Развитие речи у дошкольников через театрализованную деятельность | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (71) январь 2024 г.

Дата публикации: 21.12.2023

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Шевцова, О. Е. Развитие речи у дошкольников через театрализованную деятельность / О. Е. Шевцова, О. О. Алексеенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 1 (71). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/261/8887/ (дата обращения: 14.05.2024).



Статья раскрывает возможности театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников. Описана творческая деятельность педагога и ребенка, связанная с созданием образов, отношений, действий, где используются различные выразительные средства: мимика, жесты, пантомимика. В ходе исследования получены достоверные данные об эффективности театрализованной деятельности в общем развитии дошкольника.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, дошкольники, речь, педагог, высшие психические функции.

Введение. Актуальность исследования обусловлена требованиями к реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП ДО), целью которой является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Основными задачами образовательной деятельности в области речевого развития является обогащение словаря; увеличение объема словарного запаса; активизация словаря; формирование звуковой культуры речи; развитие связной речи и интереса к художественной литературе; нравственно-патриотическое воспитание.

Степень разработанности проблемы.

По мнению И. В. Лесняк, «…театрализованная игра — это эмоционально насыщенная деятельность детей и именно это делает ее привлекательной и приносящей радость». Театрализованная деятельность наиболее полно способствует развитию личности ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов. Несомненно, велик развивающий потенциал, театрализованной деятельности в образовательном и воспитательном процессе [2].

Т. В. Лебедева выдвинула и доказала гипотезу о том, что речевое развитие детей дошкольного возраста отличается некоторыми особенностями, характеризующими структуру и уровень сформированности основных лексико-грамматических навыков [1].

Смаль Н. В. описал лингвистические теории о механизме освоения детьми системы языка: язык усваивается под влиянием окружения; ребенок обладает врождённой языковой способностью овладевать лексикой и грамматикой; язык усваивается в результате повторения ребенком образцов речи взрослых; речь развивается у ребенка в процессе его социального взаимодействия [3].

Учеными в области дошкольного образования доказано, что дошкольники пользуется речью не только для установления контакта или общения, но и для получения новой содержательной информации, которую они включают в решение и анализ задач интеллектуального и эмоционального плана, объединяя, таким образом, интеллектуальную функцию речи с коммуникативной и эмоциональной (М. М. Алексеева, Е. М. Беспаленко, Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А. В. Запорожец, Г. В. Косых, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, Н. С. Махина, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Д. Б. Эльконин и др.).

Общая характеристика исследования

Исследование связано со следующими научно-методическими проблемами , решаемыми в рамках реализации ФОП ДО:

— созданием научно-методических и научно-практических разработок, способствующих активизации развития речи дошкольников методом театрализованной деятельности.

— подготовкой сценариев театрализованных представлений;

— разработкой диагностического педагогического инструментария для оценки уровня развития речи у дошкольников.

Объект исследования — процесс развития речи у дошкольников в театрализованной деятельности.

Предмет исследования — условия развития речи у дошкольников в театрализованной деятельности.

Цель исследования — обоснование эффективности театрализованной деятельности в детском саду в развитии речи дошкольников.

Методы исследования и исследуемые

Исследование проходило в двух детских садах параллельно в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 16» города Воронежа и в МБДОУ «Центр развития ребенка № 175» города Воронежа. Участники эксперимента дошкольники и педагоги.

В качестве мониторинга использовались дидактические игры «Что будет, если…?», игры с прищепками «Транспорт», «Кто куда спешит?», игра с мячом «Что происходит в природе?».

Результаты и их обсуждения

Развитие речи у дошкольников в соответствии с принципами дифференционной теории и в соответствии с возрастными закономерностями психического развития способствует расширению интуитивного уровня при участии детей в театрализованной деятельности и обеспечивает высокую эффективность развития ребенка по следующим показателям: в составлении коротких рассказов по картинкам; в сюжетно-ролевых играх; в звуковом анализе сказок; выделении гласных и согласных звуков в слове (в зависимости от возраста). Такие данные были получены при анализе театрализованной деятельности.

Виды театрализованной деятельности, которые наиболее эффективны в развитии речи: пальчиковый театр; теневой театр; театр картинок; игры — драматизации; театрализованные игры и постановки; театрализованные представления.

Готовность к театрализованной деятельности дошкольника не всегда активна и оценивается как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и эмоционально привлекательное для ребенка участие в нем.

Предварительный этап работы воспитателя для развития речи в театрализованной деятельности заключается в подготовке сценария мероприятия, включает знания об искусстве театра и эмоционально-положительное отношение к нему; умения оценивать создание образа для конкретного ребенка в соответствии со сценической задачей; практические умения по осуществлению сценической деятельности с речевым анализом; подведение к реализации детьми игровых замыслов с опорой на речевое развитие.

Эффективным является непосредственное мотивационное общение, предполагающее передачу от воспитателя к детям определенных побуждений, установок или готовности к действиям в театрализованной деятельности. Также велика роль когнитивного и деятельностного общения во время спектакля, игры, представления, связанного с речевым и личностным развитием.

В процессе театрализованной деятельности с направленностью на развитие речи решаются следующие задачи:

— формируется словарный запас и лексико-грамматическая конструкция языка;

— развиваются творческие способности и творческая самостоятельность дошкольников, умения импровизировать;

— воспитывается интерес и художественной литературе, что непосредственно влияет на формирование гражданской идентичности;

— развиваются компоненты, функции и формы речевой деятельности;

— развиваются высшие психические функции.

Таблица 1

Сравнительный анализ развития речи у дошкольников в театрализованной деятельности (среднее арифметическое значение)

Название методики

Мониторинг 1

Мониторинг 2

1

«Что будет, если…?»

3,28

3,96

2

«Кто куда спешит?»

3,73

4,12

3

«Что происходит в природе?»

4,01

4,75

Таким образом, результаты проведенных диагностик подтверждают эффективность театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников. Театральная деятельность обогащает новыми впечатлениями, знаниями в области литературы, активизирует словарь, способствует художественно-эстетическому воспитанию дошкольников.

Литература:

  1. Лебедева Т. В. Сравнительное психологическое исследование особенностей речи дошкольников с нарушенным и нормальным развитием. Автореферат дисс… к. п. н. — Москва, 2020. — 24 с.
  2. Лесняк, И. В. Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков дошкольников: диссертация... кандидата педагогических наук: — Тамбов, 2011. — 168 с.
  3. Смаль В. Н. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста: электронный учеб. -метод. комплекс / В. Н. Смаль. — Брест: БрГУ им. А. С. Пушкина, 2019. –561 с.
Задать вопрос