Летнее развлечение «Лето с Морозом» для детей с нарушением зрения | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Организация игровой деятельности

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.09.2017

Статья просмотрена: 230 раз

Библиографическое описание:

Зиновьева, Е. В. Летнее развлечение «Лето с Морозом» для детей с нарушением зрения / Е. В. Зиновьева, Е. А. Маркушова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2726/ (дата обращения: 02.05.2024).



Комплексная многосторонняя работа, организуемая силами специалистов дошкольного образовательного учреждения нацелена на преодоление и возмещение последствий нарушения зрения у детей. Дефекты зрения нередко приводят к фрагментарности зрительных образов, что влечёт трудности накопления чувственно-практического опыта. Возмещение пробелов познавательной сферы является речевой функцией наряду с мышлением.

При организации и планировании работы в рамках образовательной области «Познавательное развитие: ознакомление с окружающим» в группе для детей с нарушением зрения обращается внимание на развитие сенсорной культуры, кругозора, познавательной деятельности и речевой основы.

Объединяя усилия в сотрудничестве тифлопедагог, учитель-логопед и воспитатели осуществляют поиск эффективных способов развития детей с нарушениями зрения. Взаимодействие специалистов не ограничено рамками учебного года и продолжается в летний период. Изменения имеет форма коррекционно-педагогического воздействия, что продиктовано сезонной спецификой.

Летняя пора. Как ни в какое другое время года дети свободны в выборе игр по интересу и по настроению. Организация досуга в детском саду является составной частью воспитательно-образовательного процесса. Предлагая детям развлечения в условиях специализированного детского сада, педагоги стремятся решить задачи воспитательной и коррекционно-развивающей направленности. Необходимым условием для организации досуга является учёт как возрастных особенностей, так зрительных возможностей дошкольников.

Описание летнего развлечения «Лето сМорозом»

Познавательная основа летнего развлечения для детей с нарушением зрения строится на основе совместного планирования с использованием единой лексической темы «Времена года», разнообразных дидактических игр и практической деятельности. Оригинальность летнего развлечения основана на интеграции разделов программы, на противоречии элементов сюжетной линии и преемственности и целостности работы педагогов.

В содержательной части нашёл отражение коррекционный курс раздела «Развитие зрительного восприятия» Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)" под редакцией Плаксиной Л. И. Игровые приёмы совместной деятельности объединены сюжетной линией. Коррекционная направленность обеспечивается игровыми приёмами развития цветовосприятия и средствами для закрепления звуковой культуры речи и закрепления словаря. Изложен материал в занимательной форме с элементами авторских рифмованных текстов.

Фрагмент летнего развлечения «Лето сМорозом»

Участники: Дети старшего дошкольного возраста.

Тифлопедагог, учитель-логопед, воспитатели.

Персонаж: Дед Мороз.

Оборудование:

‒ изображение солнца, вырезанного из картона (с тыльной стороны к «солнцу» прикреплен фонарик);

‒ лист бумаги А3 с изображениями «солнечных кругов» (по числу участников), закрытых силуэтами «туч», вырезанными из картона;

‒ палитра красок (гуашь), кисти художественные;

‒ пластиковые стаканы (прозрачные);

силуэты «цветов-васильков» из картона голубого, синего и фиолетового цвета;

‒ декорация «Болото» 3 шт. (из расчёта 1 декорация для 4-х детей) с контурным изображением лягушек на дне ёмкости для воды (контурное изображение лягушек изолировано от воды и крепится ко дну ёмкости);

‒ логопедическое панно;

‒ фонограммы «Песенка о лете» (Музыка: Е. Крылатова. Слова: Ю.Энтина.; «Дождя не боимся» (Музыка: М. Минкова. Слова Ю.Энтина); «Звуки природы» (шум дождя).

Ход

Эмоциональный настрой. Под фонограмму «Песенка о лете» входит Дед Мороз.

Дед Мороз: Здравствуйте. Вижу не ждали меня.

Ведущий: Здравствуй, Дедушка Мороз.

Повидали мы немало и чудес и волшебства,

Но Тебя не ожидали! Летняя теперь пора!

Лето — время для загара, для раскатов летних гроз,

Яркой радуги на небе, зноя, тёплых вечеров.

Почему же не по сроку к нам пожаловал Мороз!?

Дед Мороз: Знаю, знаю, что не время в гости летом приходить,

Но от белого, от снега заскучал я, и решил,

Поспешить скорее к детям, встречу летом повторить.

Посмотреть на краски лета, аромат цветов вдохнуть.

И к тому же надо Деду тоже летом отдохнуть.

Ведущий: Встрече мы конечно рады, добрый Дедушка Мороз.

Солнце греет — пригревает, разгорается денёк!

Вот держи скорее зонтик, и защитные очки,

Ведь лучи для нас полезны, а Тебе они вредны.

