Программа по внеурочной деятельности «Русская лапта» | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внеучебная работа

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (2) июль 2015 г.

Дата публикации: 07.06.2015

Статья просмотрена: 2350 раз

Библиографическое описание:

Миронова, О. И. Программа по внеурочной деятельности «Русская лапта» / О. И. Миронова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 2 (2). — С. 35-40. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/8/132/ (дата обращения: 08.05.2024).

1.Пояснительная записка.

1.1 Актуальность программы.

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности обучающегося. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Игры, подводящие к спортивной деятельности, — это систематически организуемые подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие успешному овладению учащимися элементами спортивной техники и простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта. Особенно полезны игры на свежем воздухе, в весенне-осенние периоды. Игра должна последовательно повышать устойчивость организма к простудным и инфекционным заболеваниям. В школьных условиях этого можно добиться методом опережающего обучения. Воплощаться этот метод, по моему мнению, должен с учетом национальных традиций, а именно русских народных игр. Она приносила людям веселье, радость, воспитывала удаль, смелость, находчивость, ловкость, решительность, выдержку, взаимоуважение между соперниками, развивала быстроту и выносливость, укрепляла здоровье играющих. «Русская лапта» носит как чисто оздоровительный, так и спортивный характер, предусматривая спортивное совершенствование молодежи. Использование данной игры, как средства физической культуры в оздоровительных целях, несомненно, способствует формированию и совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков, формированию потребности в общении со своими сверстниками и ориентации играющих на здоровый образ жизни, формированию личностных качеств и позитивных черт характера. Кроме того, «Русская лапта» повышает анаэробные возможности человека, от которых зависят качества, необходимые для его выживания в экстремальных ситуациях. «Русская лапта» — такой вид спорта, в котором в равной степени проявляются все физические качества и их разновидности: скоростные качества, быстрая реакция, умение быстро стартовать и поддерживать высокую скорость, ловкость, гибкость, сила.

1.1 Актуальность программы в том, что подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности учащихся, одним из самых любимых и полезных занятий детей любого возраста. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания. Программа актуальна в рамках реализации ФГОС. Русская лапта обеспечивает возможность полного достижения цели физического воспитания. Игровая деятельность в лапте таит в себе большие возможности не только для физического, но и для нравственного воспитания, развития чувства коллективизма и ответственности перед командой. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности. На уроках лапты с успехом можно решать и воспитательные задачи, поскольку в процессе игры для достижения общей победы учащиеся должны постоянно взаимодействовать друг с другом, преодолевать сопротивление соперника. Это помогает воспитанию дружбы, коллективизма, инициативности, решительности, а так же комплекса положительных психологических качеств. Большим преимуществом лапты по сравнению с другими игровыми видами спорта является ее экономическая доступность, что в определённых условиях играет немаловажную роль. Игре в лапту свойственны высокий эмоциональный подъем и яркая зрелищность, что во многом облегчает решение одной из важнейших задач — физического воспитания школьников: сначала привить интерес, а затем сформировать потребность в занятиях физической культуры.

1.2. Целью программы является гармоничное воспитание личности, умеющей думать, способной добиваться поставленной цели.

Цель достигается решением основных задач:

-        овладение школьниками основными техническими и тактическими приемами русской лапты;

-        развитие двигательных способностей, получение знаний и навыков, необходимых для осуществления физкультурно-спортивной деятельности по русской лапте;

-        развивать способность моделировать индивидуальный оздоровительно — образовательный маршрут с использованием подвижных игр.

Программа разработана для обучающихся 5 класса на 34часа занятий — 1 раз в неделю.

Учебный материал рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний и практических умений и навыков. В начале изучения предполагается всесторонняя физическая подготовка, укрепление здоровья, развитие волевых качеств и способностей, необходимых игроку для овладения основами техники и тактики игры. Затем повышение функциональных возможностей организма, укрепление здоровья, изучение технических и тактических основ игры, участие в соревнованиях.

