Проект «Формирование у детей дошкольного возраста основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истокам русской народной культуры» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Проект «Формирование у детей дошкольного возраста основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истокам русской народной культуры» / Н. В. Чекунова, О. А. Баркалова, М. И. Гунькина [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1800/ (дата обращения: 10.05.2024).



ПАСПОРТ проекта

Название проекта

«Формирование у детей дошкольного возраста основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истокам русской народной культуры»

Основная идея проекта

Создание условий для организации систематической и целенаправленной работы по формированию у детей дошкольного возраста основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истокам русской народной культуры.

Методологическая основа

проекта

Методологическая основа проекта опирается на следующие теории: коллективного творческого дела (И. П. Иванов, Ф. Я. Шапиро), теория личности (Э. Берн, Э.Фромм), психология личности (С. А. Рубинштейн, К. Г. Юнг, И. С. Кон), работы педагогов, посвященные проблемам нравственно- патриотического воспитания подрастающего поколения (В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский).

Используемые педагогические технологии (указать какие)

1. Технология проектной и исследовательской деятельности.

2. Технология сотрудничества.

3. Деятельностный подход.

4. Личностно-ориентированная технология.

5. Технология коллективного способа обучения.

Взаимодействие своспитанниками (укажите основные формы участия воспитанников впроекте)

1. Беседы о русском народном фольклоре, традициях, обычаях.

2. Рассматривание иллюстраций, книг о русском народном фольклоре.

3. Подготовка и проведение итоговых мероприятий проекта: «Русские народные подвижные игры» (средний дошкольный возраст); «Веселая матрешка» (младший дошкольный возраст); «Веселая карусель», «Русского танца душа» (старший дошкольный возраст).

Взаимодействие сродителями (укажите основные формы участия родителей впроекте)

Информированность родителей о мероприятиях проекта, участие родителей в проекте в качестве гостей, исполнителей, помощников в оформлении мероприятий. Отношение родителей к проекту.

Дополнительная информация опроекте (интересные сведения, нераскрытые предыдущими графами)

Создание тематических выставок, подготовка и участие в музыкально-спортивных мероприятиях, такая бесспорно плодотворная деятельность является уникальным средством объединения всех членов педагогического процесса, который в будущем может стать своеобразной традицией в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 148»

Транслируемость

Возможность использования опыта реализации проекта другими участниками образовательного пространства (обмен опытом в рамках традиционных организационных форм взаимодействия участников образовательного пространства — открытые мероприятия для педагогической общественности).

Описание проекта

Обоснование необходимости проекта.

Анализ существующей педагогической ситуации говорит о низкой просвещенности детей в вопросах русского народного творчества, через фольклор, что позволяет сделать вывод о необходимости нравственно-патриотического воспитания не только образовательным учреждением, но и семьей. Формирование чувства гордости за свою страну, уважительное отношение к русским народным традициям, должно быть систематизировано и комплексно. Именно такой подход позволит эффективному воспитанию чувства патриотизма у детей.

Реализация проекта «Формирование у детей дошкольного возраста основ нравственно- патриотического воспитания через приобщение к истокам русской народной культуры» призвано решить эту задачу через познавательно-практическую деятельность воспитанников совместно с родителями и педагогами, что способствует расширению социально-коммуникативной практики. Следовательно, реализация проекта позволит решить данную проблему, как в рамках образовательного учреждения, так и в соответствии с государственными приоритетами в системе образования.

В период с 12.09.2016г. по 10.11.2016г. в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 148» был создан и воплощен в жизнь проект «Формирование у детей дошкольного возраста основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истокам русской народной культуры».

Создание проекта «Формирование у детей дошкольного возраста основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истокам русской народной культуры» представляется актуальной задачей, она направлена на приобщение детей к родной народной культуре, духовно-нравственным ценностям, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь человека, от поколения к поколению. В настоящем проекте раскрывается актуальностьрегионального компонента в системе общего образования.

Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Формирование у детей дошкольного возраста основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истокам русской народной культуры».

Цели проекта:

Разработать систему мероприятий по подготовке к реализации настоящего проекта.

Создать условия для ознакомления детей с русскими народными традициями и обычаями.

Укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, педагогов.

Формирование знания об истоках русской народной культуры через различные виды деятельности.

Задачи проекта:

Воспитывать нравственно-патриотические чувства у дошкольников через расширение общего кругозора.

Формировать элементарные знания детей об истоках русской народной культуры на основе ярких представлений, доступных детям и вызывающих у них интерес.

Формировать толерантность, уважение к традициям и обычаям своей малой родины, чувство гордости за свой народ.

