Характерологические особенности личности учителя | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 23.10.2015

Статья просмотрена: 3858 раз

Библиографическое описание:

Шеранова, М. Б. Характерологические особенности личности учителя / М. Б. Шеранова, Н. И. Бойтураева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3 (3). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/347/ (дата обращения: 29.04.2024).



Характерологические особенности личности учителя

 

Учительская профессия — особая по своей сущности, значимости и противоречивости. Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к творческим сторонам личности, по сложности психического напряжения близка к деятельности ученого, писателя, артиста. Особенность труда учителя состоит еще и в том, что объектом и продуктом его является самый «уникальный по своей ценности материал» — человек. И не просто человек, не его физическая сущность, а духовность растущего человека, его внутренний мир. Вот почему справедливо считают, что профессия учителя принадлежит к числу наиболее важных в современном мире. В современных условиях нельзя правильно и эффективно решать вопросы обучения и воспитания, не овладев педагогическим мастерством, обширными знаниями по психологии и педагогике, не научившись критически и творчески применять их в работе с детьми. Кроме того, никакое, даже отличное знание принципов и правил обучения, никакие лекции и доклады о работе, о мастерстве учителя не помогут, не принесут пользы, не приведут к успеху, если сам учитель не будет к этому стремиться, если он не будет гореть постоянным и страстным желанием стать лучше, стать грамотнее, квалифицированнее, стать необыкновенным в глазах детей. Надо, чтобы учитель всегда проявлял душевное беспокойство за свое дело, за учащихся, чтобы оно стало нормой и основой воспитательной деятельности. Иначе говоря, ни грамма равнодушия и безразличия к объекту обучения и воспитания, ни минуты в труде без осознания того, что ты учитель, ты обязан, это твое святое дело вести детей к совершенству. Только в таком случае можно добиться влияния на детей, обрести педагогическое мастерство.

От личных характерологических особенностей учителя во многом зависят и процесс, и успех воспитания. Учителя по призванию прежде всего отличает педагогическая целенаправленность — такая черта характера, которая не позволяет ему отвлечься от главной цели своего труда — управлять формированием личности школьника. Управлять — значит планировать, проектировать. Следовательно, настоящий учитель как бы наперед видит своего воспитанника, подходит к нему с оптимистической гипотезой. Целенаправленность требует последовательности и систематичности в педагогическом деле, способности остро, точно и критически оценивать результаты своего труда. Настойчиво следуя по пути осуществления своих учебно-воспитательных целей, учитель должен верить в возможность творческого развития детей. И если бы педагог не обладал оптимизмом, его труд был бы бессмысленным, потерял бы всякое значение; он неизбежно столкнулся бы с вопросом: ради чего планировать свою деятельность, ради чего заглядывать вперед, проектировать личность учащегося? Один из лучших педагогов рекомендовал искать в человеке не худшие стороны, а лучшие, с них начинать воспитание.

Чтобы быть оптимистом, надо быть одновременно и гуманистом. Если попытаться простым перечислением некоторых признаков дать представление о гуманизме, то получится следующее: поощрение всего доброго, что проявляется в человеке; любовь к детям; отсутствие оскорблений и унижений; недопустимость унижающей критики, сарказма, иронии, грубых оценочных суждений и т. д. Показателем этого ценнейшего качества учительской личности является претворение в практику своей деятельности принципа, сформулированного А. С. Макаренко: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему»[3].

Очень важной, с точки зрения проявления в педагогической практике, является такая черта характера учителя, как уравновешенность, играющая исключительную роль в формировании как правильных взаимоотношений с учащимися, так и стиля руководства ученическим коллективом. Учитель должен быть сдержанным в ситуациях; проявлять терпеливость, уравновешенность, собранность; быть выдержанным и спокойным в изменяющихся условиях деятельности, отличаться ровностью в динамике чувств. Учитель должен быть всегда объективным в своей деятельности.

Следующее, очень важное качество личности учителя — требовательность. Требовательность происходит из сознания долга и ответственности. В меру разумная к самому себе, как и к другому человеку (учащемуся), она формирует нравственные начала, нормы правильного социалистического общежития, подчинение личных интересов общественным.

