Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова для детей с ТНР | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (71) январь 2024 г.

Дата публикации: 04.12.2023

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Богданова, М. В. Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова для детей с ТНР / М. В. Богданова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 1 (71). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/261/8842/ (дата обращения: 18.05.2024).



Цель: активизация речевой деятельности.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные

— Расширять понимание ситуативной речи

— Формировать звуко-слоговую структуру слов 1, 2, класса

— Упражнять в умении объединять в одном предложении 3 слова

— Закреплять употребление существительных в В. п. с окончанием [У]

  1. Коррекционно-развивающие

— Активизировать коммуникативные возможности ребёнка

— Развивать слуховое восприятие и внимание как предпосылки формирование фонематического восприятия

— Развивать чувство ритма, мелкую и общую моторику

  1. Коррекционно-воспитательные

— Воспитывать интерес к логопедическим занятиям

— Воспитывать желание и потребность выражать свои мысли речью

Оборудование: массажные коврики, визуально-ритмические линейки по количеству детей, символы гласных звуков, мяч, экран, фигурки — картинки слов, поднос, песочница, разрезанные на три чести картинки и игрушки: корова, собака, ворона, утята, куница; два домика-для птиц и животных.

Ход занятия:

  1. Орг. момент

Упражнение на моторное программирование:

Дети заходят в кабинет по массажным коврикам, выполняя ряд движений:

— Шагни на дорожку, подними руки, хлопни в ладоши, подпрыгни.

Дети проходят по дорожке и садятся за столы.

II.1.

— Сегодня мы будем учиться красиво говорить, знакомиться с новыми словами. Но для начала давайте подготовим наши язычки. (Проведение артикуляционной гимнастики)

2.

— Язычок мы размяли. Теперь давайте потренируем ваши ушки внимательно слушать: я буду хлопать, а вы запоминайте и повторяйте (Отхлопывание ритма ххХ Ххх хХх)

3. Игра «Эхо»:

— Молодцы, а теперь послушайте, какой звук я произнесу, повторите и найдите его символ (Логопед произносит гласные, закрыв лицо экраном, дети повторяют звук и показывают картинку-символ)

— Тот, кому я брошу мячик, должен повторить за мной несколько звуков, (Логопед произносит цепочки гласных. АУ, ИА, УИ,АИУ,УИА)

4.-А теперь давайте поиграем с нашей линейкой. Продолжите ряд до конца линейки.(у детей на столах линейное пособие для визуально-ритмического ряда с выложенным началом ряда: АИАИ...,АУАУ... и символы гласных А — большой круг, У — маленький круг, И — узкая полоска — улыбка.)

Дети выкладывают ряд.

— Ваня, давай прочитаем, что у тебя получилось. Когда ты будешь называть звук А — показывай раскрытую ладошку, когда звук У-делай кулачок. (все дети по очереди читают свой ряд)

  1. — Правильно, у вас получилось, а теперь давайте заглянем в нашу песочницу и найдем в ней фигурки. Назовите и прохлопайте ваше слово.(дети отыскивают фигурки, называют и прохлопывают слова и складывают картинки на поднос.)
  2. — Послушайте и угадайте, о каком предмете я говорю.

Льётся, журчит (что?) вода.

Летает, жужжит (что?) муха.

Растёт, зеленеет (что?) липа.

Играют, бегают, шалят (кто?) дети.

Мыльная, белая (что?) пена

Хрустальная, красивая (что?) ваза.

Мягкая, пушистая (что?) вата.

— Вы правильно узнали предметы. А помните ли вы, кто какое слово в песочнице нашел? Это чья ваза? (ответы детей полным предложением: «Это моя...»)

  1. Игра «Чего не стало?»

— Посмотрите и запомните, что лежит на подносе (4 картинки).Теперь закройте глаза. Что/кого я взяла?(с опорой на символ звука [У] -лису, пену, воду, бабу, вазу)

  1. Физ.минутка.

«Ручками похлопаем» (Дети выполняют движения и договаривают слова)

8.-Садитесь на места и посмотрите, у вас на столах лежат разрезанные картинки. Сложите их так, чтобы картинки стали целыми.(собака утята корова куница ворона).

— Угадайте, чью картинку я называю. Договорите слова: КОРО..., УТЯ..., СОБА...

— А теперь давайте вместе произнесем новые слова.(Логопед выставляет на доску целые картинки со зрительной опорой в виде точек под изображением. Дети сопряженно с логопедом, вместе и по очереди тренируются произносить слова. Произнесение сопровождается хлопками в ладоши и передвижением пальца по точкам-опорам под картинкой).

  1. Игра «Рассели по домикам» (Дети из волшебного мешочка наощупь находят и достают игрушки (собака, утята, корова, куница, ворона), называют их и раскладывают по домикам для птиц или животных.)

III. Итог: дети выходят из кабинета по той же дорожке, вспомнив какие движения они делали, когда заходили.

Литература:

  1. Н. С. Четвертушкина. Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений.-М.: Национальный книжный центр, 2017 г.-192 с.
  2. Н. С. Четверушкина. Слоговая структура слова. Система коррекционных упражнений для детей 5–7 лет-- М.: Гном Пресс, 2006.-86 с
Задать вопрос