Применение технологии развития критического мышления на уроках химии как средства организации эффективного взаимодействия обучающихся с целью повышения качества образования | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (22) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 02.10.2021

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Шальнев, Н. А. Применение технологии развития критического мышления на уроках химии как средства организации эффективного взаимодействия обучающихся с целью повышения качества образования / Н. А. Шальнев. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 3 (22). — С. 13-17. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/204/6616/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье автор рассматривает, как применение технологии критического мышления на уроках химии в 8–11-х классах способствует эффективному взаимодействию обучающихся на уроке, успешному усвоению учебного материала, постоянному повышению качества образования.

Ключевые слова: технология, критическое мышление, сотрудничество, развитие, качество образования.

In the article the author examines how the application of the technology of critical thinking at chemistry lessons in grades 8–11 contributes to the effective interaction of pupils at the lesson, the successful assimilation of educational material and the constant improvement of the quality of the education.

Keywords: technology, critical cognition, interaction, development, quality of education.

В школе XXI века обучающийся становится активным субъектом образования своей личности. Развитие современного образовательного процесса во многом зависит от того, как складывается характер взаимодействия его участников. Ведущая роль в организации данного взаимодействия на уроке принадлежит учителю.

В основе эффективного педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, благодаря которому все субъекты образовательного процесса прямо или опосредованно влияют друг на друга.

Уроки химии в 8–11 классах являются благодатной почвой для применения технологии развития критического мышления. Характерными признаками критического мышления являются: допущение разных трактовок информации, понимание принципов, механизмов, умение выдвигать гипотезы, обоснованная классификация фактов и явлений, высказывание аргументированного мнения, оценивающее суждение, формулирование суждений на основе критериев, логическая формулировка выводов как следствие предварительного критического анализа фактов и/или явлений. Именно эти показатели учитываются в процессе развития критического мышления обучающихся.

Данная технология позволяет организовать активное взаимодействие учитель-ученик и ученик-ученик. Такое взаимодействие способствует формированию у обучающихся самостоятельности суждений и поступков, критичности по отношению к своему мнению и мнению других.

Уроки с применением данной технологии начинаются с создания нужного настроения обучающихся, ситуации общения и предвкушения урока. Это может достигаться с помощью соответствующего музыкального фона (физические и химические явления, происходящие с веществами), демонстрации учебно-познавательного фильма, трансляции сообщения о важном научном открытии.

Первый этап урока—актуализация опорных знаний. Задача учителя—пробудить интерес к теме и мотивировать обучающихся к конструктивному взаимодействию. Так, при изучении предпосылок возникновения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова в десятом классе обучающиеся, анализируя степени окисления соединений CH4, C2H6, C2H4, C2H2, C3H8, C4H10, вместе с учителем приходят к выводу о том, что в органических соединениях углерод при расчёте имеет дробную степень окисления. Все виды деятельности на этом этапе направлены на поиски ответов на следующие вопросы: Что мы знаем по данной проблеме? Что должны узнать нового? Какой объем материала следует изучить? Обучающиеся думают, вспоминают, делятся мыслями друг с другом и с учителем.

На втором этапе урока организуется непосредственная работа с текстом. Процесс сопровождается различными действиями, позволяющими отследить обучающимся собственное понимание материала. Текст—это и научная статья, и параграф в учебнике, и учебный фильм, и рассказ учителя, и опорная запись на доске в качестве закрепления и обобщения учебного материала. Например, при завершении темы «Классы неорганических соединений» в восьмом классе обучающимся можно дать задание на карточках с целью определить и оценить уровень сформированности навыка соотнесения химического соединения и его класса.

– I вариант: H2O, NaNO3, KOH, NO2, H2SO4, CO2, Na2CO3, MgO, KHCO3, H2O2, H3PO4.

– II вариант: SO2, NaOH, K2CO3, H2SiO3, CaO, Fe3O4, LiOH, CO, Ag3PO4, H2CO3, Al2O3.

Данная технология хорошо подходит при закреплении темы «Типы химической связи» в девятых классах. Помимо заданий, направленных на определение типа связи (например, из перечня выбрать два соединения, в которых присутствует ионная химическая связь: Ca(ClO2)2, HClO3, NH4Cl, HClO4, Cl2O7), можно предложить обучающимся для рассмотрения вопрос: как изменяется полярность связей в ряду молекул H2O-H2S-H2Se-H2Te (не изменяется, увеличивается, уменьшается)?

Важно, чтобы до знакомства с текстом перед обучающимися четко были сформулированы задачи, которые будут зависеть от места урока в изучении темы. Мною в настоящее время разрабатывается система заданий для уроков изучения нового материала, уроков повторительно-обобщающего характера, уроков контроля.

Третий этап—рефлексия, значение которой состоит в формировании у обучающихся личностного отношения к изучаемому вопросу, переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Так, при изучении темы «Гидролиз неорганических солей» в девятом классе весьма продуктивным будет вспомнить, какие основания в химии являются слабыми и сильными и какие кислоты делятся на слабые и сильные. После этого можно предложить обучающимся задание на классификацию солей, которые образованы:

а) сильное основание+сильная кислота (NaOH);

б) сильное основание+слабая кислота (Na2SO3);

в) слабое основание+слабая кислота (Al2S3)

и затем определить, по какому типу пойдет гидролиз неорганической соли (гидролиз по катиону, гидролиз по аниону, соль гидролизу не подвергается).

Использование данной технологии наиболее продуктивно с применением работы в группах, в парах, работы по модели «Зигзаг», дискуссии. Обучающиеся учатся обосновывать свое мнение, оппонировать, внимательно слушать друг друга, ценить общение. Роль учителя на уроке—направляющая и корректирующая. Важным, на мой взгляд, является личное отношение учителя к изучаемому вопросу. Результатом всего урока является соотнесение усвоенного обучающимися на уроке материала с собственным опытом и с другими научными исследованиями в данной области. При изучении раздела «Высокомолекулярные соединения» в одиннадцатом классе обучающимся можно дать задание составить коллекцию собственных полимерных материалов исходя из домашних условий, изучить сферу применения этих соединений в быту и в технике, узнать детально об истории их открытия.

Ценность уроков, организованных с помощью технологии критического мышления, заключается в том, что обучающиеся находятся в ситуации эффективного взаимодействия, что делает учебный процесс более интерактивным. От того, насколько рационально и грамотно будет осуществлено взаимодействие, будет зависеть результат и качество образования в целом.

Для определения уровня сформированности критического мышления на уроке используются задания, позволяющие оценить умение выдвигать рабочую гипотезу, аргументировать, демонстрировать понимание разницы между фактом и предположением, умение вести диалог, анализировать, сопоставлять, синтезировать, лаконично и точно формулировать собственную мысль, осуществлять выбор и отбирать критерии.

Мною на каждого обучающегося составляется индивидуальная карта, которая позволяет проследить развитие критического мышления. Мною учитывается, как применение данной технологии влияет на когнитивный показатель (уровень сформированности знаний, умений и навыков, темп учебной деятельности).

Проведенный анализ результатов качества образования позволяет выявить положительную динамику влияния обучения с применением технологии развития критического мышления на интеллектуальное развитие в целом, овладение операциями логического мышления, усиление положительных свойств мышления обучающихся.

Задать вопрос