(Дед мороз в солнцезащитных очках и с зонтом в руках присоединяется к участию в развлечении)

И держись поближе к тени, чтоб не таять от жары,

Прогуляться приглашают дошколята-малыши.

Ведущий обращается кдетям: Хорошее утро и добрый денёк

Нас ждёт непременно-

Я знаю, вперёд!

Ведь солнечный лучик-

Бесстрашный малыш

Нырнул в толщу тучек,

Пробился и вниз...

‒Дети «ловят» в раскрытую ладошку направленный луч (фонарик замаскирован изображением солнца) от солнца и смыкают пальцы в кулачок.

Ведущий: И солнечным светом играя в листве

Он нас приглашает пройтись по траве.

‒Предлагается пройтись «змейкой» за направляющим.

Дети проходят к круглым столам, на которых находятся листы с изображением «солнечных кругов», скрытые вырезанными из тёмного картона силуэтами «туч». Ведущий обращает внимание детей на возрастающий звук (фонограмма звуки природы (шум дождя)).

Ведущий: Туч на небе слишком много,

Будет видно проливной,

Летний, шумный, тёплый дождик.

Кто боится, тот — домой!

Дети исполняют танец под фонограмму «Дождя не боимся»

Ведущий: Чтобы солнце засияло

Туч развеем одеяло!

Кулачки мы разожмём,

Лучик солнышку вернём.

‒Освободив изображение солнечного круга от закрывающих его туч, детям предлагается добавить лучи к солнечному кругу, нарисовав их жёлтой краской.

Ведущий: В яркой зелени травы

Спрятались от нас цветы.

Их попробуем найти

И венок из них сплести.

Предлагается найти среди силуэтов голубых и фиолетовых цветов силуэты синих, расположенных на ковре, создающим эффект зашумления. Выложить цепочку из «цветов-васильков».

Ведущий: Васильков — цветов дорога

Нас уводит вдаль,

А там болото.

И в болоте том беда!

Исчезла тина и вода.

‒Вниманию детей предлагается декорация «Болото» с контурным изображением лягушек на дне.

C:\Users\Лена\Pictures\2016-05-23\001.JPG

Ведущий: Лягушки белее чем снег,

Белее чем вата.

Лягушки страдают и просят:

—Ребята, спасите!

Верните зелёную тину

И воду зелёную тоже верните.

При участии тифлопедагога и воспитателя:

‒Предлагается смешивать краски жёлтую и синюю в прозрачных стаканах с водой. Наблюдать за изменениями воды в стаканах. Окрашенную воду в оттенки зелёного перемещают в ёмкость декорации «Болото» с контурным изображением лягушек на дне.

‒Учитель-дефектолог обращает внимание на изменение цвета контурных изображений лягушек.

Ведущий: Поют в болоте песни

Лягушки в настроении!

В стакане полного воды

Случилось превращение!

Ведущий обращает внимание детей на Деда Мороза (Дед Мороз демонстрирует ухудшение самочувствия)

Ведущий: Посмотрите детвора,

У Мороза — то, беда!

Что с Тобою, Дед Мороз?!

Отчего стал бледен нос?

Дед Мороз: Чувствую себя неважно,

Зелено в глазах моих.

Ребёнок 1 (в роли врача):

Вот какой у нас прогноз:

Очевидно Дед Мороз,

Солнечный удар не снёс!

Срочно нужно подлечить,

Дед Мороза охладить!

Ребёнок 2 (в роли врача):

Нет пилюлей для Мороза,

Летняя сейчас пора.

Средство есть одно на свете -

Это зимняя игра!

Проводится игра «Снежки»

Игровой процесс заключается в том, чтобы предложить детям сминать листы белой бумаги, имитируя лепку снежка и метать полученные бумажные снежки в заданную цель. Дед Мороз принимает активную роль в игре.

Дед Мороз: Хо-хо, хо! Повеселился!

От игры в «снежки» приободрился!

Чувствую себя отлично!

Бодро, весело и необычно.

Дед Мороз: Предлагаю вам, ребятки,

Разгадать мои загадки.

Дед Мороз предлагает разгадать загадки опризнаках и явлениях природы влетнее изимнее время (при участии учителя-логопеда)

Используется логопедическое панно

Дед Мороз: Верно вы всё разгадали,

Но теперь пришла пора

Мне, Великому Морозу

Возвращаться...

Рад был с вами повидаться.

Аромат цветов вдохнул,

Славно летом отдохнул!

На прощанье, детвора,

Оставляю вам подарки.

Доставайте из мешка.

Дед Мороз уходит...

Мероприятие получает организованное завершение

Как показывает практика, развитие ребёнка в условиях специализированного детского сада может быть обеспечено за счёт своевременного и правильно организованного процесса обучения. Совместная работа специалистов ДОУ призвана сыграть в этом свою позитивную роль.

Основные термины (генерируются автоматически): Мороз, дед, контурное изображение лягушек, ведущий, летнее развлечение, нарушение зрения, ребенок, внимание детей, логопедическое панно, солнечный круг.

