Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по речевому развитию «Расскажем попугаю о зимующих птицах» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (72) февраль 2024 г.

Дата публикации: 16.01.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Украинская, Н. И. Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по речевому развитию «Расскажем попугаю о зимующих птицах» / Н. И. Украинская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 2 (72). — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/263/8908/ (дата обращения: 18.05.2024).



Цель : создание социальной ситуации развития в процессе речевой деятельности «Расскажем попугаю о зимующих птицах»

Задачи : создавать условия для развития способности связно и логично оформлять собственное высказывание, создавать условия для развития коммуникативных способностей; высказывать свои мысли, делать выводы; поддерживать детскую инициативу и самостоятельность, формировать навыки сотрудничества взрослого и детей, воспитывать у детей желание прийти на помощь тому, кто в этом нуждается.

Оборудование: игрушка попугая, картинки с изображением зимующих птиц, игра на липучках «Накорми птичку», Кубик Блума «Зимующие птицы», аудио проигрыватель, аудио записи звуков птиц на флеш-носителе.

Ход ООД:

Создание проблемной ситуации

Воспитатель и дети входят в группу, видят игрушку — попугая, на шею у которого одет шарф.

— Ребята, кто это? Как он очутился в нашей группе?

— Как вы думаете, откуда попугай мог к нам прилететь?

— Что с ним случилось, почему он обмотался шарфом, кто знает?

— Попугай простудился, у него сильно болит горло, он не может говорить, но он смог написать нам записку, прочитаем?

«Здравствуйте, ребята, я прилетел из жаркой Африки. Хотел подружиться с вашими зимующими птицами. Но не успел я выйти на улицу, сразу же замерз, простыл и потерял голос. Доктор Айболит строго настрого запретил мне выходить на улицу. Я прошу вас, расскажите, мне, пожалуйста, о зимующих птицах. Где живут, чем питаются, как выглядят».

— Ребята, о чём нас попросил попугай? (рассказать о зимующих птицах)

— Мы сможем ему помочь? Как?

— Мы сможем попугаю показать зимующих птиц?

— А как мы ему покажем, если доктор Айболит не разрешает выходить на улицу?

— Мы сможем их сфотографировать? Что нам для этого понадобится?

— Берём фотоаппараты и отправляемся в путь.

Звучит фонограмма записи птичьих голосов.

Ребята, голоса мы слышим, а птиц не видим? Где же они?

Дети находят сугроб, на котором, под «дождиком» спрятаны картинки зимующих птиц.

— Вчера был сильный ветер, посмотрите, какой сугроб намело, наверно, и птичек всех замело.

— Раздуем снег?

Дыхательная гимнастика. Дети дуют на сугроб.

Речевая игра «Кого я вижу?»

Каких птиц вы видите?

Образец ответа детей: Я вижу… (снегиря, синицу, воробья, ворону, сороку, дятла и т. д.) .

— Какие это птицы? (Зимующие) .

— А почему их называют зимующими? (Потому что они не улетают на юг, остаются зимовать в наших краях)

— Ребята, где мы сможем встретить зимующих птиц? (на улице, в лесу, возле кормушки)

— Возьмите птичку, которая вам нравится.

Дети подходят к мольберту и садят на ёлку каждый свою птичку. проходят на стульчики.

— Кто это?

— Как вы узнали, что это птицы? Что у них общее? (Клюв, перья, 2 лапы, 2 крыла, хвост, тело)

— А чем они отличаются? (Размером, окраской оперенья, формой клюва).

Воспитатель показывает на птицу и задаёт вопросы:

— Как вы узнали, что это снегирь? (Красная грудка) .

— Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока)

— Как определили, что это ворона? (Черная, большая) .

— Почему вы думаете, что это синица? (Жёлтая грудка) .

— Кто из этих птиц чирикает? (Воробей) .

— Кто из этих птиц стучит по дереву? (Дятел) .

Д/у «Скажи наоборот» (словарь антонимов по теме)

Синица маленькая, а ворона … большая.

У синицы хвост короткий, а у сороки … длинный.

Голубь тяжелый, а воробей … легкий.

У синицы клюв тонкий, а у вороны … толстый.

— Ну вот, ребята, птиц мы отыскали. А кто помнит, о чём нас ещё просил попугай? (рассказать и показать птиц).

— Сфотографируем птиц?

— Ребята, как живётся птицам зимой?

— Почему? — Снег укрыл землю, зёрнышек не найти.

— Правильно, поэтому птицы прилетают поближе к нашим жилищам и просят у нас помощи. А, как и чем мы можем помочь птицам зимой? — Покормить их.

— А чем люди кормят птиц?- Семечками, крупой, крошкой, салом.

— Накормим птиц?

Деление на пары.

Найдите себе дружка. Какую птичку вы будете кормить?

— Ребята, будьте внимательны, здесь есть продукты, которые птицам есть нельзя.

— Расскажите, чем вы накормили свою птичку?

Пример ответа: Снегири питаются рябиной.

Кубик Блума «Зимующие птицы»

Птиц накормили, сфотографировали. Что ещё осталось нам сделать?

— Чтобы вам было легче рассказать про птиц, давайте с вами составим картину, которая называется коллаж.

— Хотите узнать, какая птичка попала в кадр? Открываем крышку с объектива.

Приклеиваете её возле кормушки.

Дети берут картинки, составляют коллаж.

— А теперь давайте подробнее расскажем о каждой птице. Для этого мы будем использовать коллаж. На коллаже схематично изображена последовательность рассказа.

Составление описательного рассказа о птицах по коллажу.

Вначале изображён знак вопроса — нужно сказать, как называется птица, затем два круга — большой и маленький — надо сказать, какого размера птичка: большая или маленькая. Следующая схема обозначает строение птицы (какой у нее клюв, какие лапки, перья). Потом разноцветные кляксы — надо рассказать об окраске птицы. Мисочка с кормом — чем питается птица. Вы будете рассказывать про ту птичку, которая сфотографировали.

Воспитатель предлагает детям послушать рассказ о снегире:

Снегирь — это зимующая птица. Тело снегиря покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, две лапки, хвост. Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами.

Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно составить рассказы-описания зимующих птиц, опираясь на коллаж.

Рефлексия:

— О чём нас просил попугай?

— Как мы это сделали?

— Что вам понравилось, что вызвало затруднение?

— А мы можем с вами помочь птицам зимой? Как?

Литература:

  1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт — Петербург, 2004. 336 с.
  2. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи», Мозаика-Синтез, Москва, 2011 г.
  3. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004. 144 с.
  4. Куликовская Т. Дидактический материал «Познаем окружающий мир. Птицы». — Москва, 2011.
  5. Николаева С. Н. Эколог в детском саду. Москва, 2003. 120 с.
  6. Птицы России: школьный словарик. Москва, 2010. 96 с.
  7. Украинская, Н. И. Конспект ООД в средней группе по речевому развитию «Расскажем попугаю о зимующих птицах» / Н. И. Украинская. — Текст : электронный // Maam.ru : [сайт]. — URL: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-organizovanoi-obrazovatelnoi-dejatelnosti-v-srednei-grupe-po-rechevomu-razvitiyu-raskazhem-popugayu-o-zimuyuschih-ptic.html (дата обращения: 14.01.2024).
Задать вопрос