Занятие по внеурочной деятельности «Я — исследователь» на тему «Берегите воду» | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии внеклассных занятий

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (21) май 2021 г.

Дата публикации: 11.02.2021

Статья просмотрена: 217 раз

Библиографическое описание:

Тесля, И. А. Занятие по внеурочной деятельности «Я — исследователь» на тему «Берегите воду» / И. А. Тесля. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 2 (21). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/195/6060/ (дата обращения: 28.04.2024).



Природа — важный фактор формирование личности младшего школьника.

В. А. Сухомлинский

Окружающий мир, 4 класс.

Тема: Берегите воду.

Цель занятия: показать обучающимся, как происходит процесс создания проекта исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

− формировать представления учащихся о ценности и значении воды в жизни человека, о путях ее загрязнения и способы охраны от загрязнений, об участие школьников в охране и сохранении воды.

− учить делать выводы, обобщения, доказывать свое мнение и выступать перед аудиторией, коротко формулировать свою мысль.

− сформировать опыт работы на компьютере в программах Word, Excel, PowerPoint

Развивающие:

− учить детей самоорганизовываться, планировать свои действия,

− обобщать результаты работы,

− искать различные источники информации,

− развивать навыки самопрезентации;

− развивать навыки работы в команде;

− развивать умение выдвигать проблему, искать пути ее решения.

− развивать навыки проведения опытов, наблюдений и обработки полученных результатов.

Воспитательные:

− воспитывать экономное и бережное отношение к природе родного края,

− воспитывать санитарно-гигиенические навыки и стремление беречь природу, в частности воду;

− воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Ожидаемые результаты: заинтересованность учащихся исследовательской и проектной деятельностью; применение собственного жизненного опыта; улучшение моральных качеств учащихся.

Оборудование: задания для выполнения групповой работы, стаканчики, подсолнечное масло, уксус, соль, сода, хлорофитум, таз, кувшин, анкеты для проведения опроса, проектор, компьютер.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с Вами очень интересное занятие. Мы превратимся в настоящих исследователей, научимся работать в команде и презентовать результаты своей научной деятельности. Интересно, что вы ожидаете от урока? (Новых знаний, замечательных впечатлений, практических заданий, интересных встреч.)

2. Актуализация опорных знаний.

Знаете ли Вы что такое исследовательский проект? Как Вы думаете из чего должна состоять исследовательская работа? (слайд 2). Правильно.

3. Планирование работы.

Для того чтобы научиться проводить исследование, представим себя научными сотрудниками и разобьемся на 4 группы.

1 группа — «ботаники» (6 человек), участники этой группы будут проводить опыт с растением.

2 группа — «экологи» (6 человек), проведут эксперимент с водой.

3 группа — «социологи» (6 человек), которые будут проводить опрос среди учащихся и узнают бережно ли Вы расходуете воду.

4 группа — «журналисты» (7 человек), ознакомятся с материалом, который есть в учебнике и тем, который подготовила я и сделают доклад о путях очистки воды (слайд 3).

Итак, давайте разделимся.

4. Подготовительный этап.

Начнем наше исследование с группы «Ботаников», выходите сюда, ребята. Сегодня мы будем проводить эксперимент с комнатным растением хлорофитум (слайд 4). Листья у него длинные, узкие, по листьям темно — и светло-зеленые. Хлорофитум обладает свойством очистки воздуха от пыли, болезнетворных бактерий, а также углекислого газа и множества вредных веществ. Благодаря ему микроклимат в помещении значительно улучшается, поэтому его стараются выращивать в общественных местах (школах, детских садах, больницах). Данное растение не прихотливо и особого ухода не требует.

Срежем 5 листов данного растения и поставим каждый в отдельный стакан с водой. Затем испачкаем воду в четырех стаканах. В первый нальем две столовые ложки уксуса. Во второй положили две столовые ложки соли. На этом стакане напишем слово «соль». Нальем две столовые ложки масла в третий стакан, напишем на нем «масло». В четвертый стакан нальем моющее средство «Фейри», в пятом стакане воду оставили чистой. Все стаканы поставим на столе. Ребята, вам нужно подумать, как будет реагировать растение и описать реакцию. После вашего выступления мы сделаем выводы.

Пригласим следующую группу ученых «Экологи». Ребята, мы с Вами проведем небольшой опыт и измерим количество воды, потребляемое нами ежедневно при умывании. Я подготовила таз и кувшин объемом в 1 литр. Итак, замерим воду. Для полноценного умывания одному человеку потребовалось 4 кувшина, то есть 4 литра воды. Как думаете это много? Конечно. Можно ли использовать меньше воды? Давайте попробуем. Опыт выполняет другой ученик. Расход воды снизился д 3 литров только благодаря тому, что вы стали умываться немного быстрее.

