Программа внеучебной жизни студентов Читинской государственной медицинской академии | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лизандер, О. А. Программа внеучебной жизни студентов Читинской государственной медицинской академии / О. А. Лизандер, В. Н. Августаев, Б. Б. Жамбалова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 2 (8). — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/55/2276/ (дата обращения: 29.04.2024).



Приверженность к здоровому образу жизни и культурным ценностям таких базовых социально-личностных качеств выпускников вуза, как духовность, нравственность, патриотизм, гражданственность, трудолюбие, ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность, дисциплинированность, способность к творческому самовыражению, нацелено на содержание процесса воспитания в университете и создание благоприятных условий для личностного и профессионального развития студенческой молодежи, формирование профессиональных и общекультурных компетенций. Через содержание учебного процесса осуществляется воспитание в учебном заведении во внеучебной деятельности, а также вне вуза. Внеучебная работа преподавателей со студентами, системы управления внеучебной деятельностью, внеучебной деятельности студентов — это основные компоненты внеучебной работы. Она является существенным элементом образа жизни студентов, профессиональной деятельности преподавателей и руководителей учебного заведения.

Цель программы: «Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса путем формирования мотивации к здоровому образу жизни и ценностного отношения к здоровью как мировоззрению». На примере ФГБОУ ВО ЧГМА

Задачи программы:

Внедрение в учебно-воспитательный процесс программ, направленных на приобретение студентами и сотрудниками Академии знаний, умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, формирование культуры здорового образа жизни.

– Разработка комплекса мер, направленных на оздоровление студентов и создание здоровье сберегающих условий участников образовательного процесса.

– Совершенствование спортивно-оздоровительной базы для сохранения и улучшения физического здоровья обучающихся и сотрудников.

– Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам и пропаганда здорового образа жизни.

– Развитие творческой и социальной активности студентов, как фундамента формирования мотивации к здоровому образу жизни.

Направления и пути реализации программы:

Наличие точек питания для обучающихся и сотрудников ВУЗа, в том числе и горячего питания. Столовые академии расположены: в общежитии № 1 Хабаровская, 2; в учебном корпусе № 3, Горького 39а. Столовые предоставляют горячее, диетическое питание для всех сотрудников и студентов ФГБОУ ВО ЧГМА. Буфеты расположены в учебном корпусе № 2, в Клинике ФГБОУ ВО ЧГМА, Новобульварная, 163.

Здравпункт академии расположен по адресу ул. Хабаровская 2. Медицинское обследование и лечение студентов и сотрудников академии осуществляется в МУЗ «Поликлиника Центрального района г.Читы» на основании договора о медицинском обслуживании, заключенного с данным учреждением. В соответствии с договором студентам предоставляется доврачебная, амбулаторно-поликлиническая и неотложная помощь, кроме того к обследованию и лечению привлекаются специалисты профильных кафедр. Стационарное лечение студенты получают в специализированных отделениях клинических больниц, на которых расположены кафедры академии и курируются заведующими соответствующих кафедр и деканами факультетов. Кроме этого студенты проходят профилактическое обследование в Центрах здоровья, организованных при государственных лечебных учреждениях города Читы. По результатам медицинского осмотра студентов проводится их распределение по группам здоровья для занятий физической культурой: основная группа и специальная группа (по показаниям). Занятия в специальной медицинской группе организуются в соответствии с программой оздоровительной работы.

Наличие кабинета психологической помощи в ВУЗе. Психолого-консультационная работа осуществляется сотрудниками Центра развития личности студента по следующим направлениям: осуществление реабилитационных и профилактических мероприятий; осуществление санитарно-просветительской работы среди студентов и населения; осуществление пропаганды, направленной на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением; оказание помощи при формировании мотиваций здорового образа жизни. Психологи Центра развития личности студента в составе Отдела по воспитательной работе и связям с общественностью проводят систематические групповые и индивидуальные занятия со студентами 1-6 курсов по вопросам формирования мотивации ЗОЖ, профилактики алкоголизма, табакокурения и наркомании путём активного формирования отрицательного отношения.