Программа курса «Русская лапта» составлена в соответствии с Государственным стандартом образования по физической культуре, на основе программы общеобразовательных учреждений по физической культуре В. И. Ляха.

1.3. Системно — деятельностный подход.

В основе реализации программы лежит системно — деятельностный подход, который предполагает:

-        воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества;

-        развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий;

-        учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей занимающихся.

1.4 Предметные результаты.

-        развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений;

-        развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и подвижными играми.

1.5 Метапредметные связи программы внеурочной деятельности.

-        освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-        формирование умения понимать причину успеха / неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-        активное использование речевых средств и средств информационных коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

-        адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Формирование УУД

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий (УУД):

Личностные УУД

-        определять для себя смысл и значение игровой деятельности для повышения мотивации к здоровому образу жизни;

-        понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья;

-        соотносить свое поведение с предъявляемыми в определенных действиях требованиями;

-        активно включаться во взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.

Регулятивные УУД

-        планировать свои действия с поставленной задачей;

-        ставить задачи в соответствии с предлагаемой деятельностью;

-        контролировать и оценивать выполнение заданий, с целью нахождения несоответствия с эталоном двигательного действия.

Познавательные УУД

-        находить и структурировать информацию;

-        анализировать игровые действия с выделением существенных признаков;

-        осваивать правила поведения и безопасности.

Коммуникативные УУД

-        учитывать позицию партнера в совместной деятельности;

-        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-        использовать речь для регуляции своего действия;

-        контролировать действия партнера в игровой деятельности.

3.     Планируемые результаты реализации программы.

Воспитательные результаты внеурочной спортивно — оздоровительной деятельности учащихся распределяются по двум уровням:

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о здоровом образе жизни, об оздоровительном значении занятий физической культурой, о российских спортивных традициях, о правилах подвижных игр и способах коммуникации со сверстниками, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Формы достижения результатов первого уровня: практические занятия, игра — путешествие, беседы.

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к физкультуре и спору, к труду, к родному Отечеству, к другим людям.

Формы достижения результатов второго уровня: познавательная экскурсия, соревнование, конкурсы.

4.Формы учета для контроля и оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности.

Контроля и оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от содержания занятия. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: игровые конкурсы, соревнования на различных уровнях, дружеские встречи.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося.

5. Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание занятий

Количество часов

I.

Теоретические сведения

2

II.

Практические занятия

32

1.

Общая и специальная подготовка

8

2.

Основы техники и тактики игры

8

3.

Учебные и соревновательные игры

16

Всего часов:

34

 

6. Учебно-тематический план.

 

Тема занятий

Всего часов

УУД

П — познавательные,

Р — регулятивные,

К — коммуникативные,

Л — личностные.

Формы организации занятий

1

Ознакомление с правилами поведения на спортивной площадке. Правила игры в Русскую лапту

2

П: используют общие приемы решения поставленных задач; определяют и кратко хар –ют физическую культуру как занятия физическими упражнениями и подвижными играми.

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

К: формулируют собственное мнение и позицию; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Л: проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Игра

2

Ускорения и пробежки

1

П: самостоятельно выделяют и формируют познавательные цели, используют общие приемы решения поставленных задач;

Р: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

К: формулируют собственное мнение и позицию; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Л:понимают значение физического развития для человека и принимают его; ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Соревнование

3

Осаливание и самоосаливание

2

П: используют общие приемы решения поставленных задач;

Р: формулируют учебные задачи вместе с учителем; вносят изменения в план действия.

К: формулируют собственное мнение, используют речь для регуляции своего действия.

Л: ориентируются на активное общение и взаимодействие со сверстниками; проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Игра

4

Подачи и удары по мячу. Ловля мяча с лёта.

2

П: самостоятельно формируют и решают учебную задачу; контролируют процесс и результат действий;

Р: формулируют учебные задачи вместе с учителем; вносят изменения в план действия.

К: формулируют собственное мнение, используют речь для регуляции своего действия.

