Как помочь научиться учиться | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (17) январь 2020 г.

Дата публикации: 13.11.2019

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Волощук, О. Г. Как помочь научиться учиться / О. Г. Волощук. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 1 (17). — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/149/4597/ (дата обращения: 04.05.2024).



Возвращайтесь чаще в детство, там вы найдёте средства для своей педагогики.

Ш. А. Амонашвили.

Многие из нас посвятили свою жизнь школе, детям. Приходят в образование и молодые педагоги. Входя со звонком в класс, наверняка хотя бы один раз мы задумываемся о том, почему же приходится сталкиваться с неудачами в своей педагогической деятельности. Что необходимо сделать, какие меры предпринять, чтобы дети, которых нам доверили, были успешными в обучении, а в дальнейшем, и во взрослой самостоятельной жизни.

Успешность деятельности педагога — в чём она заключается? Каждый из нас ответит на этот вопрос по-своему. Я думаю, успешный педагог — это всесторонне развитый и образованный человек. Это — специалист, который постоянно совершенствует своё мастерство, стремиться овладеть новейшими педагогическими технологиями, а самое главное, умеющий применить их в своей деятельности.

Использование современных образовательных технологий очень актуально в стремительно развивающемся мире, где образование становится одним из важнейших факторов, которые обеспечивают экономический рост, социальную стабильность в обществе. Качество образовательных услуг приобретает особое значение.

С введением ФГОС подходы к результатам образования, как системообразующему компоненту, изменились. Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Предметные знания остаются по-прежнему неизменными. Личность ребёнка невозможно развить, не вооружив его знаниями по школьным дисциплинам.

С современной школе педагогам нужно управлять учебным процессом таким образом, чтобы освоение обучающимися основных понятий происходило одновременно с накоплением опыта действий, обеспечивая развитие умения учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знания. Формирование у обучающихся общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи, «умения учиться» — это должно стать результатом обучения в начальной школе. Без использования новых методов, приёмов и технологий решить поставленную перед учителем задачу — очень затруднительно.

В своей работе я использую приёмы коллективной учебной деятельности, с которыми хочу поделиться с коллегами.

Зачастую можно наблюдать, даже в наших школьных коллективах, как при совместной творческой деятельности ведут себя взрослые образованные люди. Неумение слушать и слышать коллег, спорить тактично, порой даже агрессивно реагировать на критику. Почему это происходит? Да потому, что нет навыка работы коллективно. Именно этим навыкам мы и должны научить детей.

В умело организованном классном коллективе каждый работает на каждого. Учителю важно помочь детям умело организоваться на уроке. Я работаю с группами от 3 до 10 учеников. Но, наиболее оптимальна группа из 4–5 учащихся.

Первый приём. Организация работы в группе.

  1. Группы получают одно и то же задание.

Результат работы группы в зависимости от задания по выбору детей представляется учителю или один из учеников раскрывает результат работы, а другие его дополняют.

Например, на уроке окружающего мира во 2 классе по теме «Явления природы» на этапе закрепления изученного материала класс разбивается на группы. Группам необходимо придумать загадки про явления природы, пользуясь опорными словами.

Белый, но не сахар.

Мягкий, но не подушка.

Холодный, но не мороженое. (снег)

Если загадки сильно отличаются друг от друга, ребята могут поспорить. Учитель, используя ситуацию, строит проблемную беседу по разрешению создавшегося противоречия.

  1. Группы получают разные задания.

Группы отчитываются перед классом.

Например, на уроке математики одна группа решает примеры на умножение, раскрывая конкретный смысл умножения, вторая делает разбор задач по этой теме. Другие группы заняты подобным образом, но по другой теме. Выполнив своё задание, группы отчитываются перед классом. Таким образом, на одном уроке идёт повторение нескольких тем разными способами.

  1. Группы получают разные задания, но работающие на общий результат знания. Этот приём я использую на уроках очень часто. Особенно в 3–4 классах.

Например, урок по окружающему миру на тему «Птичьи секреты». Группы получают разные задания по теме. На партах материал по теме, учебник, энциклопедии, свободный доступ к книгам в классе, используется Интернет, если есть такая возможность на уроке. Дети получают разные задания. Количество заданий зависит от количества групп. Задания могут быть разными по уровням подготовленности детей. Ребятам предстоит найти ответы на вопросы, выбрать, кто будет выступать перед классом, довести информацию до учеников. Вопросы:

  1. Какие птицы называются перелётными, а какие — зимующим?
  2. Почему перелётные птицы не могут оставаться на зиму в наших краях?
  3. Как перелётные птицы узнают о том, что им пора отправляться в путь?
  4. Какие зимующие птицы осенью запасают корм?

