Использование игровых технологий на уроках в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (16) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 04.09.2019

Статья просмотрена: 2038 раз

Библиографическое описание:

Тимошенко, Г. Ю. Использование игровых технологий на уроках в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта / Г. Ю. Тимошенко. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 3 (16). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/136/4410/ (дата обращения: 03.05.2024).



Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.

Й.Хейзинга

Цель обучения и воспитания как социального явления — теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, образованности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни [2, с.25]. В соответствии с новыми требованиями ФГОС каждый учитель в своей работе должен использовать современные педагогические технологии для наилучшего развития универсальных учебных действий. Но не стоит забывать об одной из самых распространенных форм обучения, игровой технологии.

Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. При анализе педагогической и психологической литературе были выявлены признаки, с помощью которых образуются дефиниции игры [5, с.94].

Й. Хейзинг говорил, что игра есть добровольное действие или занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам [1, с.8].

Русский педагог и философ С. И. Гессен писал, что игра — это деятельность, в которой цель деятельности не вынесена за пределы самой деятельности, но в которой поэтому каждый момент ценен сам по себе.

С. Л. Рубинштейн советский психолог и философ утверждал, что игра — это осмысленная деятельность, то есть совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива и выражающих определенное отношение личности к окружающей действительности [1, с. 8].

Резюмируя выше изложенное следует, что игра — это средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности.

Классификацией игр в наиболее полном виде занимались И. П. Пидкасистым и Ж. С. Хайдаровым. Их классификация приведена на рисунке 1. В качестве основного критерия своей классификации авторы выбрали человеческую деятельность, которую отражают и моделируют игры.

Рис. 1.Классификация игр

В среднем звене в общеобразовательном учреждении использование игры так же актуально, как и в начальных классах. В школе используются чаще всего результативные игры, а точнее игры которые направлены на конкретный результат, кроме момента просто выиграть, например: изучить конкретные учебные темы и дисциплины; улучшить или сформировать универсальные учебные действия; обобщить ранние изученный материал; проверить правильность использования теоретических знаний на практике.

Основываясь на теоретических положениях К. Д. Ушинского, игровая деятельность относится средствам педагогического процесса. В школе сейчас, как и много лет назад игры специально создаются и приспосабливаются для целей обучения, тем самым появляются дидактические игры. В них заключены общие указания, правила, нормы, регулирующие процесс игры. Теоретики игры выделяют следующие принципы [1, с.11]:

1) активности играющих школьников (проявление интеллектуальных и физических возможностей учащихся);

2) эмоциональности дидактической игры (проявляется в сильном воздействии игры на обучающихся);

3) индивидуальной направленности игры (отражает сугубо личное отношение школьника к игре, в которой наряду с интеллектуальными развиваются и иные качества);

4) коллективности (отражает совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой игровой деятельности);

5) целеустремленности (подчеркивает, что личные цели играющего должны совпадать с общими целями команды);

6) результативности (осознание итогов дидактической игры как конкретных достижений школьника в усвоении новых способов учебной деятельности).

Педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-позновательной направленностью.

Специфику игровой технологии зависит от игровой среды. Так, как выделяются игры: с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с техническими средствами обучения (ТСО), а так же с различными средствами передвижения [3, с.74].

Следует заключить, что игра занимает важное место в развитии речи ребенка, поэтому так востребована на уроках русского языка [3, с.32]. В процессе игры, что очень важно, формируется не только речь ребенка, но и развивается его характер, происходит становление личности ребенка.

Игра в средней и старшей школы необходима для подержания интереса со стороны учеников, а так же для формирования их креативного, не стандартного мышления в ходе игры. Смысл игры, прожить конкретную ситуацию, применяя для этого теоретические знания, которые помогут выиграть. Выиграть в педагогической игре — означает достичь высшего результата по заданной теме определённой дисциплины.