Наличие в структуре вуза санатория, профилактория, оздоровительно-спортивного лагеря, кабинетов здорового образа жизни, центра профилактики. ФГБОУ ВО ЧГМА имеет оздоровительный комплекс «Медик» в пригородной зоне г. Читы на озере Арахлей, на базе которого проводятся массовые спортивно-оздоровительные мероприятия, лагерь студенческого актива «ПРОдвижение». На территории комплекса расположены жилые домики, столовая, игровые комнаты и комнаты для занятий, оборудованы спортивные площадки. На оздоровительной базе ЧГМА «Медик» на озере Арахлей ежегодно летом отдыхают до 400 человек: сотрудники с семьями и студенты.

В сентябре 2016 года на базе ФГБОУ ВО ЧГМА под руководством заведующей кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии был создан центр профилактики — клуб "Здоровье". В клубе «Здоровье» организована воспитательная и культурно-массовая работа, призванная вести систематическую пропаганду эстетических, этико-деонтологических, духовных знаний, здорового образа жизни, профилактику эпидемических и неэпидемических заболеваний, а также направлена на развитие профессиональных качеств в среде студентов Читинской государственной медицинской академии во внеучебное время.

Как показывает практика, общение преподавателей-кураторов и студентов может выступить условием успешной адаптационной и воспитательной деятельности, важным обучающим и воспитывающим фактором. Но в современных условиях требуется изменение практики кураторства, статуса куратора, его задач и функций. Он должен стать старшим товарищем и искренним наставником. Именно приобщение преподавателя и студента к общей профессии способствует формированию чувства профессиональной общности, снятию возрастного барьера, замене субъект-объектных отношений отношениями сотрудничества.

Приобретение лечебно-диагностического оборудования для реализации мероприятий здорового образа жизни, медицинского обслуживания студентов и сотрудников. В 2016 году было приобретено лечебно-диагностического оборудования для реализации мероприятий здорового образа жизни, медицинского обслуживания студентов и сотрудников на сумму 18639110 руб. Затраты на реконструкцию и ремонтов объектов физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности. В 2016 году в ФГБОУ ВО ЧГМА осуществлён ремонт объектов физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности на общую сумму 563417 руб. Приобретение спортивного инвентаря, оборудования, формы в 2016 г. На общую сумму 2150915,54.

В настоящее время на базе ФГБОУ ВО ЧГМА реализуется 6 основных проектов, направленных на формирование и поддержку мероприятий по формированию мотиваций здорового образа жизни.

Совместный студенческий проект волонтёрского отряда «Правильный выбор» и преподавателей кафедр ВУЗа, направленный на формирование мотиваций здорового образа жизни учащихся школ города и края. Проект рассчитан на длительную перспективу и уже реализуется в течение 5 лет.

Международный проект «Dance for life» реализуется на базе ГБОУ ВПО ЧГМА с апреля 2013 года, рассчитан на длительную перспективу.

Реализация Всероссийского проекта «Волонтёры-медики». На базе ГБОУ ВПО ЧГМА с сентября 2015 года работает региональное отделение Всероссийского общественного объединения «Волонтёры-медики».

Проект "Здоровый образ жизни— залог успеха", автор Малханова Дарима Алексеевна 6 курс лечебный факультет) — защита проекта на базе Конвейера проектов смены «Молодые учёные и преподаватели в области здравоохранения» Всероссийского молодёжного образовательного форума «Территория смыслов на Клязьме» (6.08.2016-12.08.2016), фин.поддержка-200000 руб. Реализация проекта — 2016-2017 год.

