Особенности нарушения речи у детей с нарушениями интеллекта | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (75) май 2024 г.

Дата публикации: 03.05.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Щерба, Н. В. Особенности нарушения речи у детей с нарушениями интеллекта / Н. В. Щерба. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9198/ (дата обращения: 19.05.2024).



В статье рассказывается об особенностях формирования и развития речи у дошкольников с нарушениями интеллекта.

Ключевые слова: дети, речевое развитие, умственная отсталость, интеллектуальные нарушения.

Среди детей, имеющих ограниченными возможностями здоровья, большой процент дошкольников с умственной отсталостью. Эту группу составляют дети, «у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы». [1; с.15].

Характерной особенностью этих детей является позднее начало речевого развития. По мнению Касселя, М. Зеемана, М. Певзнер и др., это прослеживается уже на ранних этапах жизни ребенка: позднее начало лепета (от 12–24 месяцев), первых слов (от 2,5 -5 лет), фразовой речи (после 5 лет). Дальнейшее развитие затрагивает не только экспрессивную речь, но и проявляется в импрессивной речи. Часто умственно отсталые дошкольники не понимают смысл многих слов, вариативность фраз. Они готовы действовать только в хорошо знакомой ситуации и в определенных условиях, когда слово для них имеет конкретное значение. Это связано с недостаточным уровнем познания окружающего мира и трудностями коммуникации.

Неполноценность словесной регуляции не позволяет умственно отсталому ребенку выполнять хорошо знакомые действия по словесной инструкции. У такого дошкольника быстро пропадает интерес к деятельности, снижается внимание, появляется утомляемость.

Игровая деятельность умственно отсталого ребенка не сопровождается речевыми высказываниями, в ней нет замысла, развития сюжета. Дошкольник с нарушением интеллекта не может сам организовать игру, его действия носят формальный характер. Нарушения на языковом, смысловом и сенсомоторных уровнях, не дают такому ребенку возможность самостоятельно заговорить даже в процессе игровой ситуации.

По классификации Г. Е. Сухаревой, Р. А. Беловой — Давид, обозначены следующий группы олигофрении: олигофрения с недоразвитием речи; олигофрения, осложненная речевыми расстройствами. Следует отметить, что важной особенностью речи умственно отсталых детей является нарушение всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей, планирующей.

Речевые нарушения у умственно отсталых детей весьма разнообразны: дислалия, алалия, дизартрия, ринолалия, дисфония, заикание, афазия и т. д., но главным фактором выступает системность, где первичен семантический дефект.

Несформированнность речеслухового анализатора, речевой моторики, аномалии в строении артикуляционного аппарата и др. приводят к фонетико-фонематическим дефектам. Нарушения звукопроизношения часто носят полиморфный характер, характерно большое количество смешений звуков, замен. Особенностью выступает вариативность произношения звуков умственно отсталыми детьми, то есть произношение одного и того же звука по — разному.

Нарушение фонематического восприятия, несформированность навыков звукового анализа и синтеза влечет за собой стойкие ошибки в звуко — слоговой структуре слов, чаще со стечениями согласных.

У умственно отсталых детей часто отмечаются стертые дизартрии. При этом существенно нарушается просодическая организации речи, особенно это проявляется у дошкольников с болезнью Дауна.

Многие авторы (Г. М. Дульнев, В. Г. Петрова, Р. И. Лалаева и др.), отмечали, что словарный запас умственно отсталых детей отличается бедностью, неточностью, дефицитом глаголов, прилагательных, наречий, слов обобщающего характера, трудностью актуализацией, часто встречающимися парафазиями. Это обусловлено низкой умственной деятельностью этих детей, недостаточной мотивацией, ограниченным уровнем общения, отсутствием у них интересов.

Большое количество аграмматизмов в активной речи умственно отсталых детей — свидетельство несформированности грамматического строя речи. В большей степени дошкольники испытывают трудности при словоизменении и словообразовании, а также при построении синтаксических конструкций. Дети пропускают главные члены предложения, нарушают связи согласования и управления. Ошибки допускаются в пропуске или замене предлогов в предложно — падежных конструкциях, при согласовании существительных с числительными и прилагательными, в замене полной формы прилагательных на краткую, в трудностях словообразования и т. д.

Формирование связной речи умственно отсталых детей требует особого внимания. Так как у детей с нарушением интеллекта недостаточная речевая активность и низкий познавательный интерес, связная речь формируется значительно позже по сравнению с нормой развития. Без стимулирующей, направляющей помощи взрослого, самостоятельное высказывание таких детей затруднено, а порой просто невозможно.

У умственно отсталых дошкольников не развита диалогическая речь,что влечет за собой несформированность монологических форм высказывания. Дети не заинтересованы в диалоге, они не могут его поддержать и развить тему разговора.

Их высказывания состоят из отдельных фрагментов, они мало информативны и непонятны собеседнику. Трудности установления причинно-следственных связей, пространственно-временных отношений, эмоционально-личностных характеристик героев, дефицит лексико-грамматических средств не дают возможности ребенку самостоятельно объяснить содержание, выполнять рассказ по картине/серии картин, сделать пересказ.

Из-за низкой мотивации, слабой речевой активности, недостаточного уровня нейродинамических показателей психической и произвольной деятельности, умственно — отсталый ребенок быстро истощается и его интерес к теме рассказа пропадает. Без помощи взрослого дошкольник с интеллектуальными нарушениями оказывается неспособным к дальнейшей работе.

Таким образом, нарушения речи у детей с нарушением интеллекта встречаются значительно чаще, чем у нормально развивающихся сверстников. У этих детей могут наблюдаться все формы нарушений речи, однако они более многочисленные и имеют своеобразие: позднее начало развития; системность нарушений; являются вторичными, вследствие недоразвития познавательной деятельности; характеризуются стойкостью речевого расстройства, которое с трудом поддается коррекции и т. д. Поэтому логопедическая работа должна быть комплексной и иметь более длительные сроки коррекции.

Литература:

  1. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.-104 с.
  2. Шипицина Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. СПб.: Союз, 2004
  3. Дмитриева Е. Е. Коммуникативное развитие детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенеза: монография. Н. Новгород: НГПУ, 2004
  4. Баряева Л. Б. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. СПб.: Союз, 2004.
Задать вопрос