Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы-закрутки (для детей старшего дошкольного возраста) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 05.10.2017

Статья просмотрена: 1382 раза

Библиографическое описание:

Демина, Г. Д. Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы-закрутки (для детей старшего дошкольного возраста) / Г. Д. Демина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2735/ (дата обращения: 02.05.2024).



Цель: Вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре, обычаям Белгородской области с целью сохранения культурного наследия региона.

Задачи:

‒ Воспитывать детей на народных традициях, передаваемых из поколения в поколение; хранить и почитать обычаи Белгородской области;

‒ Познакомить с традицией крестьянской семьи Белгородской области — изготовлением оберег «тряпичной куклы — закрутки»;

‒ Расширить кругозор детей о применении тряпичной куклы как оберега в старину и в наши дни;

‒ Научить мастерить тряпичную куклу — оберег, проявляя фантазию и творчество;

‒ Научить пользоваться тряпичной куклой как игрушкой, как оберегом, как предметом культуры своего края;

‒ Заинтересовать детей и их родителей в возрождении и сохранении народных традиций семейного рукоделия;

‒ Закрепление у детей трудовых навыков: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

Назначение: Игровая кукла для ребёнка, оберег, подарок своими руками, украшение любимого уголка в доме.

Работа для детей возможна после предварительного формирования трудовых навыков: сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

Музыкальный руководитель: Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться, мы, взрослые, окружаем его любовью, вниманием и красотой.

Неиссякаемым источником такой красоты является искусство — живопись, театр, музыка, декоративно — прикладное искусство, прикладное искусство.

Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение и фантазию.

В старину когда-то

Время не теряли,

Вечерами зимними

Много пряли, ткали.

А еще когда-то

Куколок крутили

Под рукой что было -

Из того лепили.

Глиняное солнышко

Лыком украшали,

Лыковые коники

Избу охраняли,

Козы веселушки

Беды выметали

Куклы берегиньки

Деточек спасали.

Так из века в век

Род свой сохраняли

И культуру русскую

Нам передавали!

Представьте себе быт наших предков ни телевизоров с сериалами, ни интернета, ни телефонов, ни офисов, ни аэропортов — вся жизнь строилась на цикле природы, связанных с сельскохозяйственной деятельностью. К различным событиям, например, как новый урожай, уход зимы, другим жизненно важным этапам года делались обрядовые куколки. Эти куклы наполнялись особым смыслом, и имела свое личное предназначение. Какая — то куколка сжигалась как символ очищения, а какая — то наполнялась крупами и ставилась на видное место, чтоб в доме достаток привлекать. Изготовление кукол доставляло огромную радость, тем более, если мама с дочкой или с бабушкой делали вместе. Это занятие увлекательно в любом возрасте, стоит только начать.

История тряпичной куклы закрутки.

‒ Первые человекообразные куклы появились вместе с человеком и олицетворяли они богов;

‒ Самые ранние куклы, обнаруженные в нашей стране, относятся ко второму тысячелетию до нашей эры;

‒ С давних времен в быту русской деревни тряпичная кукла была традиционной игрушкой;

‒ Недостатком тряпичной куклы было лишь то, что ее нельзя было мыть;

‒ Как и у других народов в русскую игрушку вкладывали особый смысл;

‒ В каждой семье хранилось много кукол — талисманов, они передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления;

‒ Выбросить, а тем более испортить, сломать, сжечь было грехом.

В крестьянском быту Белгородского края особенно в детской (девичьей) среде одной из любимых игрушек была тряпичная кукла. Такие куклы имелись даже в самых бедных крестьянских семьях. Мы — жители Белгородской области, и мы должны быть продолжателями наших традиций.

В крестьянском быту Белгородского края особенно в детской (девичьей) среде одной из любимых игрушек была тряпичная кукла. Такие куклы имелись даже в самых бедных крестьянских семьях. Мы — жители Белгородской области, и мы должны быть продолжателями наших традиций.

Волшебные свойства куклы.

‒ Она была участницей многих праздников и обрядов;

‒ Являлась символом счастья, добра, благополучия, символом продолжения рода, символом плодородия;

‒ Была оберегом. Куклы — обереги, оберегали людей, жилье, защищали от злых духов, смерти. Также эти куклы принимали на себя болезни и несчастья, давали силу маленьким…

‒ В игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы;

‒ Самодельная кукла давала большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии.

