Практикум «Организация работы по детскому экспериментированию в условиях дистанционного обучения» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (71) январь 2024 г.

Дата публикации: 20.12.2023

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Черниченко, В. А. Практикум «Организация работы по детскому экспериментированию в условиях дистанционного обучения» / В. А. Черниченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 1 (71). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/261/8878/ (дата обращения: 18.05.2024).



Цель практикума: повысить уровень профессиональной компетенции педагогов в организации работы по детскому экспериментированию в условиях дистанционного обучения.

Задачи:

— повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;

— представить участникам семинара несколько технологий проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

— сформировать у педагогов мотивацию на использование онлайн ресурсов в образовательном процессе для опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.

Методика проведения

Вступительное слово педагога:

Немного об экспериментировании

Наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, детское экспериментирование является одним из таких видов деятельности.

Экспериментирование служит тем методом обучения, который помогает ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей, пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе — игровую.

Причины дистанционного обучения

Как показали сравнительно недавние события, дистанционное обучение стало вынужденной формой обучения — по причине санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и угрозы терроризма.

Условия самоизоляции изменили жизнь детей и взрослых. Все дети дошкольного возраста: и посещающие, и не посещающие дошкольные образовательные организации, оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания образовательной программы дошкольного образования без возможности непосредственного взаимодействия с педагогом. Перед родителями соответственно встает проблема семейного воспитания. В этом случае, встал вопрос о переходе ДОО в режим оказания родителям, имеющим детей раннего и дошкольного возраста, психолого-педагогической, методический и консультативной помощи по вопросам воспитания и освоения детьми содержания дошкольного образования с использованием дистанционных технологий.

Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т. п.). Понятно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.

Весь образовательный процесс на время дистанционного обучения на территории Белгородской области осуществляется на двух основных платформах: «Сферум» и «ВК Мессенджер».

Как же можно решить данную задачу?

Постараемся вместе с вами ответить на данный вопрос.

Практическая часть

Для проведения практической части я приглашаю 6 человек.

Для того, чтобы полнее охватить, предлагаю совместно с вами разработать проект «Познавательное развитие с помощью экспериментирования, в рамках дистанционного обучения».

Цели и задачи проекта

Цель : Практическое внедрение детского экспериментирования посредством проведения дистанционных занятий.

Участники проекта: дети 5-6лет, родители.

Формы сотрудничества с родителями:

— Дистанционное родительское собрание

— Беседа онлайн

— Подгрупповые тематические видоеконсультации:

— Совместные эксперименты, проведение опытов родителями с детьми, запись опытов и экспериментов на видео;

— Совместных просмотр семейный видео, посвященных экспериментированию, обсуждение с детьми.

— Обмен опытом.

Этапы реализации проекта:

1 этап — подготовительный

— Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

— Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности

— Подбор оборудования и материала для экспериментальной деятельности и съемки видео

— Поиск видеозанятий для дошкольников в Интернете.

— Разработка видеозанятий, презентаций, запись опытов и экспериментов на видео.

2 этап — основной

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс дистанционных видеозанятий по проекту. Проведение видеозанятий онлайн.

3 этап — заключительный

— Определить эффективность проведенной работы

— Провести анализ полученных результатов.

Ожидаемые результаты.

— Созданы необходимые условия для осуществления дистанционного образования.

— Дети получают образование дистанционно

— Посредством видеозанятий у детей будут сформированы основы целостного мировидения средствами экспериментальной деятельности.

— Воспитанники имеют представления об окружающем мире.

— У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Задание 1

Разработка видеозанятий, презентаций, запись опытов и экспериментов на видео.

Вопрос: — Где и что искать? (заслушиваются предположения участников).

Задание 2

— Первый этап проекта пройден, мы готовы к его реализации, переходим к основному.

Вопрос к участникам:

Что дальше, ваши действия? ( заслушиваются предположения участников).

С детьми:

— Организовываем поисково-познавательную деятельность дошкольников в виде видеозанятий, протекающих в форме экспериментальных действий. В процессе таких занятий дети научатся преобразовывать объекты с целью выявления их скрытых существенных связей с явлениями природы.

В ходе видеозанятий организуем занимательные опыты, эксперименты, которые побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

— собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;

— активность ребенка, стимулированной взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.

Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. При проведении видеозанятий обязано присутствие взрослых.

С родителями:

Проводим согласно плана (дистанционное родительское собрание, беседа онлайн, подгрупповые тематические видео-консультации, совместные эксперименты, проведение опытов родителями с детьми, запись опытов и экспериментов на видео, совместных просмотр семейный видео, посвященных экспериментированию, обсуждение с детьми, обмен опытом).

Задание 3

— Заключительный этап проекта.

Вопрос к участникам: — Как подвезти итог? (заслушиваются предположения участников).

—Для того, чтобы подвести итог, необходима же, конечно, обратная связь с родителями.

Для получения обратной связи с родителями (законными представителями) используем анкеты, опросники, размещенные в родительском чате группы на двух основных платформах: «Сферум» и «ВК Мессенджер».

Вопрос к участникам: — Как Вы думаете, в результате работы над проектом удалось нам решить все поставленные задачи? Достигли мы желаемой цели? ( ответы участников ).

— Такой современный инновационный метод, как дистанционное обучение экспериментальной деятельности, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.

Основная цель экспериментального обучения, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества и четко разработанные методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников, а также создание дополнительных пространственных условий для реализации детского творчества и творческого потенциала детей и воспитателя.

Литература:

  1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2003. — 64 с.
  2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Метод, пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. — 128 с.
Задать вопрос