Воспитание в ребенке культурного слушателя — понимающего, любящего и умеющего слышать музыку.

Повышение уровня общей музыкальной культуры у родителей, укрепление культурных традиций в семье.

Формировать у детей потребность в общении с русской народной музыкой.

Участники:

Музыкальные руководители, педагог дополнительного образования (хореограф), инструктор по физической культуре, воспитатели, администрация.

Тип проекта: творческий.

Срок проекта: два месяца.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный. Методическая работа над проектом «Формирование у детей дошкольного возраста основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истокам русской народной культуры». Проведение собрания творческой группы по организации проекта. Создание презентации проекта.

2. Реализационный.

Подготовка к проведению итоговых мероприятий проекта: спортивный праздник «Русские народные подвижные игры» (средний дошкольный возраст); «Веселая матрешка» (младший дошкольный возраст); «Веселая карусель», «Русского танца душа» (старший дошкольный возраст). Информированное родителей о мероприятиях проекта, участие родителей в качестве гостей, помощников в оформлении мероприятий.

3. Результативный. Проведение итоговых мероприятий проекта. Подведение итогов реализации проекта.

Ожидаемые результаты:

Дети:

Сформированы нравственно-патриотические чувства у дошкольников через расширение общего кругозора.

Сформировать элементарные знания детей об истоках русской народной культуры на основе ярких представлений, доступных детям и вызывающих у них интерес.

Формирование толерантности, уважение к традициям и обычаям своей малой родины, чувство гордости за свой народ.

Воспитание в ребенке культурного слушателя — понимающего, любящего и умеющего слышать музыку.

Повышение уровня общей музыкальной культуры у родителей, укрепление культурных традиций в семье.

Формирование у детей потребность в общении с русской народной музыкой.

Педагоги:

Осуществление инновационной деятельности.

Повышение профессионального уровня.

Развивающая предметно-пространственная среда. Шумовые музыкальные инструменты своими руками. Изготовление шумовых инструментов в русском народном стиле, стала идея показать детям как можно изготовить свой шумовой инструмент, из каких материалов, какие звуки могут издавать те или иные шумовые инструменты.

Основные термины (генерируются автоматически): русская народная культура, дошкольный возраст основ, нравственно-патриотическое воспитание, ребенок, исток, итоговое мероприятие проекта, проект, формирование, Детский сад, дошкольный возраст.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление...

ребенок, девочка, родитель, предметно-развивающая среда, приобщение детей, народная культура, дошкольный возраст, патриотическое воспитание, Русь, игрушка.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (опыт МБДОУ «Детский сад № 3» г.о. Самара).

Цель проекта: построить ВС, обеспечивающую формирование основ патриотизма у дошкольников.

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение...

патриотическое воспитание, национальная культура, ребенок, русский народ, народ, родной край, Российская Федерация, дошкольный возраст, дошкольный период, духовная жизнь.

Педагогический проект «Формирование национального...»

Педагогический проект «Формирование национального самосознания у детей дошкольного возраста».

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, учебно-воспитательное мероприятие, национальное самосознание, ребенок, знакомство...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.

Патриотическое воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина.

Воспитание нравственных качеств личности у детей...

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, нравственное развитие, патриотическое воспитание, нравственно-патриотические чувства. Постановка проблемы.

Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном...

Ключевые слова: дошкольный возраст, патриотизм, патриотическое воспитание, воспитатель, трудности, воспитание. Детство является значимым этапом в формировании личности будущего взрослого человека.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь, национальная культура, особое место.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление...

ребенок, девочка, родитель, предметно-развивающая среда, приобщение детей, народная культура, дошкольный возраст, патриотическое воспитание, Русь, игрушка.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (опыт МБДОУ «Детский сад № 3» г.о. Самара).

Цель проекта: построить ВС, обеспечивающую формирование основ патриотизма у дошкольников.

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение...

патриотическое воспитание, национальная культура, ребенок, русский народ, народ, родной край, Российская Федерация, дошкольный возраст, дошкольный период, духовная жизнь.

Педагогический проект «Формирование национального...»

Педагогический проект «Формирование национального самосознания у детей дошкольного возраста».

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, учебно-воспитательное мероприятие, национальное самосознание, ребенок, знакомство...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.

Патриотическое воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина.

Воспитание нравственных качеств личности у детей...

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, нравственное развитие, патриотическое воспитание, нравственно-патриотические чувства. Постановка проблемы.

Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном...

Ключевые слова: дошкольный возраст, патриотизм, патриотическое воспитание, воспитатель, трудности, воспитание. Детство является значимым этапом в формировании личности будущего взрослого человека.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь, национальная культура, особое место.

Задать вопрос