Л: ориентируются на активное общение и взаимодействие со сверстниками; проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Игра

5

Старты из различных положений

1

П: самостоятельно выделяют и формируют познавательные цели и способы их осуществления.

Р: оценивают правильность выполнения действий и учета характера сделанных ошибок.

К: формулируют собственное мнение и позицию; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Л: ориентируются на активное общение и взаимодействие со сверстниками; проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Соревнование

6

Бег с ускорением

1

П: самостоятельно выделяют и формируют познавательные цели.

Р: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

К: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Л: ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Зачет

7

Метание м/мяча, метание в цель.

2

П: используют общие приемы решения поставленных задач;

Р: формулируют учебные задачи вместе с учителем; вносят изменения в план действия.

К: формулируют собственное мнение, используют речь для регуляции своего действия.

Л: ориентируются на активное общение и взаимодействие со сверстниками; проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Зачет

8

Отработка и совершенствование ударов по мячу

3

П: самостоятельно формируют и решают учебную задачу; контролируют процесс и результат действий;

Р: формулируют учебные задачи вместе с учителем; вносят изменения в план действия.

К: формулируют собственное мнение, используют речь для регуляции своего действия.

Л: ориентируются на активное общение и взаимодействие со сверстниками; проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Игра

9

Разучивание передвижения по игровому полю.

2

П: самостоятельно формируют и решают учебную задачу; контролируют процесс и результат действий;

Р: формулируют учебные задачи вместе с учителем; вносят изменения в план действия.

К: формулируют собственное мнение, используют речь для регуляции своего действия.

Л: ориентируются на активное общение и взаимодействие со сверстниками; проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Игра

11

Метание теннисного мяча по движущей цели.

2

П: используют общие приемы решения поставленных задач;

Р: формулируют учебные задачи вместе с учителем; вносят изменения в план действия.

К: формулируют собственное мнение, используют речь для регуляции своего действия.

Л: ориентируются на активное общение и взаимодействие со сверстниками; проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Игра

12

Учебная игра по правилам.

7

П: ориентируются в разнообразии способов решения поставленных задач;

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимают оценку учителя

К: формулируют собственное мнение и позицию, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Л: проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

 

13

Учебная игра в Русскую лапту

10

П: ориентируются в разнообразии способов решения поставленных задач;

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимают оценку учителя

К: формулируют собственное мнение и позицию, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Л: проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Соревнования

 

Литература:

 

1.      Германов, Г. Н. Русская лапта в основе построения вариативной части учебной программы по физической культуре учащихся 10–11-х классов / Г. Н. Германов, Е. В. Готовцев, И. В. Машошина // Культура физическая и здоровье.–2008№ 4(18).–С.24–31.

2.      Готовцев, Е. В. Содержание и направленность тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки игроков в русскую лапту 10–16 лет на этапе спортивного совершенствования:–М.,2003.–с.23

3.      Готовцев, Е. В. Планирование в спортивной тренировке юных игроков в русскую лапту: метод. рекомендации / Е. В. Готовцев, Г. Н. Германов. — Воронеж.2006. с.116

4.      Готовцев, Е. В. Педагогический контроль в спортивной тренировке юных игроков в русскую лапту [Текст]: метод. рекомендации / Е. В. Готовцев, Г. Н. Германов. — Воронеж: [б. и.], 2006. — с.131

5.      Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов авт. В. И. Лях, А. А. Зданевич. — М.: Просвещение, 2006.

6.      Годик М. А. Спортивная метрология: Учеб. для ин-ов физ. культ. — М., 1988.

7.      Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников; — М., 1998.

8.      Максименко А. М. Основы теории и методы физической культуры — М., 1999.

9.      Матвеев Л. П. теория и методика физической культуры. — М., 1991.

10.  Методика физического воспитания учащихся 10–11 классов; Пособия для учителя/ Под ред. В. И Ляха, — М., 1997.

Основные термины (генерируются автоматически): собственное мнение, физическая культура, активное общение, игра, совместная деятельность, действие, задача, общее решение, план действия, общий прием решения.

