Структурные компоненты профессиональной компетентности социального педагога | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория и методика профессионального образования

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 16.10.2015

Статья просмотрена: 4342 раза

Библиографическое описание:

Гиниятова, З. М. Структурные компоненты профессиональной компетентности социального педагога / З. М. Гиниятова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3 (3). — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/327/ (дата обращения: 29.04.2024).



 

Изучение психолого-педагогической литературы с целью выявления содержательной сущности понятия профессиональная компетентность педагога позволило сделать вывод о том, что, будучи сложным, многофакторным явлением, профессиональная компетентность является вместе с тем единой, целостной структурой, которая не может существовать без каждого из входящих в нее компонентов. На основе анализа сущностных характеристик профессиональной компетентности специалиста мы трактуем профессиональную компетентность социального педагога как интегральную характеристику, включающую совокупность профессиональных знаний, умений, навыков, способность самостоятельно их приобретать; умение и готовность находить пути решения профессиональных задач; оценивание и ответственность за результаты своего труда [2].

Профессиональная компетентность социального педагога представляет собой совокупность ключевой, базовой и специальной компетентностей [1]. Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности, они связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности, необходимые ее для «построения» в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества. Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Все три вида компетентностей взаимосвязаны и развиваются одновременно. Это и формирует индивидуальный стиль социально-педагогической деятельности, создает целостный образ социального педагога и в конечном итоге обеспечивает становление его профессиональной компетентности как определенной целостности, как интегративной личностной характеристики.

В процессе анализа научной литературы и учета положений деятельностного, личностно ориентированного и компетентностного подходов профессиональная компетентность социального педагога представляет собой синтез мотивационного, операционного и рефлексивного компонентов. Мотивационный компонент включает личностное, смыслообразующее отношение к социально-педагогической деятельности. В связи с этим мотивационная составляющая предполагает постановку социальным педагогом целей и задач своей деятельности. Операционный компонент включает способность применять умения в профессиональной деятельности при решении конкретных социально-педагогических задач. Операционная составляющая предполагает выбор и применение социальным педагогом необходимых средств воздействия на детей. Рефлексивная составляющая предполагает оценку и коррекцию действий социальным педагогом [2].

Таким образом, формирование профессиональной компетентности студентов — будущих социальных педагогов мы считаем последовательным, усложняющим процессом, результат достижения которого имеет отдаленные перспективы в самостоятельной деятельности социального педагога. Профессиональная компетентность является результатом профессионального образования и практической деятельности личности.

Профессиональная компетентность социального педагога определяется в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, где указаны общие требования к образованности специалиста. В качестве эталонной модели педагога выступает профессиограмма, которая положена в основу нормативной модели, т. е. его квалификационной характеристики. Последняя представляет собой государственный документ, определяющий обобщенные требования к личности и профессиональной компетентности специалиста. Благодаря этому нормативная модель позволяет довести содержание целей профессионального обучения и воспитания до уровня с указанием доступных проверке характеристик. Наиболее адекватной становится модель специалиста при условии, если ее построение опирается на тщательный анализ тех функций, которые задаются обществом и отражают внутреннюю структуру профессиональной деятельности. Как утверждает ряд авторов, профессиональная компетентность как сложное и объемное качество личности практически не поддается прямой диагностике в ходе испытаний в предметных или даже междисциплинарных экзаменов. Вместе с тем, мы считаем, что отдельные ее компоненты, в первую очередь связанные со специальной компетентностью, могут быть диагностированы в ходе учебного процесса. Особую трудность в оценке профессиональной компетентности социального педагога в образовательном процессе высшей школы вызывает то обстоятельство, что для этого необходимо иметь сведения об успешности (безуспешности) его деятельности в профессиональной сфере, с которой, как правило, он еще не сталкивался. Профессиональная компетентность неразрывно связана с опытом успешной деятельности, который в ходе обучения в вузе социальный педагог в должном объеме приобрести не может. Вместе с тем мы считаем возможным диагностирование уровневой сформированности профессиональной компетентности будущих социальных педагогов уже в процессе профессиональной подготовки на основе определенной в ходе теоретического исследования модели данной интегративной личностной характеристики социального педагога.

