Применение активных методов обучения в общеобразовательной школе | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (27) январь 2023 г.

Дата публикации: 24.12.2022

Статья просмотрена: 171 раз

Библиографическое описание:

Малова, Р. Е. Применение активных методов обучения в общеобразовательной школе / Р. Е. Малова, А. А. Хрусталев. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2023. — № 1 (27). — С. 2-5. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/239/7888/ (дата обращения: 08.05.2024).



В статье рассматривается организация обучения с применением вариативных заданий на основе цифровых образовательных ресурсов.

Ключевые слова: АМО, учащиеся, школа, ФГОС.

Активные методы обучения — это методы, которые нацелены на активизацию мышления учащихся, характеризующиеся значительной ступенью интерактивности, мотивации и психологического восприятия процесса учебы. Использование указанных методов позволяет стимулировать и совершенствовать познавательную и творческую активность учащихся и увеличивать продуктивность учебного процесса. Стимуляция познавательной активности обучающихся — один из важных вопросов формирования педагогической концепции и практики.

Особенностью таких методов является то, что они основаны на поощрении практической и рефлексивной деятельности, без которой невозможен прогресс приобретении знаний.

Активное обучение предполагает использование технологий, ориентированных не на передачу готовых знаний преподавателем, их усвоение и запоминание, а на самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися в процессе активной мыслительной и практической работы.

АМО основываются на приемах практической ориентации, игровом действе и креативном характере преподавания, интерактивности, различных коммуникациях, разговоре, применении познаний и опыта обучающихся, коллективной форме организации их работы, активного аспекта к учебе, движении и рефлексии.

К активным методам, необходимо добавить технологии, которые применяются в течение проведения учебного мероприятия. На каждой стадии урока используются конкретные активные методы, которые дают возможность результативно решать задачи этапа.

Исследование литературы позволило нам сформулировать ряд условий применения АМО, которые представлены на рисунке 1.

Условия применения АМО

Рис. 1. Условия применения АМО

С помощью применения активных методов все учащиеся на уроке работают усиленно, заинтересованно и с большим желанием, с интересом слушают, отмечают, приводят примеры, думают, а также выполняют теоретические задания — размышляя над ним.

Следовательно, к активным методам можно отнести те, которые вызывают активное, усердное изучение материала для всех учеников на уроке, не только из числа «сильных» с высоким уровнем знаний, но и тех, у кого успеваемость намного меньше.

Активные методы обучения ученые систематизируют согласно всевозможным показателям: по уровню активизации слушателей, по степени учебно-познавательной и игровой работы, по методу формирования игрового взаимодействия, по типу проведения уроков, их целевому направлению, по форме применяемой имитационной модели и др.

Новик представили описание активных методов обучения, в котором активные методы обучения классифицируют на имитационные и не имитационные методы обучения. Содержание классификации представлены в таблице 1.

Таблица 1

Классификация активных методов обучения по М. М. Новик

Неимитационные

Имитационные

Игровые

Неигровые

проблемная лекция; проблемный семинар; лекция вдвоём; лекция с заранее запланированными ошибками; пресс -конференция; эвристическая беседа; учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой

деловая игра; инсценирование ситуаций и задач (разыгрывание ролей); игровое проектирование; имитационный тренинг, пресс-конференции, уроки-конкурсы, викторины, олимпиады

анализ конкретных ситуаций; коллективная мыслительная деятельность

Активные методы обучения помогают:

— развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика;

— учить учащихся самостоятельно добывать знания;

— развивать интерес к предмету;

— активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей:

— эффективное предъявление большого по объему теоретического материала;

— развитие навыков активного слушания;

— отработка изучаемого материала;

— развитие навыков принятия решения;

— эффективная проверка знаний, умений и навыков по теме.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, способствует формированию ключевых компетентностей ученика.

Литература:

  1. Дроздова Н. П. Активные методы обучения: Учебно-методическое пособие / Н. П. Дроздова, Е. Г. Ефимова, М. Ф. Колесникова. — СПб, 2002.
  2. Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учебно-методическое пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. — Санкт-Петербург: СПбГИЭУ, 2010.
  3. Лапыгин Ю. Н. Методы активного обучения: Учебник и практикум / Ю. Н. Лапыгин. — Люберцы: Юрайт, 2016.

Ключевые слова

школа, учащиеся, ФГОС, АМО
Задать вопрос