Все куклы делались вручную. Делились на куклы-обереги, обрядовые, и игровые. Куклы обереги передавались от матери к дочери, они были наделены силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, приносили в дом счастье. Были безликими. По народным поверьям, кукла с «лицом» как бы обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленном и не могла ему навредить. Ее никогда не оставляли на улице, не бросали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики.

Тряпичные куклы были в каждой семье, а в некоторых семьях их было около ста штук. На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики и даже цари. Обрядовые куклы пользовались особым почитанием. Их ставили в избе в красный угол. Они имели религиозное значение. Игровые куклы предназначались для забавы детям. Первую тряпичную куклу шила бабушка, мать или старшая сестра. Девочки, с пяти лет начинали сами изготавливать первых кукол. Изготовление кукол в крестьянской семье поощрялось. Считалось, что девочка, таким образом, училась шить, прясть, вышивать, вязать, а также постигала традиционное искусство одевания. Когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука куколок, разноцветные лоскутки, маточки ниток, и начинала обучать внучку старинному искусству.

С куклами играли в дочки-матери и «в свадьбу», тем самым «проживая» этот обряд, приобщаясь к традиции. Так куклы передавались из поколения в поколение и хранились в специальных коробках.

Кукол берегли, когда девочка вырастала, она передавала их своим детям. Куколки — закрутки делались из лоскутков очень быстро и дарились близким родственникам.

Постоянно в подготовительной к школе группе делаем с детьми куклу-закрутку.

Для изготовления куклы закрутки потребуется:

Белая ткань 20х20 см, сукно — 20х20см, платочек, повязка на голову, фартучек с пояском, юбка солнце клёш или вырезанная полу солнцем юбка, нитки, ножницы.

. C:\Users\Галина\Desktop\IMG_4321.JPG

Последовательность изготовления куклы-закрутки:

Вначале берем сукно и сворачиваем валик;

‒ Затем завязываем нитками, желательно толстыми в области головы, туловища и ног;

‒ Затем берем белую ткань, сворачиваем косынкой,

‒ Далее делаем рукава подвернув уголочки ткани, чтобы было аккуратно;

‒ Теперь одеваем сарафан или юбку;

‒ Украшаем ее фартучком;

‒ Надеваем на голову повязку и покрываем платочком или шалью.

Получились вот такие красавицы!

C:\Users\Галина\Desktop\IMG_4354.JPG

Вместе с детьми сделали вот таких кукол. Дети с удовольствие играют в такие куклы. Через игру в куклы передаются духовно — нравственные ценности, наработанные веками. Через куклу можно увидеть сам народ, прививается любовь к русскому народному творчеству, приобщаемся к национальной культуре. Очень хорошо развивается мелкая моторика.

Родителям тоже было поручено сделать кукол дома, вот что получилось.

Как маленькие солнышки

Куколки стоят

И глазками невинными

На вас сейчас глядят.

И говорят: Нас вы не бросайте,

Нас не обижайте,

В доме вашем будем жить.

Тепло, добро и счастье ваше сторожить.

Итог:

— Что для каждого из вас было самым интересным увлекательным?

— Если вы узнали для себя что-то новое и интересное, то возьмите смайликов по настроению.

Литература:

  1. Ботова С. И., Приставкина Т. А. Рукотворная краса земли Белгородской. Белгород 2000. -246с.
  2. Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Издательство «Детство-Пресс» 1999.-379с
  3. Семенова М. Мы — славяне!: Популярная энциклопедия. — СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. — 560 с.
  4. Интернет-ресурсы.
Основные термины (генерируются автоматически): кукла, тряпичная кукла, Белгородская область, ребенок, оберег, белая ткань, Белгородский край, крестьянская семья, крестьянский быт, особый смысл.

Похожие статьи

Народная тряпичная кукла как средство нравственного...

Крестьянский ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно.

ДИ «Разрезные картинки «Тряпичная кукла».

Рассказы детей о куклах-оберегах.