Формирование профессиональной компетентности социального педагога — длительный процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути и, по сути, начинающийся задолго до непосредственной профессиональной деятельности и на его этапах возможно измерение уровневой сформированности. Измерение уровня сформированности профессиональной компетентности социального педагога в образовательном процессе высшей школы осуществляться как измерение качества социально-педагогической деятельности с помощью анкетирования, наблюдения, тестирования, интерпретации результатов социально-педагогического деятельности. Проблема измерения сформированности профессиональной компетентности социального педагога в образовательном процессе вуза связана с проблемой критериев и уровней ее сформированности.

Данные структурные компоненты профессиональной компетентности социального педагога были положены в основу разработки критериев и соответствующие им показатели, характеризующие сформированность профессиональной компетентности социального педагога в образовательном процессе высшей школы. Проведенное исследование позволило нам сформулировать критерии и соответствующие им показатели, которые характеризуют сформированность профессиональной компетентности социального педагога в образовательном процессе высшей школы.

Когнитивно-оценочный критерийопределяетсяпониманием и оценкой целей и задач социально-педагогической деятельности; осознанием значимости ключевой базовой и специальной компетентностей; усвоением совокупности компетенций по основным и профильным дисциплинам; отношением к социально-педагогической деятельности и степенью удовлетворенности педагогическим трудом. Показатели данного критерия выявляются с помощью анкетирования, определения коэффициента удовлетворенности профессией. Операционно-деятельностный критерийопределяется степенью владения ключевой, базовой и специальной компетентностями; применением компетенций в стандартных ситуациях по алгоритму; подходом к использованию методов и приемов в социально-педагогической деятельности. Нравственно-волевой критерийопределяется степенью организации собственной деятельности; самостоятельностью при решении социально-педагогических задач; сформированностью профессионально значимых личностных качеств социального педагога. Данный критерий изучается с помощью анкетирования, самооценки, экспертной оценки [2].

Педагогическое наблюдение за процессом формирования каждого из компонентов профессиональной компетентности социального педагога в образовательном процессе высшей школы позволило выделить уровни ее сформированности у студентов. Учитывая вышеназванные критерии, мы выделили три уровня сформированности профессиональной компетентности социального педагога в образовательном процессе высшей школы: продуктивный, репродуктивный и адаптивный, которые в ходе эксперимента явились показателем его успешности и результативности. Адаптивныйуровеньсформированности профессиональной компетентности студента характеризуется низким уровнем владения специальными дисциплинами; неумением применять полученные теоретические знания в собственной практической деятельности; серьезными затруднениями в применении социально-педагогических технологий работы с различными категориями детей и подростков; неумением организовать взаимодействие с родителями по вопросам социализации детей и подростков; низким уровнем развития диагностических, конструктивных, организационных, коммуникативных умений и профессионально значимых личностных качеств. Репродуктивныйуровень сформированности профессиональной компетентностистудентахарактеризуется средним уровнем владения специальными дисциплинами; применением полученных теоретических знаний в собственной практической деятельности на воспроизводящем уровне; хорошим уровнем владения социально-педагогическими технологиями работы с различными категориями детей и подростков; умением организовать взаимодействие с родителями по вопросам социализации детей и подростков; средним уровнем развития диагностических, проектировочных, конструктивных, организационных, коммуникативных умений и профессионально значимых личностных качеств. Продуктивныйуровеньсформированности профессиональной компетентностистудента характеризуется высоким уровнем владения специальными дисциплинами; осознанным и творческим использованием полученных теоретических знаний в собственной практической деятельности; владением на высоком уровне социально-педагогическими технологиями работы с различными категориями детей и подростков; умением самостоятельно организовать взаимодействие с родителями по вопросам социализации детей и подростков; высоко развитыми диагностическими, проектировочными, конструктивными, организационными, коммуникативными, аналитическими умениями и профессионально значимыми личностными качества [2].

