Игровая деятельность с песком в развитии творчества детей с нарушениями речи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Организация игровой деятельности

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 30.08.2017

Статья просмотрена: 644 раза

Библиографическое описание:

Полякова, Н. М. Игровая деятельность с песком в развитии творчества детей с нарушениями речи / Н. М. Полякова, М. А. Лапина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2688/ (дата обращения: 02.05.2024).



В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению задач.

На сегодняшний день дети с тяжелыми речевыми нарушениями составляют одну из многочисленных групп среди детей с ограниченными возможностями здоровья. В качестве характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, наблюдается снижение познавательных и творческих возможностей.

Для стабилизации эмоционального состояния ребенка используются различные игровые технологии с песком, и решаются коррекционно-развивающие и общеобразовательные задачи.

Игры с песком — современный подход в развитии детей дошкольного возраста, потому что является доступной формой деятельности для каждого ребенка. Такие игры являются одним из самых любимых увлечений дошкольников, одной из форм естественной активности ребенка. Песок — это природный и поэтому очень приятный материал, податливый, способный принимать разнообразные формы.

Игры с песком дают большой воспитательный и образовательный эффект.

Во-первых, игры с песком имеют определённое функциональное значение — мы строим, мы изучаем и закрепляем геометрическую форму, цвет, размер.

Во-вторых, игры с песком имеют физиологическое значение для ребёнка, развивается мелкая моторика рук, ловкость, координация движений.

В-третьих, игры с песком развивают произвольное внимание, навыки произвольного поведения. В играх с песком существуют определенные правила, формируются умения работать в коллективе, по инструкции, предложенному плану.

В-четвёртых, данные игры влияют на психическое развитие ребёнка. Развивается речь, память, воображение, внимание, мышление, регулируется эмоциональное состояние.

В-пятых, приобретаются коммуникативные навыки.

Свойства песка несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать человека. Игры с песком успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных. Игры с песком — это и театр, сфера творческой деятельности ребёнка. Играя с песком, ребенок раскрепощается, так как он увлечен действием и игрой, а песок обладает релаксационным действием.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, используются игровые технологии с песком: рисование сухим и цветным песком, рисование палочками на песке, песочная анимация строительство из песка. При развитии творчества у детей делается упор на самостоятельность в создании рисунков из песка, различных построек, фигур, дети фантазируют, придумывают сказочные сюжеты, «оречевляют» свои действия и с удовольствием рассказывают о своих «песочных сказках».

Целью педагогической работы является развитие творческих способностей через игровую деятельность с песком у детей с ОВЗ.

Задачи:

− закреплять знания об основных свойствах песка;

− знакомить с техниками рисования песком: рисование сухим и цветным песком, рисование палочкой на песке, песочная анимация;

− развивать самостоятельность и творческие способности детей с тяжелыми нарушениями речи в работе с песком;

− развивать внимание, воображение, наблюдательность;

− развивать мелкую моторику, тактильные ощущения и координацию движений.

При организации игр с песком важно учесть следующее:

− песок должен быть закрытым;

− песок должен быть чистым;

− рядом должна находиться вода в лейке, чтобы можно было смочить песок;

− материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям.

Условия работы с детьми:

− согласие и желание ребенка;

− специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению детской деятельности с песком;

− у детей не должно быть аллергии на пыль, от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Организовывая деятельность с песком, детям предлагается игровая ситуация «В гостях у Песочной феи». В начале закрепляются знания о песке (сухой, сырой), основные свойства сухого и сырого песка, устанавливаются правила игры в песочнице, детям предлагается воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся.

При совместной деятельности с педагогом дети осваивают технику рисование сухим и цветным песком, рисования руками. Чаще такая деятельность проводится индивидуально или небольшими подгруппами.

Рисование песком — это занятие не только творческое и увлекательное, но и полезное. Как и любое рисование, рисование песком развивает фантазию, внимание, моторику пальцев рук и пространственное восприятие. Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить, а также активно развивается речь и обогащается словарный запас. Дети с удовольствием создают свои картины, придумывают названия «Восход солнца», «Поезд из Ромашкино», «Песочница у дома».

F:\Новая папка (2)\P1040423.JPG

Рис. 1.

Очень увлекательным занятием для детей, окрашивание песка цветными мелками и создание из них разнообразных картин: «Цветы», «Бабочки», «Космос».

Рисование руками — это несколько другое рисование. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Дети осваивают разные техники рисования на песке: рисование одним пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, ребром ладони, щепотью, ладошкой, кулаком.

Рис. 2.

Дети с интересом создают картины на сыром песке: на ровной влажной поверхности палочкой рисуют различные изображения животных, людей и т. п., оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней или следов от обуви, делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) и величину (большой, маленький). Используются игры: «Рисуем палочкой», «Отпечатки», «Узоры на песке», «Дополни рисунок», «Повтори рисунок», «Песочный круг», «Нарисуй картинку», «Нарисуй отгадку», «Угадай, что это?».

Дети с удовольствием сооружают из песка сложные и крупные постройки. В процессе строительства из песка вырезают с помощью лопаток или дощечек из утрамбованной кучи — дома, корабли, машины, и т. д. Дети приспосабливают для формовки самые различные материалы: крупные формы деревянных рамок, полые кубы, банки без дна. Дети строят высотные дома, дворцы, терема, прокладывают железные дороги, сооружают бассейны, озёра. При этом щедро украшают постройки различными материалами и деталями. Например, цилиндрические высотные дома делают с лоджиями, вставляя на одинаковом расстоянии одинаковые окна из конструктора. В процессе строительства дети сочетают различные способы работы с песком. У детей при этом развивается умение организовать пространство, предвидеть размер и форму будущего сооружения. С удовольствием дети играют в «сыщиков», «кладоискателей», «археологов» (находят глубоко спрятанную в песок игрушку), строят подземные ходы, лабиринты, колодцы.

