Разучивание стихов дошкольниками как элемент нравственного воспитания | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (72) февраль 2024 г.

Дата публикации: 08.01.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Шустикова, И. Н. Разучивание стихов дошкольниками как элемент нравственного воспитания / И. Н. Шустикова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 2 (72). — С. 6-10. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/263/8901/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье предлагается ознакомиться с опытом использования методов нравственного воспитания дошкольников путем включения в повседневную работу с детьми бесед и разучивания небольших стихотворений нравственного содержания собственного сочинения автора. Внедрение таких методов способствует формированию и раскрытию у дошкольников нравственных ценностей и лучших человеческих качеств.

Ключевые слова: нравственное воспитание, моральное воспитание, нравственные ценности, добрые стихи, заучивание стихов.

Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. [5]

В. А. Сухомлинский

В нашем мире высоких технологий и все ускоряющегося ритма жизни в последние десятилетия все чаще встает вопрос нравственного воспитания детей. Причем, детей всех возрастов — нравственное воспитание начинается в раннем детстве и продолжается иногда на протяжении всей жизни человека.

Неопределенность понятий морали, отсутствие семейных ценностей, потеря нравственных ориентиров, утрата ценности опыта старшего поколения, смена духовных приоритетов у молодых людей, а также постепенный уход традиций и обычаев русского народа очень затрудняет становление духовности и нравственности ребенка дошкольного возраста.

Неслучайно в последних изданиях ФГОС проблема нравственного воспитания заявлена как приоритетная и требующая особого внимания. [6]

Авторы инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т.С Комарова и Э. М. Дорофеева определяют формирование ценностных представлений, как объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, воспитание у дошкольников таких качеств, как:

Любовь к Родине, гордость за ее достижения;

Уважение к традиционным ценностям: любовь к родителям, уважение к

Старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям и пр.;

Традиционные гендерные представления;

Нравственные основы личности — стремление в своих поступках следовать положительному примеру («быть хорошим»).

Авторы определяют такие критерии правильности действий педагога: Проявление у детей таких качеств, как справедливость, забота о тех, кто слабее, чувство гордости за свою страну, за ее достижения, стремление быть полезным членом общества, умение поступиться личными интересами в интересах общего дела. [1]

В. И. Петрова отмечает, что личностное развитие ребенка начинается в раннем детстве. Взрослый является основным ориентиром, на который малыш опирается в этом развитии. Первое становление нравственности происходит в семье. Ребенок копирует «своих» взрослых, именно у них учится различать «хорошее» от «плохого», ориентируясь на их эмоциональную оценку. В дошкольных учреждениях ведущая роль в воспитании нравственности принадлежит воспитателю.

Деятельностный подход — основной в воспитании морально-нравственных качеств у ребенка. Иными словами, воспитание нравственности охватывает разные виды деятельности дошкольников. Малыши следуют примеру наставника, опираясь на наглядный опыт, на слово — перенимают нормы поведения. Опыт, полученный в семье и в социуме, дети используют в своей ведущей деятельности — в игре. [3]

Нравственное воспитание в условиях ДОУ проникает во многие виды деятельности дошкольника: это и совместная игра, и трудовая деятельность, и чтение художественной литературы, и беседы с воспитателем.

«Необходимо учить ребенка любить своих родителей с первых лет его жизни, поскольку эти качества не являются врожденными и не возникают сами собой. Исследователи отмечают, что у младших школьников преобладает потребительское отношение к родителям. В детском саду нередко приходится наблюдать, как вместо приветствия ребенок обращается к пришедшей за ним вечером маме: «А что ты мне купила? Что ты мне принесла?» Уже в дошкольном возрасте ребенок должен понять, что любовь выражается в заботе о своих родных и друзьях, в сочувствии и помощи им. Если у него целенаправленно не формируют социальные и нравственные качества, то биологически врожденные потребности, развиваясь, перерастают в потребительское отношение к окружающим людям, к родным и близким, к обществу в целом», — пишет в своей книге «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Е. К. Ривина. [4]

Мы в своей работе максимально включаем элементы морального воспитания в учебную, игровую, трудовую деятельность, а также в режимные моменты. С введением регулярных бесед, основанных на обсуждении разучиваемых детьми небольших стихотворений нравственного содержания, эффективность нашей работы выросла.

Почему именно стихи? Известно, что ребенок воспринимает действительность эмоционально, и поэтому на стихотворную речь дети лучше откликаются. Стихи имеют ритм, мелодичность. Ребенок с интересом слушает их и дольше удерживает внимание. Регулярное разучивание стихов тренирует память ребенка. Заучивание стихов развивает межполушарные связи и интеллект. Доказано, что мозг ребенка может «запомнить» до 200 коротких стихотворений.

