Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования посредством разных видов деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (69) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 03.11.2023

Статья просмотрена: 108 раз

Библиографическое описание:

Шальнева, О. А. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования посредством разных видов деятельности / О. А. Шальнева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8731/ (дата обращения: 18.05.2024).



Описывается опыт работы педагога дошкольного образования в области нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников. Показана система интегрированной деятельности в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО).

Ключевые слова: дошкольники, воспитание, образование, нравственность, патриотизм.

Актуальность исследования. В целях укрепления духовно-нравственных основ российского общества и совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания Президентом РФ создан Указ о реализации образовательных программ в области патриотического воспитания, детей и молодежи, направленных на укрепление нравственно-патриотических основ российского общества [3].

Указ является ориентиром в обеспечении нравственно-патриотического воспитания детей в детском саду, так как именно с дошкольного детства закладываются нравственные качества человека. В настоящее время Российскому обществу требуются люди с высокими нравственным и патриотическим потенциалом, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе есть проблема нехватки нравственности и духовности среди молодого поколения, а это ведет за собой низкий уровень патриотизма. Такое мнение имеют многие авторы, ученые, исследователи.

К примеру, Л. В. Кокуева считает, что характерной особенностью проявления духовной «опустошенности» и низкой культуры молодежи является утрачивание патриотизма «как одной из духовных ценностей нашего народа» [2].

Авторы и разработчики конспектов занятий с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию Ветохина А. Я., Дмитренко 3. С., Жигналь Е. Н., Краснощекова Г. В., Подопригора С. П., Полынова В. К., Савельева О. В., считают, что сформированность нравственных ценностей является важным показателем целостности личности, способной самостоятельно построить свой жизненный путь и жить достойно. Ученые также поднимают вопрос о нравственном здоровье, основы которого закладываются в семье [1].

Анализ научной и философской литературы по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников позволило сделать следующие выводы: нравственно-патриотическое воспитание предполагает формирование и развитие социально-значимых ценностей гражданственности и патриотизма в процессе образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях (Е. М. Беспаленко, Г. Н. Волков, В. В. Зеньковский, Л. Н. Коган, Л. В. Логинова, Н. С. Махина, Ю. П. Сокольников, К. Д. Ушинский и др.).

В связи с этим целью исследования стало создание педагогических условий для формирования нравственно-патриотических ценностей у старших дошкольников.

Объект исследования : нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников.

Предмет исследования : процесс формирования нравственно-патриотических ценностей дошкольников в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования посредством разных видов деятельности

Гипотеза исследования . Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников будет эффективным, если будет разработана и реализована Модель нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 47» города Воронежа. Всего участвовали 35 дошкольников, воспитатели, музыкальный руководитель (изучение песен о Родине).

В качестве методов исследования использовалось наблюдение. Проведено два мониторинга (игровая форма), позволяющие оценить уровень сформированности ценностного отношения к Родине, семье, близкому окружению, к природе. Выполнение заданий оценивалось по четырехбалльной системе, где четыре балла — высокий уровень; три балла — средний; два балла — ниже среднего; один балл — низкий.

Результаты и их обсуждение

Разработанная модель представлена в виде целостной системы целевого, методологического, методического, содержательного и результативно оценочного блоков, раскрывает педагогические условия нравственно-патриотического воспитания дошкольников в различных видах деятельности в рамках требований ФОП ДО (Рис. 1).

Эффективными игровыми методами оказались проблемные кейсы. Например, кейс построен на основе рисунка. Ребенку предлагается посмотреть на рисунок, рассказать, что изображено и определить проблему. Далее ребенок придумывает способы решения проблемы и идеи как их реализовать.

Кейс 1. На рисунках 2 и 3 видно, как отдыхающие ушли с берега речки и оставили много мусора. В чем проблема? В загрязнении водоема и почвы. К чему это приведет? Что нужно сделать, чтобы природа выжила?

Модель нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Рис. 1. Модель нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

, 3 , 3

Рис. 2, 3

При проведении мониторингового среза подсчитывалось среднеарифметическое значение по каждому пункту. В результате была выявлена разница между первым и вторым мониторингом. См. таблицу 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ уровня нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Название методики (игры)

М 1

М 2

1

«Добрый медвежонок», «Слепой мальчик»

2,65

3,58

2

«Нелогичные ассоциации»

2,38

3,15

3

Дидактическая игра «Какое поведение?»

2,03

3,56

Таким образом, педагогические условия нравственного-патриотического воспитания доказали свою эффективность. Деятельность воспитателя в этом направлении представляется в форме целостной системы и является открытой для обновления в соответствии с требованиями стандартов образования.

Литература:

  1. Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов // Ветохина А. Я., Дмитренко 3. С., Жигналь Е. Н., Краснощекова Г. В., Подопригора С. П., Полынова В. К., Савельева О. В./ — СПб.: «ООО Издательство «Детство-пресс», 2017. — 192 с.
  2. Кокуева, Л. В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: диссертация... кандидата педагогических наук: Ярославль, 2002. — 228 с.
  3. Указ Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» № 326, от 26.06.2023 № 474. http://pravo.gov.ru/proxy/ips/ (дата обращения 31.10.2023)
Задать вопрос