В результате работы складывается общее представление о птицах.

Второй приём, который я выделяю в своей работе, сформулирован мною так: «Внимание, ошибка!». Суть заключается в том, что ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются. Придя к определённому мнению, группа выбирает ведущего. Ведущий оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Работа над вопросом регламентируется.

Например, русский язык. При изучении новой темы детям даётся несколько грамматических правил. Одно или несколько из них — неверно. Нужно найти и доказать ошибочность.

Вариант работы. Даны правила:

  1. Мягкость согласного звука обозначают гласные буквы е, ё, ю, я, и.
  2. Мягкий знак обозначает мягкость согласного звука.
  3. Мягкость согласного звука обозначается разделительным ь и ъ знаками.
  4. Мягкость согласного звука обозначают гласные буквы е, ё, ю, я, и и мягкий знак.

Группы могут получать различные задания: неверно решённые задачи, ошибки при нахождении значения выражения, неточные схемы к задачам, тексты с орфографическими ошибками. Всё зависит от фантазии и творчества учителя.

Третий приём, используемый мною при работе в группах, я называю так: «Внимание, вопрос!». Суть приёма заключается в том, что ребятам необходимо составить ряд вопросов, объединившись в группы. Этот приём можно использовать на этапе ознакомления с новым материалом или на этапе закрепления, повторения. Группы работают над разными частями текста, формулируют по теме вопросы. Можно работать над одним и тем же текстом, но вопросы могут быть разного типа: уточняющие, простые, практические, интерпретационные, творческие, оценочные.

В работе над коллективной учебной деятельностью применяю на практике технологию развития критического мышления — «Мозговой штурм». Особо интересный вопрос — решение творческих, креативных задач и индивидуально, и в группах. Такие задачи развивают «творческость» мышления. Эта форма учебной деятельности применима к обучающимся любого возраста. На всех школьных предметах целесообразно проводить мозговой штурм.

А сейчас давайте заглянем в историю, или легенда о торпеде.

Не хотелось бы быть на месте американца Алекса Осборна, попавшего в очень непростую ситуацию во время Второй мировой войны в открытом океане. Алекс был капитаном одного из грузовых судов. В какой — то момент они остались без охраны. И вдруг он получает радиотелеграмму, в которой сообщается о том, что в их районе действует немецкая подводная лодка. Что делать? Вопрос, казалось бы, неразрешимый. И тогда капитан вспомнил практику, к которой в затруднительных положениях прибегали средневековые пираты. Капитан выстроил на палубе всю команду и предложил ответить на один вопрос: как спастись в ситуации торпедной атаки? Можно говорить всё, что придёт в голову! — а вдруг чья — то идея послужит ключиком к решению проблемы… Повар предложил: давайте все выбежим на борт и одновременно подуем на торпеду. Глядишь, и сдуем её с курса. Команде повезло. Подлодка не появилась.

Проанализировав уже после войны предложение повара, Осборн понял, что торпеду мощным дувом не повернёшь, как ни напрягайся. Но её можно было немного притормозить и сбить с курса струёй корабельной помпы. То, что это поможет, не гарантировано — но жизнь поставлена на карту, стоит пытаться…

В 1953 году бывший капитан Алекс Осборн выпускает книгу «Управляемое воображение». С этой книги и началась популяризация мозгового штурма в Америке, а затем и в других странах.

Интересная история о том, как иногда «дикая» идея может послужить ключиком к решению проблемы. Мне захотелось более подробно изучить приём «Учебный мозговой штурм» (далее УМШ) и использовать его в своей педагогической практике.

А теперь немного теории.

Развитие творческого стиля мышления — основная его цель.

Перечислю дидактические ценности УМШ:

 это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;

 учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;

 участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;

 учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;

 наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;

 УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру.

Рассмотрим технологию УМШ.

Обычно штурм проводится в группах численностью 3–9 учащихся. Можно предложить работу сразу всему классу.