Расширение представления об обрядах (на примере кукол)

Обряд, сопровождающий куклу Нури, имел важное значение для армянских крестьян.

Наиболее распространённой в быту русского народа была тряпичная кукла.

Духовно-нравственное взаимодействие в семье: кукла и ребенок.

Русские народные игры и игрушки и их воспитательное значение

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы-закрутки... Цель: Вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре, обычаям Белгородской области с целью сохранения культурного наследия региона. ‒ С давних времен в быту русской деревни тряпичная кукла...

Куклы из прабабушкиного сундука

Традиционной игрушкой в быту русской деревни с давних времен была тряпичная кукла. У русского народа она имела особое значение

Зольная кукла Острогожского района известна далеко за пределами Воронежской области. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой.

Традиционные народные куклы в образовательном процессе

Наиболее распространённой в быту русского народа была тряпичная кукла. Но изготовление ткани было трудоёмким делом, поэтому дети донашивали одежду взрослых, так на куклы оставалась изношенная ткань.

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

Тряпичные куклы были и в состоятельных семьях, и в семьях бедных крестьян.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родной край, родной город, родитель, решение задач, Тольятти, региональный компонент...

Актуальность самосознания и восстановление исторической...

Многое зависит, какая семья окружает ребенка и не самое главное, что он напишет слово «родина» с большой или маленькой

Собирая вещи предков, Любим мы свой край сильней. Нет детсада без музея

Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания...

Народный праздничный костюм белгородчины | Статья в сборнике...

На народный костюм Белгородской области большое влияние оказывали несколько факторов: Белгородский край, являясь засечной чертой на территории

Мужские рубахи украшались на жеребке, пазухе, рукавах, обшлагах по подолу особыми знаками-символами — оберегами.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

Представлены куклы в русских костюмах, куклы тряпичные и из соломы.

традиция, приобщение дошкольников, ребенок, национальная культура, народный быт, народное творчество, родной край, русская народная культура, русский быт, музыкальный фольклор.

Похожие статьи

Народная тряпичная кукла как средство нравственного...

Крестьянский ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно.

ДИ «Разрезные картинки «Тряпичная кукла».

Рассказы детей о куклах-оберегах.

Расширение представления об обрядах (на примере кукол)

Обряд, сопровождающий куклу Нури, имел важное значение для армянских крестьян.

Наиболее распространённой в быту русского народа была тряпичная кукла.

Духовно-нравственное взаимодействие в семье: кукла и ребенок.

Русские народные игры и игрушки и их воспитательное значение

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы-закрутки... Цель: Вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре, обычаям Белгородской области с целью сохранения культурного наследия региона. ‒ С давних времен в быту русской деревни тряпичная кукла...

Куклы из прабабушкиного сундука

Традиционной игрушкой в быту русской деревни с давних времен была тряпичная кукла. У русского народа она имела особое значение

Зольная кукла Острогожского района известна далеко за пределами Воронежской области. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой.

Традиционные народные куклы в образовательном процессе

Наиболее распространённой в быту русского народа была тряпичная кукла. Но изготовление ткани было трудоёмким делом, поэтому дети донашивали одежду взрослых, так на куклы оставалась изношенная ткань.

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

Тряпичные куклы были и в состоятельных семьях, и в семьях бедных крестьян.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родной край, родной город, родитель, решение задач, Тольятти, региональный компонент...

Актуальность самосознания и восстановление исторической...

Многое зависит, какая семья окружает ребенка и не самое главное, что он напишет слово «родина» с большой или маленькой

Собирая вещи предков, Любим мы свой край сильней. Нет детсада без музея

Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания...

Народный праздничный костюм белгородчины | Статья в сборнике...

На народный костюм Белгородской области большое влияние оказывали несколько факторов: Белгородский край, являясь засечной чертой на территории

Мужские рубахи украшались на жеребке, пазухе, рукавах, обшлагах по подолу особыми знаками-символами — оберегами.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

Представлены куклы в русских костюмах, куклы тряпичные и из соломы.

традиция, приобщение дошкольников, ребенок, национальная культура, народный быт, народное творчество, родной край, русская народная культура, русский быт, музыкальный фольклор.

Задать вопрос