Требовательность педагога к себе означает следование требованиям морали, добросовестное исполнение своих профессиональных обязанностей по отношению к детям, к обществу. При этом надо отдавать себе ясный отчет в том, что требовательность — явление не абстрактное, а конкретное. А это значит, что предъявление требований к учащемуся должно опосредоваться учетом его индивидуальных особенностей, типа высшей нервной деятельности, психического состояния в данный момент. Педагогическая требовательность не должна подавлять и угнетать личность воспитуемого. Напротив, ее цель — вызвать и укрепить доверие к действиям педагога, а значит, вести к раскованности в отношениях, формированию свободы поведения и деятельности.

Отношение учащихся к учению во многом определяется авторитетом воспитателя. Смысл понятия «авторитет» раскрывается так: общепризнанное значение, влияние, сила воспитательного воздействия учителя на учащегося.

Глубокие и широкие специальные знания, владение детской и педагогической психологией, профессиональными умениями, высокая общая культура — вот те слагаемые, которые обеспечивают непререкаемый авторитет нашего современного учителя.

Профессиограмма — это идеальная модель будущего учителя, содержащая необходимые единицы измерения, в соответствии с которыми должны производиться профотбор в педагогические учебные заведения, определяться содержание обучения в них, воспитание и самовоспитание. Профессиограмма, таким образом, должна дать ясное представление о том, какими качествами должен обладать исходный и конечный «продукт» педагогических учебных заведений. Ясное понимание этой модели необходимо как преподавателю, так и студенту вуза. Преподавателю она помогает проектировать учебный процесс и целенаправленно формировать совокупность профессионально необходимых качеств у будущего учителя. Студенту же профессиограмма дает ясное представление об учителе как мастере, об учителе как идеале, к которому он сам должен стремиться в процессе самовоспитания.

Разные ученые нашей страны сходятся во мнении, что профессиограмма должна давать представление о психологических, физиологических и профессиональных требованиях к специалисту.

Значение профессиограммы не вызывает сомнений. Она как бы замещает для преподавателя и студента такой объект, как их представление о выпускнике пединститута. Вместе с тем она позволяет конкретизировать задачи педагогических учебных заведений, разрабатывать вопросы диагностики профпригодности и методики профессионального отбора молодежи в вуз.

На основе целого комплекса исследовательских методик (анкетирование, карта-схема, состоящая из опросных листов, и т. д.) В. А. Сластенин предлагает профессиограмму, состоящую из четырех разделов [6].

1.    Свойства и характеристики личности учителя. Сюда входят: а) социальная направленность. Учитель — это прежде всего гражданин, носитель и пропагандист научного материалистического миропонимания; б) профессионально-педагогическая направленность. Учитель — это человек, не мыслящий своей деятельности без стремления познать детей, понять и научить их, человек, по призванию воспитывающий детей; в) познавательная направленность. Учитель — это человек, для которого образование и самообразование, постоянное повышение своей квалификации — непреходящие потребности.

2.    Требования к психолого-педагогической подготовке учителя. К ним относятся: а) знания; б) умения и т. д.

3.    Объем и состав специальной подготовки.

Этот раздел профессиограммы определяет тот объем общенаучной подготовки будущего учителя, который потом даст ему возможность работать на уровне мастера, а также тех четких, ясных знаний, умений и представлений, которые складываются у выпускника на основе специальной подготовки.

4.    Содержание методической подготовки по специальности.

Структура этого раздела профессиограммы тоже состоит из общеметодических требований к учителю вообще и специально-методических требований к учителю конкретной специальности. Помочь выпускнику осознать эти требования — задача специальных кафедр.

Видимо, нет такого учителя, работающего по призванию, который бы не испытывал потребности в ясном представлении модели настоящего учителя, не мечтал достичь того высокого уровня в учебно-воспитательном процессе, который называется педагогическим мастерством.