Ребята, Ваша задача записать проведенный опыт и подумать над тем, как еще можно сэкономить воду.

Ребята из 3 группы «Социологи» выходите к доске. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы провести опрос или анкетирование. Необходимо составить анкету. Для быстрой обработки результатов лучше предоставить несколько вариантов ответов. Итак, составим анкету для изучения

Анкета (слайд 5)

1. Бережно ли относитесь к потреблению воды?

а) да; б) нет.

2. Как Вы думаете, влияет ли состав питьевой воды на здоровье человека?

а) да; б) нет.

3. Знаете ли вы способы очистки питьевой воды?

а) да; б) нет.

Я выдам Вам карточки с анкетой, в которой вы сможете быстро отметить выбор одноклассника, потом проанализировать результаты и сделать свой вывод исходя из результатов анкетирования.

Последняя группа — «журналисты». Все Вы знаете, что на Земле все меньше становится чистой воды. В последние годы в России состояние воды ухудшилось. Далеко не во всех регионах вода соответствует нормам. А почему? Кто загрязняет поверхностные и подземные воды? Ежегодно промышленность выбрасывает более 220 миллионов кг токсичных химикатов. Из-за выпадения кислотных дождей в реках, озерах исчезла рыба, водные насекомые. Из-за аварии танкеров, теплоходов в воду морей и океанов утекают тысячи тонн воды, которая легче воды и образует на поверхности пленку. Под этой пленкой гибнет все живое. Ваше задание выделить самое главное из разных источников и подготовить небольшой теоретический обзор о путях очистки воды (слайд 6).

Все поняли свое задание? Не забудьте, что для начала Вам необходимо определить цель Вашей работы.

5. Обобщающий этап.

Обсуждение полученных данных в группах. Проведение опроса социологами. Оформление творческого отчета.

Итак, начнем. Для начала вспомним, из чего состоит исследовательский проект. Конечно же, с паспорта. Давайте придумаем название нашему проекту. Темой будет «Берегите воду».

Разработаем вместе паспорт проекта (слайд 7).

  1. Укажем актуальность нашего исследования. Вода главное богатство земли. Вода питает все живое. Если воды не станет, погибнет не только человек, но и звери, птицы и деревья. Но все ли осознают необходимость бережного отношения к воде? Знают ли о ее влиянии на здоровье человека? Знают ли средства очистки воды? На эти вопросы мы ответим в нашем исследовании.
  2. Цель нашего исследования: узнать о свойствах воды, ее влиянии на здоровье человека. Об особенностях потребления воды и способах ее экономии и очистки.
  3. Задачи, то есть то, что мы делали:

− изучить материал об особенностях сбережения и очистки воды.

− провести анкетирование среди одноклассников;

− провести эксперименты с водой и хлорофитумом.

− провести опыты об ежедневном потреблении воды.

− обобщить результаты и сделать выводы.

  1. Самый важный этап — это выдвижение гипотезы. Как Вы думаете важна ли чистая вода для здоровья человека?

А нужно ли беречь воду?

Запишем: предположим, что вода — это важный элемент для жизни и здоровья человека.

Возможно, человек ежедневно потребляет большое количество воды и ее необходимо сохранять.

6. Защита проекта.

Итак, мы с Вами составили паспорт проекта, а теперь начнем поэтапно решать поставленные задачи. А сейчас мы прослушаем результаты работы «журналистов», которые расскажут нам о путях очистки воды.

1 ученик

Цель работы: выявить особенности очистки воды и важность ее для человека. Готовя свой проект, мы исследовали, что на Земле запасы воды огромны, но это преимущественно соленая вода. Запасы пресной воды ограничены. Большинство ее находится в Антарктиде и Гренландии в виде льда или скрыто далеко под землей. Это подземные воды. Они залегают на глубине 150–200 метров. На каждые 100 литров воды приходится лишь 2 литра пресной. Да и эту воду сначала необходимо добыть.

2 ученик

За последние годы потребность в воде выросла в 10 раз. Современный город использует воды из расчета на одного человека 300–350 литров в сутки. Это превышает минимальную потребность.

3 ученик

В нашей стране делается много для того, чтобы в водоемах вода была чистой. Для этого на фабриках и заводах строят очистные сооружения. Здесь вода очищается через фильтры от вредных веществ и чистой возвращается в реки, озера, пруды или снова на производство.

4 ученик

Для сбора нефти строят специальные корабли-нефтесборщики, которые собирают с поверхности воды нефтепродукты, мусор и другие плавающие предметы.