Похожие статьи

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста...

Особенностям зрительного восприятия детей с нарушением зрения современная тифлопедагогика уделяет особое внимание

Снижение остроты зрения отрицательно влияет на процессы узнавания предметов и изображений, а также скорость зрительного восприятия.

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи

Ведущий показывает на одного ребенка из круга, этот ребенок должен сказать «Ау!». Ребенок в круге должен догадаться, кто его звал.

«Найди и обведи» Альбом упражнений по развитию внимания у детей с нарушениями речи Ткаченко Т. А.

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

Психолого-логопедическое сопровождение ребенка с ОНР включает в себя не только

Ход игры. Дети садятся в круг. Каждый придумывает себе продукт, который хотел бы съесть.

Гаврина С. Е. 6–7 лет. Внимание и память. Проверяем готовность к школе. ФГОС, 2016.

Проект по развитию микро- и макроориентирования у старших...

‒ Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения

Организация и проведение с детьми развлечения малой формы на улице «Приключение Карлсона по достопримечательностям города».

Использование тактильных дощечек в работе учителя-логопеда...

Речь у детей с нарушением зрения формируется на тех же принципиально одинаковых основах, что и речь нормально видящих детей.

Это связано с тем, что родители уделяют недостаточно внимания развитию речи и обогащению словарного запаса ребёнка.

Конспект развивающего занятия для детей подготовительной...

Библиографическое описание: Пикина Е. В. Конспект развивающего занятия для детей

Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня утром я получила странное письмо от Деда Мороза.

«Путанка вкругу». Игроки встают в круг и берутся за руки. Руки расцеплять нельзя!

Сценарий новогоднего праздника «Снежная Баба...»

Дети стоят в кругу, вытянув вперёд руки. Дед Мороз.

Основные термины (генерируются автоматически): снежная Баба, Ведущий, Мороз, Дед, ребенок, рукавичка, Дедушка Мороза, Дед Мороза, Снегирь, Снегурочка.

Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира

У детей с нарушением зрения искажается восприятие объекта, затрудняется создание целостного образа.

Так, круг похож на формы мяча и тарелки.

Дети с нарушением зрения часто путают похожие буквы, цифры, предметы, изображения.

Использование сказкотерапевтических приёмов на занятиях по...

закрепление представлений о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)

Легко и плавно катится фургон под музыку. По сигналу ведущего дети оказываются в сказочном лесу.

Похожие статьи

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста...

Особенностям зрительного восприятия детей с нарушением зрения современная тифлопедагогика уделяет особое внимание

Снижение остроты зрения отрицательно влияет на процессы узнавания предметов и изображений, а также скорость зрительного восприятия.

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи

Ведущий показывает на одного ребенка из круга, этот ребенок должен сказать «Ау!». Ребенок в круге должен догадаться, кто его звал.

«Найди и обведи» Альбом упражнений по развитию внимания у детей с нарушениями речи Ткаченко Т. А.

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

Психолого-логопедическое сопровождение ребенка с ОНР включает в себя не только

Ход игры. Дети садятся в круг. Каждый придумывает себе продукт, который хотел бы съесть.

Гаврина С. Е. 6–7 лет. Внимание и память. Проверяем готовность к школе. ФГОС, 2016.

Проект по развитию микро- и макроориентирования у старших...

‒ Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения

Организация и проведение с детьми развлечения малой формы на улице «Приключение Карлсона по достопримечательностям города».

Использование тактильных дощечек в работе учителя-логопеда...

Речь у детей с нарушением зрения формируется на тех же принципиально одинаковых основах, что и речь нормально видящих детей.

Это связано с тем, что родители уделяют недостаточно внимания развитию речи и обогащению словарного запаса ребёнка.

Конспект развивающего занятия для детей подготовительной...

Библиографическое описание: Пикина Е. В. Конспект развивающего занятия для детей

Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня утром я получила странное письмо от Деда Мороза.

«Путанка вкругу». Игроки встают в круг и берутся за руки. Руки расцеплять нельзя!

Сценарий новогоднего праздника «Снежная Баба...»

Дети стоят в кругу, вытянув вперёд руки. Дед Мороз.

Основные термины (генерируются автоматически): снежная Баба, Ведущий, Мороз, Дед, ребенок, рукавичка, Дедушка Мороза, Дед Мороза, Снегирь, Снегурочка.

Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира

У детей с нарушением зрения искажается восприятие объекта, затрудняется создание целостного образа.

Так, круг похож на формы мяча и тарелки.

Дети с нарушением зрения часто путают похожие буквы, цифры, предметы, изображения.

Использование сказкотерапевтических приёмов на занятиях по...

закрепление представлений о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)

Легко и плавно катится фургон под музыку. По сигналу ведущего дети оказываются в сказочном лесу.

Задать вопрос