 

Литература:

 

  1.      Ковалев А. Г. «Психология личности». — М.: просвещение, 1970. — с 60.
  2.      Кондаков Н. И. «Логический словарь-справочник». М.: Наука, 1975. — с 158.
  3.      Макаренко А. С. «Проблемы школьного воспитания», Педагогические сочинения.: — В 8 т.— Т. 4.— 1985, С. 150.
  4.      Насырова З. М. «Методика проведения занятий по социальной педагогике», методические указания. — Ташкент, -2011.
  5.      Под ред. А. В. Петровского. «Общая психология» — М.: Просвещение, 1976. — с 113.
  6.      Сластенин В. А. «Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки».— М.: Просвещение, 1976.— С. 28.
  7.      www.pedagog.uz

 

Основные термины (генерируются автоматически): учитель, будущий учитель, педагогическое мастерство, деятельность, ребенок, специальная подготовка, требование, учащийся, ясное представление.

Похожие статьи

Психология воспитателя и учителя | Статья в журнале...

учитель, педагогическое мастерство, будущий учитель, учащийся, требование, ребенок, деятельность, ясное представление, специальная...

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

Также приводится опыт использования деловых игр для формирования педагогических способностей будущего учителя начальных классов. Ключевые слова: педагогические способности, педагогическое мастерство, талант, педагогическая деятельность...

Педагог в школе будущего. Педагогические размышления

Учитель начальной школы — особенный учитель. ученик, ребенок, познавательный интерес, начальная школа, учитель, урок, задание, познавательный интерес учащихся, педагогическое мастерство.

Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как...

А.С. Макаренко на протяжении всей своей творческой деятельности стремился осмыслить вопрос о сущности педагогического таланта и о взаимоотношениях личных дарований и методической вооружённости в деле подготовки полноценного учителя-воспитателя.

Профессиональная подготовка педагога...

Педагогов для этих школ готовили средние специальные педагогические училища

В более сложном положении оказалась профессиональная подготовка учителей средней

Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов.

Усовершенствование процесса обучения, направленного на...

Педагогическое мастерство будущего преподавателя профессионального образования

Подготовка к исследовательской деятельности будущего педагога профессионального обучения.

Современные требования к урокам специальных дисциплин...

Роль педагогического мастерства педагога в повышении...

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя.

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль...

Подготовка к исследовательской деятельности будущего...

Подготовка к исследовательской деятельности будущего педагогапрофессионального обучения. Аскаров Ихтиёржон Бахтиёрович, В педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки решения вопросов, связанных с подготовкой учителей к...

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом... Деятельность педагога профессионального обучения — это

Выполнение этих требований требует от будущего преподавателя профессионального обучения высокого педагогического мастерства и...

Похожие статьи

Психология воспитателя и учителя | Статья в журнале...

учитель, педагогическое мастерство, будущий учитель, учащийся, требование, ребенок, деятельность, ясное представление, специальная...

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

Также приводится опыт использования деловых игр для формирования педагогических способностей будущего учителя начальных классов. Ключевые слова: педагогические способности, педагогическое мастерство, талант, педагогическая деятельность...

Педагог в школе будущего. Педагогические размышления

Учитель начальной школы — особенный учитель. ученик, ребенок, познавательный интерес, начальная школа, учитель, урок, задание, познавательный интерес учащихся, педагогическое мастерство.

Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как...

А.С. Макаренко на протяжении всей своей творческой деятельности стремился осмыслить вопрос о сущности педагогического таланта и о взаимоотношениях личных дарований и методической вооружённости в деле подготовки полноценного учителя-воспитателя.

Профессиональная подготовка педагога...

Педагогов для этих школ готовили средние специальные педагогические училища

В более сложном положении оказалась профессиональная подготовка учителей средней

Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов.

Усовершенствование процесса обучения, направленного на...

Педагогическое мастерство будущего преподавателя профессионального образования

Подготовка к исследовательской деятельности будущего педагога профессионального обучения.

Современные требования к урокам специальных дисциплин...

Роль педагогического мастерства педагога в повышении...

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя.

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль...

Подготовка к исследовательской деятельности будущего...

Подготовка к исследовательской деятельности будущего педагогапрофессионального обучения. Аскаров Ихтиёржон Бахтиёрович, В педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки решения вопросов, связанных с подготовкой учителей к...

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом... Деятельность педагога профессионального обучения — это

Выполнение этих требований требует от будущего преподавателя профессионального обучения высокого педагогического мастерства и...

Задать вопрос