Профессиональная компетентность как сложное и объемное качество личности практически не поддается прямой диагностике в ходе предметных или даже междисциплинарных экзаменов. Вместе с тем отдельные ее компоненты, в первую очередь связанные со знаниями и отдельными профессиональными умениями, могут быть диагностированы. Особую трудность в оценке профессиональной компетентности социального педагога в образовательном процессе высшей школы вызывает то обстоятельство, что для этого необходимо иметь сведения об успешности (безуспешности) его деятельности в профессиональной сфере, с которой, как правило, он еще не сталкивался. Профессиональная компетентность неразрывно связана с опытом успешной деятельности, который в ходе обучения в вузе социальный педагог в должном объеме приобрести не может. Желательно расширить в образовательной программе виды деятельности, приближенные к профессиональной педагогические практики, деловые, ролевые, имитационные игры и творческую самостоятельную работу студентов.

Таким образом, анализ полученных данных показал, что профессиональная компетентность связана с некоторыми «дополнительными» предпосылками развития специалиста, его собственным творческим потенциалом и качеством образования, которое он получил. Профессиональная компетентность является важной составной частью подготовки квалифицированного специалиста, определяющей его личные возможности в построении карьеры и в обеспечении собственного благосостояния. Вместе с тем профессиональная компетентность основывается не только на знаниях, умениях и навыках, составляющих требования государственного образовательного стандарта, но определяется умением работать с прогностической информацией о состоянии рынка труда, перспективах его развития, нынешних и будущих требованиях к специалисту. Удовлетворенность профессией — интегративный показатель, который отражает отношение субъекта к избранной профессии. Низкая удовлетворенность профессией в большинстве случаев становится причиной текучести кадров, а она, в свою очередь, приводит к низким результатам труда. Кроме того, от удовлетворенности избранной профессией в немалой степени зависит и психическое здоровье человека.

 

Литература:

 

  1.      Компетентностный подход в педагогическом образовании / под ред. проф. В. А. Козырева и др. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 392с.
  2.      Махмутова З. М. Формирование профессиональной компетентности социального педагога / науч. консультант Р. М. Асадуллин. — Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. — 132с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная компетентность, социальный педагог, высшая школа, образовательный процесс, социально-педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, специальная компетентность, умение, различная категория детей, собственная практическая деятельность.

Похожие статьи

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс...

Повышение профессиональной компетенции педагогов...

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность педагога, знание, компетенция, способность, формирование... Технология формирования профессиональной мобильности...

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного...

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя

знание, профессионально-педагогическая компетентность, умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, высшее образование, профессиональная...

Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы...

профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность педагога, знание, компетенция, способность, формирование...

Изучение профессиональной готовности будущего социального...

социальный педагог, ребенок, социальная педагогика, деятельность, учреждение, помощь, профессиональная деятельность, качество, педагог, учитель.

Профессиональная компетентность социального педагога представляет собой совокупность ключевой, базовой...

Психологическая компетентность педагогов в рамках...

В статье представлен вариант сопровождения педагогом — психологом образовательного учреждения инновационных процессов в школе. Таким процессом в статье является реализация дорожной карты внедрения профессионального стандарта «Педагог» через...

К вопросу о поликультурной компетентности педагога

Педагог должен обладать определенным уровнем профессиональной педагогической компетентности.

Педагогическая компетентность — это единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Похожие статьи

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс...

Повышение профессиональной компетенции педагогов...

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность педагога, знание, компетенция, способность, формирование... Технология формирования профессиональной мобильности...

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного...

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя

знание, профессионально-педагогическая компетентность, умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, высшее образование, профессиональная...

Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы...

профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность педагога, знание, компетенция, способность, формирование...

Изучение профессиональной готовности будущего социального...

социальный педагог, ребенок, социальная педагогика, деятельность, учреждение, помощь, профессиональная деятельность, качество, педагог, учитель.

Профессиональная компетентность социального педагога представляет собой совокупность ключевой, базовой...

Психологическая компетентность педагогов в рамках...

В статье представлен вариант сопровождения педагогом — психологом образовательного учреждения инновационных процессов в школе. Таким процессом в статье является реализация дорожной карты внедрения профессионального стандарта «Педагог» через...

К вопросу о поликультурной компетентности педагога

Педагог должен обладать определенным уровнем профессиональной педагогической компетентности.

Педагогическая компетентность — это единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Задать вопрос