Похожие статьи

Технология коллективного взаимодействия как способ развития...

Важно, чтобы найденное решение выражало общее мнение двух участников.

Смысл этой методики заключается в поиске совместного решения не столько для одной микрогруппы, сколько для выработки общего мнения целого коллектива.

Коллективная познавательная деятельность и воспитание...

Более того, эти проблемы признаются актуальными и обозначены для решения в документах Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования. Определяющими по физической культуре признаются...

Ситуационная задача как один из современных методических...

Регулятивные УУД — действие по плану или алгоритму. В ситуационной задаче — это решение заданий по таксономии целей Б. Блума.

35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)… 42. Проведите экспертизу состояния… Приложение № 3.

Игровая деятельность как средство обучения подрастающего...

Интересная игра повышает умственную активность обучающегося, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.

Игра - это самостоятельная деятельность, в которой обучающиеся вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные...

Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов

Групповое действие — элемент совместной деятельности, который направлен на выполнение текущей групповой задачи.

- наличие руководства, включая планирование, контроль, коррекцию и координацию общих и частных действий

Педагогический потенциал игровых технологий в формировании...

Каждая игра должна быть направлена на решение какой-либо задачи.

игра, профессиональная деятельность, учебный процесс, активное обучение, игровая ситуация

активный метод обучения, студент, ситуация, учебный процесс, совместная деятельность...

Условия развития положительных взаимоотношений...

Общение обязательно включает взаимные действия партнеров.

Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх; игра становится для них своеобразной формой общественной жизни.

По мнению Щербаковой Е. И., особая роль совместных игр...

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

- общение и совместная деятельность с воспитателем как средство установления доверия, обогащения социальных

- сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых (врач, продавец, парикмахер, моряк).

Эффективность группового обучения и его влияние на...

Прием «Снежный ком» начинается с решения индивидуального задания.

групповая работа, группа, совместная деятельность, игра, групповая учебная деятельность, задание, участник, Мозговой штурм, взаимная

Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия.

Похожие статьи

Технология коллективного взаимодействия как способ развития...

Важно, чтобы найденное решение выражало общее мнение двух участников.

Смысл этой методики заключается в поиске совместного решения не столько для одной микрогруппы, сколько для выработки общего мнения целого коллектива.

Коллективная познавательная деятельность и воспитание...

Более того, эти проблемы признаются актуальными и обозначены для решения в документах Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования. Определяющими по физической культуре признаются...

Ситуационная задача как один из современных методических...

Регулятивные УУД — действие по плану или алгоритму. В ситуационной задаче — это решение заданий по таксономии целей Б. Блума.

35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)… 42. Проведите экспертизу состояния… Приложение № 3.

Игровая деятельность как средство обучения подрастающего...

Интересная игра повышает умственную активность обучающегося, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.

Игра - это самостоятельная деятельность, в которой обучающиеся вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные...

Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов

Групповое действие — элемент совместной деятельности, который направлен на выполнение текущей групповой задачи.

- наличие руководства, включая планирование, контроль, коррекцию и координацию общих и частных действий

Педагогический потенциал игровых технологий в формировании...

Каждая игра должна быть направлена на решение какой-либо задачи.

игра, профессиональная деятельность, учебный процесс, активное обучение, игровая ситуация

активный метод обучения, студент, ситуация, учебный процесс, совместная деятельность...

Условия развития положительных взаимоотношений...

Общение обязательно включает взаимные действия партнеров.

Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх; игра становится для них своеобразной формой общественной жизни.

По мнению Щербаковой Е. И., особая роль совместных игр...

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

- общение и совместная деятельность с воспитателем как средство установления доверия, обогащения социальных

- сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых (врач, продавец, парикмахер, моряк).

Эффективность группового обучения и его влияние на...

Прием «Снежный ком» начинается с решения индивидуального задания.

групповая работа, группа, совместная деятельность, игра, групповая учебная деятельность, задание, участник, Мозговой штурм, взаимная

Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия.

Задать вопрос