Таким образом, используя в своей работе такие «добрые стихи» (именно так мы называем их с детьми) мы решаем сразу несколько задач. Прочно и надолго внедряем в самый мозг ребенка моральные истины, работаем над речью, которая становится более богатой и сложноорганизованной, развиваем память и интеллект, пополняем словарный запас. Стихи, если ребенок имеет с ними дело с раннего возраста, пробуждают в нем любовь к слову, к литературе. Кроме того, стихи положительно влияют на артикуляцию малышей.

«Педагог должен не только владеть искусством выразительного чтения, но и знать весь запас отобранных стихотворений для заучивания. В каждый подходящий момент нужное, жизнью подсказываемое стихотворение должно быть к услугам педагога», — пишет в своей книге «Чтение стихотворений в детском саду» Р. И. Жуковская [2]

Как мы ведем работу в этом направлении

Такую работу начинаем проводить в младшей группе детского сада. На разучивание и обсуждение «добрых стихов» ежедневно выделяем 5–10 минут. Найти время несложно — можно сделать это на прогулке, перед обедом или после активных игр и занятий, а также перед сном. «Добрые стихи» хорошо вписываются в идею так называемого «вероятностного образования».

Когда мы, в ответ на событие, произошедшее в жизни группы — это может быть, например, тяжелое расставание с мамой утром или ссора детей, садимся с ребятами (обычно на ковер в круг, чтобы у всех участников разговора был зрительный контакт друг с другом) и читаем стихотворение, обсуждаем его и разучиваем. Над одним стихотворением мы работаем несколько дней, периодически возвращаясь к нему.

Стихотворение должно быть интересно и понятно ребенку, поэтому нужно подбирать текст, соответствующий возрасту малыша.

Если в стихотворении встречаются незнакомые слова, обязательно проводим работу с этими словами — объясняем их смысл.

Итак, сначала мы несколько раз читаем стихотворение. Затем работаем над его содержанием. Проводим беседу. Наводящими вопросами подводим детей к нравственному смыслу и формируем морально-этическую установку.

После этого мы разучиваем стихотворение. В течение нескольких последующих дней повторяем стихотворение, снова возвращаемся к его идее. И в продолжение всего учебного года мы с ребятами время от времени снова вспоминаем его, когда этого требует та или иная ситуация или используем на занятии. Также просим ребят обязательно рассказать это стихотворение дома и обсудить его с родителями. Родители, в свою очередь, являясь основным нравственным ориентиром для своего ребенка и подтверждая моральные истины наших «добрых стихов», помогают закрепить в сознании малыша эти духовные ценности.

Ниже мы приводим примеры наших «добрых стихов» с возможными вопросами для беседы с детьми.

Родина Россия

Родина — Россия!

Город мой — Москва!

Президент наш — Путин!

Это — знаю я!

Возможные вопросы:

Что такое Родина?

Как называется наша Родина?

Как называется город, в котором мы живем?

Что обозначает слово «президент»?

Кто является президентом России сейчас?

Я горжусь тобой Россия,

Потому что ты — красива

Я горжусь тобой Россия —

Ведь ты первая везде.

Я горжусь тобой Россия — за традиции святые,

И другие страны вовсе не оставишь ты в беде!!!!

Я горжусь, что Пушкин — русский, словом мир он изумлял!

Что Гагарин самый первый — к звездам путь всем показал!

Я горжусь за то, Россия, что всегда непобедима

Люди лучшие, Россия, на твоей живут земле!!!

Возможные вопросы:

Как называется наша страна?

Почему мы можем гордиться Россией? Что такое традиция?

Какие русские традиции тебе известны?

Почему мы гордимся А. С. Пушкиным?

Кто такой Юрий Алексеевич Гагарин?

Почему мы можем гордиться Юрием Гагариным?

Что значит — Россия не оставляет в беде другие страны?

Согласны ли вы, что в России живут лучшие люди? Что значит лучшие?

Другу руку протяни

Другу руку протяни,

Если он в беде

Без раздумий помоги

Все преодолеть.

Дружба — это на двоих — все!

Напополам — счастье, радость и успех!

И беда — одна!

Возможные вопросы:

Что обозначает выражение «протяни руку другу?»

Что такое дружба по вашему мнению?

Приходилось ли вам в трудную минуту помогать своему другу?

Помогал ли вам ваш друг в беде?

Придумайте короткий рассказ с таким сюжетом: у вас случилось несчастье, а ваш друг вам помог.

Придумайте короткий рассказ на тему «Как я помог своему другу в беде».

Что такое семья?

Это мама и папа,

Это брат и сестра,

Это наша собака,

Это ужинать вместе,

И встречать Новый год,

Это торт именинный,

Мамой сделанный торт.

Это — радость и счастье

И забота, тепло.

Это — весело вместе и на сердце светло.

Возможные вопросы:

Как вы думаете, ребята, что такое семья?

А что для вас значит семья?