Для эффективного применения игры в ходе учебного процесса необходимо придерживаться ряда условий [4, с.103]:

1) сформировать внутреннюю мотивацию к участию в игре у школьника;

2) правильно управлять ходом игры для обеспечения обучающимся самостоятельного добывания и применения знаний, опирающихся на имеющиеся умения, планировать свою деятельность, осуществлять анализ, синтез, обобщение, самоконтроль и самооценку;

3) реализовывать индивидуальный подход к ученикам в ходе игры. Стремиться вовлекать обучаемых в игровое общение, задавать познавательные и проблемные вопросы, формулировать выводы и оценивать полученные результаты.

Предназначение игровых технологий — усвоение знаний, социального и профессионального опыта в деятельности, в которой они будут применяться; раскрытие личностного потенциала студентов, развитие самоуправления, оптимизация профессионального общения [6, с.98].

В ходе изучения сущности технологии, необходимо отметить, что она соответствует всем особенностям новых технологий. Современные информационные технологии направлены на овладение средствами поиска, применения и переработки учебной или научной информации средствами компьютерной техники, Интернета, аудио- и видеотехники. Всё это так же присутствует в игровой технологии. Например, игра на уроке информатике в 11 классе. Ребятам предлагается пройти ИнфоКвест. Суть которого в том, что бы найти подсказки к кодовому слову отвечая на вопросы и находя ответы в Интернете. После чего все отгаданные слова необходимо сложить в предложение и определить, из какого великого произведения оно. При прохождении игры школьники закрепляют знания: по использованию Интернета, программированию; отбору информации.

Новые коммуникативные технологии направлены на совершенствование способов взаимодействия с людьми и связаны с организацией парной, групповой, коллективной или индивидуальной работы (диалогические технологии, технологии организации групповой и коллективной деятельности, тренинг общения и др.) Самая обыкновенная интеллектуальная игра на биологии способствует этому. Например, школьники делятся на группы и отвечают группой, на вопросы, представленные на слайдах. Тем самым проходит процесс общения учеников в группе.

Новые гуманитарные технологии обеспечивают решение социально-культурных задач (понимание смысла образования и реализации творческого потенциала, комфорта в процессе обучения и общения, ощущения чувства личностного достоинства и уважения со стороны всех участников образовательного процесса, социальной помощи); выступают средством подготовки к выполнению социальных ролей и функций в современном обществе, профессиональной и личностной социализации, профессионально-личностного развития; формируют отношения. Например, на уроке географии при изучении особо охраняемых природных территорий проводится ролевая игра «Заповедник». Суть игры — существует 2 заповедника, браконьеры, счётная палата, СМИ и министерства природных ресурсов и экологии РФ. Каждый игровой год происходят изменения, с которыми должны все справится, по окончанию 5 лет, подводиться итог. Смогли ли заповедники существовать, выделяла ли счётная палата финансы и на что, смогли ли браконьеры достичь своих целей, как СМИ работало с заповедниками. В игре среди школьников определяются роли, после чего запускается она и все выполняют свои роли согласно правилам, но каждый раз решают неожиданную ситуацию, которая произошла.

Игровая технология является традиционной в сфере образования, но также она отвечает всем современным параметрам, которые так способствуют развитию конкурентоспособной личности школьника. Из этого следует, что использование данной технологии соответствует Федеральному Государственному образовательному стандарту.

Литература:

  1. Емельянова, Т. В. Игровые технологии в образовании: электронное учеб.-метод. пособие / Т. В. Емельянова, Г. А. Медяник. — Тольятти: Изд-во ТГУ, 2015
  2. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова.– М.: КноРус, 2010–744 с.
  3. Миронова, Р. М. Игра в развитии активности детей: кн. для учителя / Р. М. Миронова. — Минск: Народная, 1989–176 с.
  4. Образовательные технологии в вузе: учеб. пособие / И. В. Руденко [и др.]. — Тольятти: ТГУ, 2011–287 с.
  5. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий. — 2006. — Т.1. — 816 с.
  6. Современные образовательные технологии: учеб. пособие /Н. В. Бордовская [и др.]; под ред. Н. В. Бордовской. — М.: КноРус, 2010–432 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, игровая технология, деятельность, дидактическая игра, педагогическая игра, процесс игры, счетная палата, ходя игры.