До штурма:

  1. Перед штурмом проводится инструктаж группы. Основное правило на первом этапе штурма — НИКАКОЙ КРИТИКИ! На этом этапе приветствуются все новые идеи, какими бы абсурдными они не казались.

Не критиковать — это очень сложно. К этому нужно привыкнуть. Мы так воспитаны, что в каждом из нас живёт «великий критик», так и хочется отбросить все чужие идеи. Данная технология учит терпеливому вниманию к чужой мысли.

В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду и поработала над ее развитием.

Группа выбирает секретаря, который будет фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком...).

  1. Проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи.
  2. Учитель определяет время на первый этап штурма. Это время, обычно до 20 минут, желательно зафиксировать на доске и включить таймер.

Хочу обратить внимание на то, чтобы ведущие в группах и сам учитель не забывали особо хвалить тех, кто развивает идеи предыдущих участников. Необходимо называть имена авторов идей. Например, в такой формулировке: «В дополнение к идее Андрея предлагаю…» или «Хочу развить решение Маши…».

Первый этап. Создание банка идей.

Главная цель этапа — наработать как можно больше возможных идей решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими». Иногда имеет смысл прервать данный этап раньше, если идеи явно иссякли, и ведущий не может исправить положение.

Желательно чтобы под рукой у каждого участника был лист бумаги и ручка. Возникла идея — сразу запиши ключевое слово или схематический рисунок, который позволит не потерять её. Держать в голове свою новую идею и слушать другие предложения почти невозможно.

Далее необходим небольшой перерыв, в который можно обсудить с рефлексивной позиции, как проходил штурм: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему…

Второй этап. Анализ идей.

Все высказанные идеи каждая группа рассматривает критически. При этом необходимо придерживаться основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно. Нужно постараться усовершенствовать эту идею или применить ее в других условиях.

И опять небольшой перерыв.

Третий этап. Обработка результатов.

Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и выбирает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. Возможны и другие варианты: например, группа отбирает самое практичное предложение и самое «дикое».

В некоторых случаях целью группы является поиск как можно большего числа решений, и тогда спикер оглашает все полученные идеи.

Класс рекомендуется разбить на несколько групп. Все группы одновременно могут штурмовать одну задачу. Желательно, чтобы жюри состояло из учеников.

Пример. Научный эксперимент в лаборатории. Эксперимент должен быть оригинальным, а результаты полезными. Если результат одинаковый, то оценка «за оригинальность «снижается.

Лучше все задачи объединить одной, более общей проблемой.

Пример. а)Дороги очень опасны в гололёд. Предложите идеи, которые позволят уменьшить травматизм.

б) Предложите обувь, в которой неопасно ходить в гололёд.

в) Гололёд — причина огромного числа автомобильных аварий. Что необходимо сделать, чтобы уменьшить аварийность.

Главное спровоцировать интенсивную мыслительную деятельность над учебной задачей, а не выдвинуть определённое количество идей. Иногда целесообразно ограничиться только первым этапом штурма с оглашением всех найденных идей.

Как выбрать задачу для УМШ?

Мозговой штурм пройдёт гарантированно интересно, если задача имеет большее число решений.

Пример. Как козлёнку из русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» помочь спасти свою сестру Алёнушку от ведьмы?

Но есть и типичные ошибки при освоении УМШ. Это — плохо проработанная тема — например, она требует глубоких специальных знаний или аналитических рассуждений. Это — когда, при обсуждении решений учитель принимает только известный ему ответ. Это — регулярное вмешательство в работу группы на рабочих этапах. Пусть группа делает ошибки, нарушает правила штурма — при освоении новой формы деятельности это неизбежно. Учитель сможет высказать свои замечания при разборе работы.

В своей статье я не излагаю что — то новое. Многое из изложенного, знакомо и используется коллегами, но всех нас объединяет любовь к своему делу и профессионализм. Я лишь постаралась сформулировать свои идеи, систематизировать их.

Надеюсь, что данная информация будет полезна учителям для повышения своего мастерства и развития общего кругозора.

Основные термины (генерируются автоматически): группа, идея, задание, класс, согласный звук, учитель, задача, мозговой штурм, этап штурма, коллективная учебная деятельность.

Похожие статьи

Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов

Мозговой штурм. - Используется для генерации идей. - Соблюдается жесткий регламент.