Правильно, ребята. Сейчас проводится большая работа по очистке воды. Правительство понимает, как важно сохранить чистоту воды.

Теперь пригласим «социологов» и узнаем, все ли ребята в нашем классе осознают важность сохранения чистой воды. Для наглядности в проекте можно представить диаграммы или рисунки.

Отчет о результатах работы третьей группы. Дети проводили опрос среди учащихся и узнали, что не все знают, какую воду потребляют, от качества воды зависит наше здоровье.

1 ученик.

Мы провели опрос среди сверстников и обнаружили, что не все, а только 10 учеников нашего класса бережно расходуют воду.

2 ученик

Только 35 % учащиеся нашего класса понимают важность воды для жизни и здоровья. 85 % опрошенных владеют информацией, по очистке воды, а 15 % не знают и не умеют очищать воду.

Учитель: результаты опроса говорят о том, что необходимо провести эксперимент и доказать всем детям, что вода главный источник жизни и она оказывает прямое влияние на наше здоровье.

Приглашаем группу «ботаников». Ребята покажите результаты Вашего исследования. Цель: изучить влияние воды на жизнь и здоровье.

1 ученик. Мы срезали 5 отростков от комнатного растения хлорофитума и поставили каждый в отдельный стакан с водой. Затем испачкали воду в четырех стаканах.

2 ученик

В первую налили две столовые ложки уксуса. Ко второй положили две столовые ложки соли. На этом стакане написали слово «соль». Налили две столовые ложки масла в третий стакан, написали на нем «масло». В четвертое моющее средство «Фейри» в пятом стакане воду оставили чистой. Все стаканы поставили на столе. Наблюдали за листочками в течение урока. Лучший вид имел листочек, который стоял в стакане с чистой водой и с фейри. Остальные листочки быстро увяли.

3 ученик

Листочек, который стоял в воде с уксусом очень быстро увял и немного пожелтел у воды. Остальные листы увяли, потеряли упругость.

4 ученик

Вода необходима для жизни растений, но если она загрязнена, то растения постепенно погибают.

Учитель: правильно, ребята. Мы можем оставить наше растение в стаканчиках и понаблюдать подольше. Мы увидим, что спустя несколько дней растения в стаканчиках, куда был добавлен уксус, сода и соль, масло окончательно завянет. В стаканчике с водой даст корни, а в стаканчике с фейри будет долго стоять, но никогда не даст ростки. Все потому, что в Фейри добавлены химические вещества, поддерживающие жизнь растения (слайд 8).

Итак, вывод сделан правильно, загрязнение воды негативно скажется на здоровье и жизни человека и растений.

Пригласим последнюю группу «экологов». Цель нашего исследования: проанализировать ежедневное потребление воды человеком и предложить пути снижения потребления воды.

1 ученик.

Мы измеряли использование воды при умывании, мытье рук и лица. Общее количество использованной воды двумя учениками составило 7 л.

Когда попытались сэкономить — использовать меньше воды для мытья рук и лица — потратили на 1 л. меньше. Подсчитав, что так мы можем экономить каждый день утром и вечером по 2л. воды, и оставались в то же время чистыми.

2 ученик

А еще можно экономить воду во время стирки, уборки дома, приготовления пищи, мытья посуды. Также обязательно закрывайте краны. Если вода капает из крана, то за месяц вытекает 400 л воды.

Молодцы, ребята. Правильно, многие не придают значения тому, сколько воды тратится во время умывания, часто не спешат умыться или забывают закрыть кран. Это увеличивает расход воды.

Давайте подведем итог нашей исследовательской работы и составим памятку по использованию воды (слайд 9).

Вода — это настоящее чудо!

Как прожить без воды?

С ней мы всегда счастливы,

С ней у нас нет беды.

Есть вода — растут растения.

Лес, сады, обильные поля.

Это здорово для человека

И радуется вся Земля

7. Рефлексия

Ребята, понравилось ли Вам наше занятие?

— Что нового вы сегодня узнали?

— Из каких этапов должно состоять проектное исследование?

— Что необходимо указать в паспорте исследовательской работы?

— Что такое сбор информации по тем исследования? Что он в себя включает?

— Что необходимо для проведения опроса или анкетирования?

— Что позволит быстрее обработать результаты исследования?

— Что такое эксперимент?

— Как проводятся опыты?

8. Итог занятия. Сегодня мы научились создавать проект исследовательской деятельности. Дома Вы можете подготовить презентацию по теме сегодняшнего исследования или нарисовать плакат «Берегите воду», и прислать мне на почту (слайд 10). Я проверю и дам рекомендации по подготовке презентаций к исследовательскому проекту.

Спасибо за работу. Если у вас остались вопросы, вы можете задать их мне.

Задать вопрос