Расскажи о своей семье?

Какие традиции есть в твоей семье?

Как можно назвать людей из одной семьи?

Что объединяет всех членов семьи?

Я люблю свою семью, потому что нет родней!

Маму, папу и сестру.

Для меня всего важней,

Чтобы вместе были мы,

В доме — радость, свет и смех.

И никто,чтоб не болел,

Чтоб одна беда — на всех!

Что, по вашему мнению, значит «любить свою семью?»

Что значит «разделить беду на всех»?

Как вы понимаете, что ваша семья вас любит?

Как вы заботитесь о членах вашей семьи?

Как вы можете повлиять на настроение родного человека, если он вдруг загрустил?

Ласковые слова

Назову я маму милой,

Потому что я люблю,

Самой назову красивой,

Самой ласковой, счастливой,

Самой нежной и игривой,

И всегда неповторимой

Маму добрую свою.

Какими словами маму называют в стихотворении?

А какими ласковыми словами вы называете свою маму? Почему нужно чаще говорить ласковые слова?

Зачем нужны ласковые слова?

Что обозначает слово «неповторимая?»

Я маму радовать хочу

Я маму радовать хочу.

И буду я стараться.

Не буду плакать я с утра,

А буду улыбаться!

Не буду я смотреть в окно,

Не буду тосковать,

Я буду радовать ее,

Я буду рисовать.

Я буду небо рисовать,

Я нарисую небо.

А в небе — радугу-дугу,

Поляну и цветы вокруг …

И мама улыбнется,

И мама засмеется!

Я буду радовать ее,

Я буду рисовать!

Возможные вопросы:

О чем это стихотворение?

Чем, по вашему мнению, можете вы обрадовать маму?

Как вы стараетесь порадовать свою маму?

А что может маму огорчить?

Как ваши родители вас радуют?

Почему вам хочется радовать маму?

Я буду о маме заботиться, а если она заболеет,

Болезнь пусть уходит — торопится,

Для мамочки все я сумею.

В постельку уложу уютную,

С медком принесу ей чайку

И пледиком теплым укутаю

Мамулю родную свою.

Я сяду с ней рядышком,

Медленно ей сказки я буду читать,

А если уснет горемычная, уйду — и не буду мешать.

Я буду о маме заботиться, ведь очень ее я люблю,

Заботой, как пледиком тепленьким, окутаю маму свою…

Возможные вопросы:

Как можно заботиться о маме?

Как ты заботишься о своей маме?

О каких членах семьи ты заботишься?

Что значит «горемычная»? (В данном случае — несчастная, потому что заболела)

Почему очень важно заботиться о членах своей семьи?

Наша систематическая целенаправленная работа с «добрыми стихами» привела к тому, что постепенно у детей сформировались четкие представления о нравственных качествах. Поведение наших воспитанников изменилось в лучшую сторону. Меньше стало конфликтов и ссор. Дети стали добрее. У ребят чаще стало возникать желание делиться, поддерживать друг друга. У детей появилось чувство коллективизма.

Более осознанно ребята стали относиться и к своей семье. Беседуя с детьми, мы старались подвести их к выводу, что любить свою семью — значит заботиться о ее членах, помогать, поддерживать друг друга. Родители наших воспитанников стали замечать, что дети чаще стали предлагать свою помощь, пытались сделать так, чтобы в семье наладилась благоприятная психологическая обстановка. Родители отметили также, что дети в целом стали более чуткими и внимательными.

Воспитание патриотизма — одно из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников. Поэтому, включение в патриотическое воспитание дополнительно разучивания «добрых стихов», способствовало формированию основных начал гражданственности и патриотизма.

Таким образом, подводя итоги, можно утверждать, что использование в повседневной работе с детьми такого метода, как разучивание небольших стихотворений нравственного содержания и беседы на их основе, способствует формированию и раскрытию у дошкольников нравственных качеств и морально-этических ценностей.

Литература:

  1. 1.Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, Э. М. Дорофеева. — 6-е изд. — Москва: Мозаика — Синтез,2015–368 с. — Текст: непосредственный.
  2. Жуковская Р. И. Чтение стихотворений в детском саду. — Москва: Учпедгиз, 1951–120с. — Текст: непосредственный.
  3. Петрова В. И, Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2–7 лет./ Т. С. Комарова, В. В. Гербова. — Москва: Мозаика — Синтез, 2006–214 с. — Текст: непосредственный.
  4. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной / М. А. Васильева, В. В. Гербова,
  5. Т. С. Комарова. — Москва: Мозаика — Синтез, 2008–192 с. — Текст: непосредственный.
  6. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Москва: Концептуал, 2019–320 с. — Текст: непосредственный.
  7. Федеральная Образовательная программа дошкольного образования. — Москва: ЦЕНТРМАГ, 2023–240 с.
Задать вопрос