Основные термины (генерируются автоматически): групповая работа, группа, совместная деятельность, игра, групповая учебная деятельность, задание, участник, Мозговой штурм...

Применение метода «мозговой штурм» в образовании

Метод мозгового штурма разделяется на два этапа решения задачи: сначала генерируются идеи, а на потом они анализируются и развиваются. Таким образом, группа делится на «автора» и «критика», которые реализуются в разное время. Именно мозговой штурм — наиболее...

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми...

«Мозговой штурм» — это технология решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при которой детям предлагают высказывать, возможно, большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических.

Методы и приемы работы с текстом при обучении разным видам...

Метод мозгового штурма (мозговая атака, брейнсторминг) — широко применяемый способ

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи

Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску...

Эффективность группового обучения и его влияние на...

Прием «Мозговой штурм» используется для генерации идей, соблюдается жёсткий регламент. Распределяются роли внутри команды. После вырабатывания коллективного решения внутри группы делаются доклады/сообщения от разных групп.

Активные методы обучения как средство формирования...

Методика мозгового штурма — совокупность методов и приемов коллективного решения проблемы

Каждый из этапов мозгового штурма играет немаловажную роль в его проведении и, в

Мозговой штурм — творческий подход к осуществлению деятельности и развивает...

Мозговой штурм как инструмент управления качеством на...

Мозговой штурм является актуальным в наши дни, так как он способствует эффективной командной творческой деятельности, приводящей к решению поставленных задач [1]. Такая методика применяется во многих отраслях деятельности и на многих производствах.

Мозговой штурм и его разновидности как эффективная...

Ключевые слова: мозговой штурм, мозговая атака, круговой мозговой штурм

Например, технология мозгового штурма может быть использована на предтекстовом этапе, как

Также благодаря мозговому штурму развиваются командные воздействия, коллективная работа...

Использование «мозгового штурма» как формы деловой игры

Главным достоинством «Мозгового штурма» можно назвать постановку целей развития

Использование метода «Мозгового штурма» должно позволить значительного увеличения эффективности процесса генерации новых идей в любой творческой и учебной группе.

Похожие статьи

Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов

Мозговой штурм. - Используется для генерации идей. - Соблюдается жесткий регламент.

Основные термины (генерируются автоматически): групповая работа, группа, совместная деятельность, игра, групповая учебная деятельность, задание, участник, Мозговой штурм...

Применение метода «мозговой штурм» в образовании

Метод мозгового штурма разделяется на два этапа решения задачи: сначала генерируются идеи, а на потом они анализируются и развиваются. Таким образом, группа делится на «автора» и «критика», которые реализуются в разное время. Именно мозговой штурм — наиболее...

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми...

«Мозговой штурм» — это технология решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при которой детям предлагают высказывать, возможно, большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических.

Методы и приемы работы с текстом при обучении разным видам...

Метод мозгового штурма (мозговая атака, брейнсторминг) — широко применяемый способ

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи

Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску...

Эффективность группового обучения и его влияние на...

Прием «Мозговой штурм» используется для генерации идей, соблюдается жёсткий регламент. Распределяются роли внутри команды. После вырабатывания коллективного решения внутри группы делаются доклады/сообщения от разных групп.

Активные методы обучения как средство формирования...

Методика мозгового штурма — совокупность методов и приемов коллективного решения проблемы

Каждый из этапов мозгового штурма играет немаловажную роль в его проведении и, в

Мозговой штурм — творческий подход к осуществлению деятельности и развивает...

Мозговой штурм как инструмент управления качеством на...

Мозговой штурм является актуальным в наши дни, так как он способствует эффективной командной творческой деятельности, приводящей к решению поставленных задач [1]. Такая методика применяется во многих отраслях деятельности и на многих производствах.

Мозговой штурм и его разновидности как эффективная...

Ключевые слова: мозговой штурм, мозговая атака, круговой мозговой штурм

Например, технология мозгового штурма может быть использована на предтекстовом этапе, как

Также благодаря мозговому штурму развиваются командные воздействия, коллективная работа...

Использование «мозгового штурма» как формы деловой игры

Главным достоинством «Мозгового штурма» можно назвать постановку целей развития

Использование метода «Мозгового штурма» должно позволить значительного увеличения эффективности процесса генерации новых идей в любой творческой и учебной группе.

Задать вопрос