Проект "ПОМОГИ, если ты стал очевидцем ДТП..."совместный проект волонтёрского движения "Ты не один!". В 2016 году проект был представлен на защиту в рамках работы III Всероссийского молодёжного образовательного форума "Спешите делать добро" (13-15 октября 2016г), а также в рамках работы форума "Чита — город молодых", на конкурсе "Лаборатория городского проектирования" и занял 2 место. Реализация проекта — 2016-2017г.

Проект деятельности волонтёрского отряда "Счастье на ладони". Отряд создан на базе педиатрического факультета под руководством заведующей кафедры пропедевтики детских болезней. Цель — осуществление информационной, психологической, профилактической и благотворительной поддержки родителей детей, родившихся раньше срока. Реализация проекта началась в декабре 2016 года, рассчитана на долгосрочный период.

В социологических и психологических исследованиях по изучению самооценки отношения к здоровью, факторам риска, физкультурно-спортивной деятельности приняли участие 88 % студентов ВУЗа.

Субъективные оценки студентов/сотрудников деятельности администрации вуза по обеспечению здорового образа жизни в вузе изучаются с помощью анонимного анкетирования сотрудниками Центра развития личности студента, Учебно-методическим управлением, студенческим советом ЧГМА. Результаты представлены в форме презентации.

В ФГБОУ ВО ЧГМА проводится цикл мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек: мероприятия социальной направленности, физкультурно-оздоровительные мероприятия как для студентов, так и для сотрудников ВУЗа.

В академии уже в течение нескольких лет действует приказ № 112 от 28.09.2012 г. «О запрете курения в учебных и вспомогательных корпусах, в общежитии, клинике, на территории медицинской академии, на клинических базах».

У всех членов ректората, руководителей структурных подразделений вуза отсутствует вредная привычка — курение.

В течение года масштабная работа, направленная на профилактику вредных привычек, проводилась волонтёрскими отрядами академии«Эндорфины», «Dance4life», «Буян», «Правильный выбор», «Волонтёрское движение» , «Береги своё сердце».

Преподаватели и сотрудники ВУЗа активно занимаются спортом, участвуют в соревнованиях городского и краевого уровней.

В структуре учебно-спортивного комплекса ГБОУ ВПО ЧГМА функционирует «Спортивный клуб ЧГМА». Деятельность клуба регламентирована Уставом ФГБОУ ВО ЧГМА, утверждённого Минздравом России 06 июня 2016 г. № 346 (п.1.10). Кроме того, в декабре 2015 г. на базе Академии был создан Студенческий спортивный клуб Читинской государственной медицинской академии "Импульс", который является членом Общероссийской молодёжной общественной организации "Ассоциация студенческих спортивных клубов России" с 09 декабря 2015 г. Во вложении Свидетельство о регистрации № 139.

Все студенты Читинской государственной медицинской академии принимают участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, как в рамках учебной нагрузки, так и во внеучебной спортивной деятельности.

В Читинской государственной медицинской академии в течение 17 лет активно работает добровольческое движение «Ты не один!», деятельность которого направлена на формирование этико-нравственных принципов поведения будущих врачей — выпускников медицинского вуза.

В настоящее время движение объединяет в себе 10 самостоятельных волонтёрских отрядов, деятельность которых имеет отличительные особенности, но направлена главным образом на формирование мотиваций здорового образа жизни и подчинена единой цели: «Все вместе мы вторим добро!».

Итогом работы волонтёрского движения стало проведение в сентябре 2016 г. масштабного мероприятия «Межрегиональный съезд волонтёрских отрядов медицинских и фармацевтических ВУЗов Минздрава России». Материалы работы съезда опубликованы в Забайкальском медицинском журнале № 3, 2016г.

Профессиональные нормы и стандарты, кодексы и образцы поведения, традиционно приписываемые профессионалам из сферы духовного производства (гуманизм, самостоятельность, творческая активность, независимость и т.п.), станут носить универсальный характер. Институциональный аспект профессии в ее связи с образованием перспективен еще в одном плане. Будущее информационное общество настолько изменит сам характер и содержание общественного производства, что привычное деление его на сферы материального и духовного производства для изучения различий между профессиональными группами потеряет свой смысл, ибо и в первой (материальное производство), и во второй (духовное производство) сферах, обеспечивающих воспроизводство общества в целом, основным условием и фактором развития станет интеллектуальный капитал.