Похожие статьи

Игровые технологии как вид педагогических технологий. игра...

Социокультурное назначение игры. Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социальноконтролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм...

Детская игра, или Игровая технология, применяемая...

Библиографическое описание: Жирова М. В. Детская игра, или Игровая технология

игра, педагогическая технология, учебная деятельность, учебно-воспитательный процесс

Игровая педагогическая технология — организация педагогического процесса в форме...

Игровые технологии — эффективное средство формирования...

Ключевые слова: ключевые компетенции, игровая технология, дидактические игры. Игра — пространство «внутренней социализации» ребенка

В педагогической практике используют игровые технологии как элементы других технологий (на общественных смотрах знаний, во...

Дидактические основы игровых технологий в обучении...

Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности руководство игрой разрабатывали Н.А. - репродуктивные, продуктивные, творческие. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие.

Особенности руководства дидактическими играми дошкольников

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление

Результатом дидактической игры является решение игровой и дидактической задач.

В подготовку к проведению дидактической игры входят: - выбор игры в соответствии с...

Представление о дидактической игре и её роли в процессе...

«Дидактическая игра — это деятельность не только для учеников, но и для учителя, ориентированная на достижение определенных дидактических целей. Учебный метод — это организация учебного материала и деятельность учителя и учеников для достижения...

Использование педагогических игр как фактор повышения...

игра может стать дидактической, если учебный материал, или какая-то его часть может лечь в основу содержания игры

игра, педагогическая технология, учебная деятельность, учебно-воспитательный процесс, отношение, педагогический процесс, игровая деятельность...

Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной...

Широкое применение игра находит в традиционной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В учебном процессе школы до

Из внутришкольных игровых технологий наиболее популярны учебные деловые игры. Они используются для решения комплексных...

игра, педагогическая технология, учебная деятельность...

Остановимся на игровых технологиях. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и

Игра — сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного...

Похожие статьи

Игровые технологии как вид педагогических технологий. игра...

Социокультурное назначение игры. Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социальноконтролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм...

Детская игра, или Игровая технология, применяемая...

Библиографическое описание: Жирова М. В. Детская игра, или Игровая технология

игра, педагогическая технология, учебная деятельность, учебно-воспитательный процесс

Игровая педагогическая технология — организация педагогического процесса в форме...

Игровые технологии — эффективное средство формирования...

Ключевые слова: ключевые компетенции, игровая технология, дидактические игры. Игра — пространство «внутренней социализации» ребенка

В педагогической практике используют игровые технологии как элементы других технологий (на общественных смотрах знаний, во...

Дидактические основы игровых технологий в обучении...

Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности руководство игрой разрабатывали Н.А. - репродуктивные, продуктивные, творческие. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие.

Особенности руководства дидактическими играми дошкольников

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление

Результатом дидактической игры является решение игровой и дидактической задач.

В подготовку к проведению дидактической игры входят: - выбор игры в соответствии с...

Представление о дидактической игре и её роли в процессе...

«Дидактическая игра — это деятельность не только для учеников, но и для учителя, ориентированная на достижение определенных дидактических целей. Учебный метод — это организация учебного материала и деятельность учителя и учеников для достижения...

Использование педагогических игр как фактор повышения...

игра может стать дидактической, если учебный материал, или какая-то его часть может лечь в основу содержания игры

игра, педагогическая технология, учебная деятельность, учебно-воспитательный процесс, отношение, педагогический процесс, игровая деятельность...

Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной...

Широкое применение игра находит в традиционной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В учебном процессе школы до

Из внутришкольных игровых технологий наиболее популярны учебные деловые игры. Они используются для решения комплексных...

игра, педагогическая технология, учебная деятельность...

Остановимся на игровых технологиях. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и

Игра — сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного...

Задать вопрос