическое...

Тьютор в системе сопровождения образовательной деятельности...

инвалид, Россия, студент, профессиональное образование, инклюзивное образование, образовательный процесс, рынок труда, высшее образование, профессорско-преподавательский состав, инклюзивная...

Развитие инклюзивного образования в России | Молодой ученый

Инклюзивное образование предусматривает не только включение детей с ОВЗ в образовательный процесс, но и перестройку всего процесса образования для обеспечения образовательных потребностей всех детей.

Программирование здоровьесберегающей деятельности будущих...

инвалид, Россия, студент, профессиональное образование, инклюзивное образование, образовательный процесс, рынок труда, высшее образование, профессорско-преподавательский состав, инклюзивная модель.

Задать вопрос