Именно склонность студенческой молодежи соотносить внеучебную работу, в первую очередь, с рекреационной деятельностью, а всю воспитательную работу — с неприемлемым «назиданием», «наставлением», а также высокий уровень неудовлетворенности состоянием социокультурной досуговой деятельности в вузе позволяют интерпретировать выявленное как претензии студенчества на самоорганизацию в этой сфере. В этих настроениях можно усмотреть естественную потребность молодежи в самоорганизации, активизации самодеятельного творчества в культурно-массовой сфере, система организации которой была нарушена в ходе реформирования высшего образования. Тем самым результаты исследования подтверждают необходимость создания благоприятной атмосферы для самостоятельной инновационной деятельности самих студентов в сфере свободного времени, превращающей их в субъекты собственной и общественной жизни, наряду с созданием объективных условий для духовного роста личности, для формирования ценностных ориентации студенческой молодежи.

Воспитание через внеучебную воспитательную деятельность по изучаемым дисциплинам осуществляется преподавателями конкретных учебных дисциплин путем использования различных форм: тематических вечеров, конкурсов, просмотров и обсуждений соответствующих кино и видео фильмов, участия студентов в научно-исследовательских и предметных кружках, конференциях, научных чтениях, профессиональных клубах и студенческих объединениях, встречах с практическими работниками, мастер-классах и т.п. Собственно внеучебная воспитательная работа в вузе осуществляется посредством деятельности всех структурных подразделений академии, ведется через творческий союз преподавателей и студентов, включая в себя как традиционные мероприятия и встречи, так и мероприятия, посвященные знаменательным датам и событиям международного, российского, регионального и вузовского значения.

Литература:

  1. Лизандер О.А, Мирошникова А.Н., Филатова Е.В., «Мониторинг состояния здоровья и факторов риска студентов ЧГМА», Инновационные технологии в науке и образовании МЦНС «Наука и просвящение»-2016 — с.224-227.
  2. Психология физического воспитания и спорта / Под ред. Т.Т. Джамгарова и А.Ц. Пунин. -- М. : ФиС, 1979. — 143 с.
  3. Материалы сайта посвященного спорту философии спорта, спортивной психологии и медицины. http://def.kondopoga.ru/2007
  4. Мирошникова А.Н., Петрова С.Ю., «Психологопедагогические аспекты физического воспитания студентов специальной медицинской группы»// Вестник БГУ 2015г., выпуск 13, Физическая культура и спорт // Улан-Удэ 2015 –с.73-76
  5. Хромова О.Н., Мирошникова А.Н. Состояние здоровья студентов 1 курса педиатрического факультета по результатам медицинского осмотра за 2013 — 16 года//.Международная научная конференция «Psychology, Sports Science and Medicine», С.-Петербург. 2016 — с.22-28.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, студент, Читинская государственная медицинская академия, формирование мотиваций, духовное производство, студенческая молодежь, реализация проекта, сотрудник ВУЗа, Всероссийский молодежный образовательный форум, внеучебная деятельность.

Похожие статьи

Факторы, формирующие здоровье студентов медицинского вуза

здоровый образ жизни, студент, Читинская государственная медицинская академия, формирование мотиваций, духовное производство, студенческая молодежь, реализация проекта, сотрудник ВУЗа...

Из опыта медико-валеологического образования студентов...

здоровый образ жизни, студент, Читинская государственная медицинская академия, формирование мотиваций, духовное производство, студенческая молодежь, реализация проекта, сотрудник ВУЗа...

О мотивации к здоровому образу жизни студентов...

