Слэбы как ресурс всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (71) январь 2024 г.

Дата публикации: 29.12.2023

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Цветкова, Е. А. Слэбы как ресурс всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Цветкова, Л. Д. Эводьян. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 1 (71). — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/261/8895/ (дата обращения: 18.05.2024).



Статья посвящена актуальной теме. Актуальность заключается в том, что с каждым годом увеличивается количество детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Наряду с общими характеристиками, наши воспитанники имеют индивидуальные особенности, сочетания различных дефектов в развитии, наблюдается системное недоразвитие речи. Работая с такими детьми, мы стоим перед проблемой поиска и комбинирования традиционных и современных эффективных способов и средств коррекции и развития, успешной адаптации и социализации детей в обществе.

Старший дошкольный возраст — это тот возраст, когда каждый ребенок открывает для себя новое и проявляет познавательную активность. В это время знания ребёнка расширяются, углубляются, обобщаются.

Ребёнок постепенно научается слушать и слышать взрослого, соответственно отвечать на вопросы, формулировать и задавать вопросы, начинает проводить свои «эксперименты» с действительностью. В это время происходит овладение большим количеством информации; обогащается содержательная сторона умственного развития ребёнка. Кроме того, ребёнок активно развивает свою игровую деятельность (и очень активно — сюжетно-ролевую игру). Дети в возрасте пяти-шести лет умеют уже распределять роли в игре, и действуют в соответствии с ролью — то есть выстраивают игровое поведение. Игра не протекает в тишине, она сопровождается речью (герои ведут монологи, диалоги в зависимости от играемой роли).

Сама игра ребёнка становится сложнее, сюжеты становятся сложнее.

Изменяется и игровое пространство: оно уже не единое, а состоит из нескольких «уголков», наполнено различными атрибутами, игрушками и вспомогательными предметами. Важным «достижением» детей в старшем дошкольном возрасте становится способность менять роль (и вместе с ней игровое поведение) в зависимости от хода игры. Дети могут менять не только игровое поведение, но и место игры (переходить из одного «уголка» в другой). В игре дети взаимодействуют друг с другом, спорят, договариваются, решают конфликтные и спорные ситуации.

Происходит интенсивное развитие ребёнка по всем направлениям.

В этот период очень важно понимать, что окружает наших детей: какие игрушки, из чего они сделаны, какова их польза или возможный вред.

Работая с детьми, имеющими особые возможности здоровья, мы стоим перед выбором наиболее безопасных и эффективных для развития и коррекции игр и игрушек. И очень интересным и полезным решением являются дидактические игры, выполненные на деревянной основе

«Слэб» — переводится с английского языка как плита, пластина. Дерево, деревянные слэбы (спилы) хорошо подходят для изготовления различных игр и пособий: это экологически чистый и безопасный материал, его можно потрогать, понюхать (что очень важно для любого ребёнка, и особенно — для ребёнка с ОВЗ).

Изучив варианты использования слэбов в декоративном искусстве, при оформлении интерьеров, садовых участков и так далее, мы считаем, что возможно их эффективное использование в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игры и пособия, сделанные на основе деревянных спилом станут хорошим подспорьем в развитии детей по всем направлениям. Кроме того, за счет таких игр пополняется развивающая предметно-пространственная среда групп и кабинетов в ДОО. Повышается интерес дошкольников, которые встречаются с необычными для них инструментами для игр и занятий.

Мы ставили перед собой цель работы — повышение эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством использования слэбов (спилов) и игр (пособий) на их основе.

Первое направление использование слэбов в нашей работе — развитие элементарных математических представлений. Наши воспитанники готовятся к переходу на новую ступень образования (школа), и нам очень важно качественно и своевременно заложить в них необходимые знания и умения, научить применять их на практике. Дидактические игры на слэбах мы используем в качестве счётного материала, для работы над понятиями «больше — меньше — равно», при знакомстве с фигурами и геометрическими телами, в качестве объемного и плоскостного конструктора и многое другое.

Развитие элементарных математических представлений

Рис. 1. Развитие элементарных математических представлений

Второе, и очень важное для нас и наших детей направление использование слэбов в нашей работе — это речевое развитие. Наши воспитанники учатся пользоваться монологической речью: с трудом, с нашей помощью — но они пересказывают небольшие рассказы, сказки. Очень непросто даются развернутые ответы на вопросы, а также формулирование вопроса другому человеку. Вместе с педагогами ребята осваивают грамматические конструкции, пробуют интонировать свою речь. Работа над речевым развитием требует больших усилий, поиска и применения современных эффективных методов и средств работы.

Мы предлагаем детям игры на спилах, направленные на развитие речи по всем направлениям:

— звукопроизношение,

— слоговая структура,

— лексика,

— грамматический строй,

— просодика,

— связная речь.

Речевое развитие

Рис. 2. Речевое развитие

С большой эффективностью проходят игры, оформленные на слэбах:

— «Домики для звуков»

— «Сложи слово»

— «Паровозик из признаков» (действий)

— «Путаница» (найти ошибки)

— «Сказка на деревянных спилах»

Третье направление использование слэбов в нашей работе — социально-коммуникативное развитие детей. Общение детей с особенностями в развитии сопровождается определенными трудностями. Им не всегда легко установить контакт со сверстниками и взрослыми, им сложно договариваться и поддерживать общение в процессе игры или совместной деятельности. Мы используем слэбы как опоры для составления и обыгрывания различных сюжетов, как атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Дидактические игры «Художник ошибся?», «Настроение», «Как поступить?», «Доброе слово» и другие помогают нам повысить эффективность работы над социализацией детей, над формированием у них положительного отношения к общению, над развитием навыков общения с детьми и взрослыми.

Особое значение для нас занимает изобразительная деятельность на слэбах. У наших воспитанников зачастую проявляются трудности в формировании художественных умений и навыков, моторика мелкая и общая развита недостаточно хорошо. Поэтому при помощи слэбов мы вносим разнообразие, повышаем интерес детей к совместной деятельности. На слэбах можно рисовать в различных техниках, можно работать пластилином, декорировать различными материалами, комбинировать техники и приёмы. В процессе работы у воспитанников развивается мелкая моторика, координация движений, развивается воображение, усидчивость, аккуратность; развивается умение планировать и анализировать свою работу. А самое главное — ребята учатся взаимодействовать, помогать друг другу и принимать помощь, радоваться успехам своим и других, общаются в процессе деятельности.

Изобразительная деятельность на слэбах

Рис. 3. Изобразительная деятельность на слэбах

Таким образом, мы на практике убедились, что использование слэбов в различных видах детской деятельности повышает эффективность коррекционно-развивающего процесса, способствуя всестороннему развитию детей.

Литература:

  1. Бережнова. О.В., Тимофеева Л. Л. 2013. Этап построения модели педагогического процесса // Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы. Методическое пособие/ Москва.
  2. Доронова Т. Н. 2013. Мастерская // Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы./ Москва.
  3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. — М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2018.
  4. «Народное искусство в воспитании детей» под редакцией Т. С. Комаровой.
Задать вопрос