Эмоциональный отклик вызывает у детей возведение построек из «жидкого» песка. Для этого детям показывают новые приемы работы с песком: насыпать песок в ведро, смешать с водой, набрать получившуюся массу в ладошки и выпускать струйкой, песок при этом ложится узорами. Так строят высокие дворцы, замки, башни и другие сооружения конусообразной формы, постепенно наращивая постройку в высоту и ширину.

Организуя игры детей с песком, педагог должен включаться в строительство, объяснять, показывать приемы работы с материалом, помогать развивать сюжет игры.

Развитию интереса к строительству способствует привлечение детей к изготовлению различных поделок, которые они используют для обыгрывания построек.

Таким образом, игры с песком являются прекрасным посредником для установления доверительных отношений между воспитателем и ребенком, ребенком и родителями, способствуют созданию психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка и в группе в целом. Они помогают создать хорошее настроение, повышают жизненный тонус, снимают напряжение, состояние внутреннего дискомфорта у детей, а также помогают накапливать жизненный опыт и развивают познавательную сферу ребенка. Дети овладевают разными способами познания, в том числе и экспериментированием в игре, что способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Литература:

  1. Аромштам М. «Игры на влажном песке» / М. Аромштам. // Дошкольное образование: издательского дома «Первое сентября». – 2006. — № 12. — С. 6.
  2. Бондарцева С. Н. «Домик развития можно строить на песке» / С. Н. Бондарцева // Педагогический вестник. — 2006. — № 3.— С. 5.
  3. Васильченко Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» / Л. Васильченко / Развитие и коррекция. — 2001. – № 10. – С. 42–47.
Основные термины (генерируются автоматически): песок, ребенок, игра, рисование, рисование песком, цветной песок, песочная анимация, сырой песок, творческий подход, эмоциональное благополучие.

Похожие статьи

Песочная игротерапия как средство развития речевой...

песочная терапия, игра, песок, ребенок, развитие, внешний мир, образовательный процесс.

Основные термины (генерируются автоматически): песок, ребенок, игра, цветной песок, рисование, рисование песком, песочная анимация...

Песочная терапия как средство психолого-педагогической...

ребенок, песочная анимация, занятие, развитие, младший школьный возраст, песочный рисунок, психофизическое развитие, коррекционно-развивающая работа, песок, представление.

Роль песочной терапии в эмоциональном благополучии детей...

песочная терапия, игра, песок, ребенок, развитие, внешний мир, образовательный процесс.

Песочная терапия как одна из современных...

Роль песочной терапии в эмоциональном благополучии детей... песочная терапия, игра, песок, ребенок, развитие, внешний мир, образовательный процесс.

Песочные арт-технологии в работе с детьми с особенностями...

Песочный рисунок (sand-art) или игра с песком (sand-play) может применяться как в начале занятия для активизации и стимуляции речевой и познавательной активности, так и как элемент работы по коррекции пространственных функций и конструктивной деятельности.

Использование песочной терапии в коррекционном образовании...

ребенок, песок, песочная терапия, игра, мир, окружающий мир, педагог, игровой процесс, песочная картина, развитие речи. Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе...

Возможности игр с песком в коммуникативном развитии средних...

ребенок, песок, песочная терапия, игра, мир, окружающий мир, педагог, игровой процесс, песочная картина, развитие речи.

Роль песочной терапии в эмоциональном благополучии детей...

Использование песочной игротерапии в проектной деятельности...

Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка! К. Д. Ушинский. Игра является основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности. Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО)...

Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда...

песок, ребенок, окружающий мир, игра, занятие, песочная терапия, коррекционная работа, мелкая моторика, развитие, голубой цвет.

Похожие статьи

Песочная игротерапия как средство развития речевой...

песочная терапия, игра, песок, ребенок, развитие, внешний мир, образовательный процесс.

Основные термины (генерируются автоматически): песок, ребенок, игра, цветной песок, рисование, рисование песком, песочная анимация...

Песочная терапия как средство психолого-педагогической...

ребенок, песочная анимация, занятие, развитие, младший школьный возраст, песочный рисунок, психофизическое развитие, коррекционно-развивающая работа, песок, представление.

Роль песочной терапии в эмоциональном благополучии детей...

песочная терапия, игра, песок, ребенок, развитие, внешний мир, образовательный процесс.

Песочная терапия как одна из современных...

Роль песочной терапии в эмоциональном благополучии детей... песочная терапия, игра, песок, ребенок, развитие, внешний мир, образовательный процесс.

Песочные арт-технологии в работе с детьми с особенностями...

Песочный рисунок (sand-art) или игра с песком (sand-play) может применяться как в начале занятия для активизации и стимуляции речевой и познавательной активности, так и как элемент работы по коррекции пространственных функций и конструктивной деятельности.

Использование песочной терапии в коррекционном образовании...

ребенок, песок, песочная терапия, игра, мир, окружающий мир, педагог, игровой процесс, песочная картина, развитие речи. Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе...

Возможности игр с песком в коммуникативном развитии средних...

ребенок, песок, песочная терапия, игра, мир, окружающий мир, педагог, игровой процесс, песочная картина, развитие речи.

Роль песочной терапии в эмоциональном благополучии детей...

Использование песочной игротерапии в проектной деятельности...

Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка! К. Д. Ушинский. Игра является основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности. Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО)...

Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда...

песок, ребенок, окружающий мир, игра, занятие, песочная терапия, коррекционная работа, мелкая моторика, развитие, голубой цвет.

Задать вопрос