Активная спортивная деятельность как платформа для формирования здорового образа жизни студенческой молодежи. Кураш как основа духовного воспитания студенческой молодёжи.

Современные проблемы формирования здорового образа...

На сегодняшний день формирование здорового образа жизни является одним из основных направлений государственной молодежной политики. К основным элементам организационной работы по направлению формирования здорового образа жизни молодежи относится...

Синергетический подход как основа реализации программ по...

Ключевые слова: студенты медицинского вуза, психоактивные вещества (ПАВ), аддиктивное поведение, превенция, синергетическое воздействие, здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Программы развития студенческой молодежи в области...

Внеучебная работа вносит свой неоценимый вклад в формирование будущих специалистов.

Ключевым критерием эффективности деятельности органов студенческого самоуправления

В общежитиях ОмГТУ проводятся беседы «Здоровый образ жизни», беседы по привитию...

Публикация научных статей — Молодой ученый

Таким образом они подтверждают соответствие занимаемой должности

В чем она должна заключаться? Могут ли обучающиеся заниматься научной деятельностью?

Совместный проект. Журнал №2 (3), декабрь 2016 г. Прием статей до 30 сентября (включительно).

Формирование навыков здорового образа жизни студентов...

Здоровый образ жизни как условие формирования общей... Формирование здорового образа жизни в колледже включает в себя четыре

Организация одной из форм внеучебной деятельности со... Прогнозируемые эффекты реализации проекта: социальный эффект...

Организационно-педагогические условия формирования...

физическая культура, здоровый образ жизни, физическое развитие, физическое воспитание, студент, занятие, профессиональная деятельность, студенческая молодежь, медицинский вуз, положительное влияние.

Похожие статьи

Факторы, формирующие здоровье студентов медицинского вуза

здоровый образ жизни, студент, Читинская государственная медицинская академия, формирование мотиваций, духовное производство, студенческая молодежь, реализация проекта, сотрудник ВУЗа...

Из опыта медико-валеологического образования студентов...

здоровый образ жизни, студент, Читинская государственная медицинская академия, формирование мотиваций, духовное производство, студенческая молодежь, реализация проекта, сотрудник ВУЗа...

О мотивации к здоровому образу жизни студентов...

Активная спортивная деятельность как платформа для формирования здорового образа жизни студенческой молодежи. Кураш как основа духовного воспитания студенческой молодёжи.

Современные проблемы формирования здорового образа...

На сегодняшний день формирование здорового образа жизни является одним из основных направлений государственной молодежной политики. К основным элементам организационной работы по направлению формирования здорового образа жизни молодежи относится...

Синергетический подход как основа реализации программ по...

Ключевые слова: студенты медицинского вуза, психоактивные вещества (ПАВ), аддиктивное поведение, превенция, синергетическое воздействие, здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Программы развития студенческой молодежи в области...

Внеучебная работа вносит свой неоценимый вклад в формирование будущих специалистов.

Ключевым критерием эффективности деятельности органов студенческого самоуправления

В общежитиях ОмГТУ проводятся беседы «Здоровый образ жизни», беседы по привитию...

Публикация научных статей — Молодой ученый

Таким образом они подтверждают соответствие занимаемой должности

В чем она должна заключаться? Могут ли обучающиеся заниматься научной деятельностью?

Совместный проект. Журнал №2 (3), декабрь 2016 г. Прием статей до 30 сентября (включительно).

Формирование навыков здорового образа жизни студентов...

Здоровый образ жизни как условие формирования общей... Формирование здорового образа жизни в колледже включает в себя четыре

Организация одной из форм внеучебной деятельности со... Прогнозируемые эффекты реализации проекта: социальный эффект...

Организационно-педагогические условия формирования...

физическая культура, здоровый образ жизни, физическое развитие, физическое воспитание, студент, занятие, профессиональная деятельность, студенческая молодежь, медицинский вуз, положительное влияние.

Задать вопрос