Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе с использованием мобильного класса и здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного «Помогите Чебурашке найти букву» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (69) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 25.10.2023

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Пахомова, О. В. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе с использованием мобильного класса и здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного «Помогите Чебурашке найти букву» / О. В. Пахомова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 112-116. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8692/ (дата обращения: 19.05.2024).



Цель: Закрепить понятие звук и буква А.

Задачи:

  1. Создать условия для мотивации работы детей во время ООД (сюрпризный момент).
  2. Систематизировать понятия «гласный» звук.
  3. Упражнять в определении места звука в слове.
  4. Упражнять в слоговом анализе слова.
  5. Совершенствовать связную речь.
  6. Упражнять детей в умении составлять букву из частей на компьютерах (мобильный класс).
  7. Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища, умения работать в группе.

Оборудование: экран телевизора, видео-послание от героя, мобильный класс, схемы слов, фишки, карточки с картинками, изображение буквы А, массажные коврики, зеркала.

Подготовка: разложить массажные коврики на ковёр, под коврики положить карточки с изображением предметов, в названии которых есть звук А; расставить и включить компьютеры «мобильный класс»; разместить изображения буквы А в углах группы под потолком; приготовить на столе схемы слов и фишки (красные, синие, зелёные)

Ход занятия:

На ковре лежат небольшие массажные коврики по количеству детей. Детям предлагают снять обувь и встать на коврик, который больше всего им понравился.

Ритуал начала занятия.

Воспитатель предлагает согреть ручки и поздороваться друг с другом и с гостями.

Ребята, к нам пришли гости. Давайте, поздороваемся!

— Ребята нам по видео связи кто-то звонит!

Смотрим видео… вызов видео-звонка в «мессенджере»

видео Сюрпризный момкнт на начало занятия в лого группе.png

«Привет ребята! Мне очень нужна ваша помощь! Мы с Геной начали изучать Азбуку, но на страничке потерялась буква. Только вы можете найти эту букву. А что бы найти её, нужно выполнить задания. Мне очень нужна эта буква, чтобы скорее научиться читать. Желаю вам удачи!»

— О чём просит Чебурашка? Мы поможем ему? Чебурашка сказал, что нужно выполнить задания. Начнём?

Задание 1.

— Нужно ногами встать на массажные коврики и послушать внимательно, я буду называть слова, а вы скажете, какой звук спрятался них. (аист, ананас, арбуз, автобус, Айболит и др.)

— Какой звук повторяется в начале каждого слова? (ответы детей)

— Правильно, это звук А!

— А что такое звук? (звук мы слышим и произносим)

— А давайте, все сядем на ковёр. Детям предлагают сесть на колени на коврики

Возьмём зеркало, посмотрим в него

— «Открывай пошире рот, как голодный бегемот». (Рот широко открыт, язык лежит на нижней губе, сделать вдох и произнести звук А)

видео Сюрпризный момкнт на начало занятия в лого группе.png

Воспитатель просит положить зеркало сделать жест (рекомендация учителя-логопеда, произношение гласных звуков сопровождать жестом) обозначающий звук А, и произнести звук А . (звук произносится тихо, громко, пропевается, произносится коротко).

Воспитатель просит дать характеристику звука . Какой это звук? (гласный, тянется, поётся, не встречает препятствия)

— Молодцы, ребята!

— А теперь следующее задание.

Задание 2.

— Посмотрите, что находится под ковриком? Это карточки, что изображено на карточках? Назовите. Есть ли звук А в этих словах?

— Возьмём свои коврики и подойдём к столу, положим коврики под ноги.

На столе приготовлены схемы слов, фишки (красные, синие, зелёные) на каждого ребёнка. Дети босиком подходят к столу, встают на свои коврики, выполняют задание.

Нужно определить, где мы слышим звук А в начале в середине или в конце слова? И отметим место звука в слове на схеме. Какого цвета фишку мы возьмём и почему? (красную, потому что гласные звуки на схеме отмечаем красным цветом)

Дети проговаривают слова и отмечают на схеме место звука в слове

Молодцы!

— Давайте проверим у кого самое длинное, а у кого самое короткое слово? Посчитаем слоги. Как это можно сделать? прохлопать ритм слова, определить количество слогов (дети дают полный ответ) Дети отвечают по очереди, помогают друг другу.

видео Сюрпризный момкнт на начало занятия в лого группе.png

— Молодцы, ребята!

Воспитатель предлагает детям взять свои коврики, перенести их на ковёр, встать на них. Все переходят на ковёр, встают на свои коврики.

Задание 3.

— Нужно отгадать загадку:

Буквы выстроились вряд

По порядку все стоят

Азбука должна всегда

Начинаться с буквы …

— Как вы думаете, у нас в группе есть буква А? может быть кто-то её уже увидел? (Изображение буквы А расположены в углах группы, высоко под потолком)

На что она похожа? (Ответы детей) воспитатель просит сконструировать букву из ладоней, при помощи ног и т. д.

Сколько элементов в этой букве? (Ответы детей)

— Давайте найдём, где спряталась буква А?

Посмотрим в правом углу, в левом углу, повернёмся назад… Повороты к следующей букве выполняются на массажном коврике 1. В прыжке; 2. Высоко поднимая колени; 3. На носочках; 4. На внешней стороне стопы.

Чем отличается звук от буквы? (звук мы слышим, произносим; букву видим, можем прочитать, написать).

— Молодцы!

— Прежде, чем выполнить следующее задание, давайте потренируем глазки.

Гимнастика для глаз с лазерной указкой .

Воспитатель проецирует в центр противоположной стены точку лазерной указки.

  1. Начинает движение точки, медленно, в середине в право, в лево.
  2. Меняет направление от центра в верх, в низ.
  3. Движение по часовой стрелке по периметру стены.
  4. Движение против часовой стрелки по периметру стены.
  5. Горизонтальная восьмёрка.

Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперёд руками дети, поочерёдно обводят указательным пальцем траектории движения точки лазерной указки, с одновременным слежением за ним глазами, руками. (каждое упражнение повторяется 2–4 раза)

— А сейчас, нужно надеть обувь, пройти и сесть за столы с компьютерами, и сконструировать букву. Какую букву мы будем конструировать? (ответы детей)

— Повторим правила, как нужно сидеть за компьютером. (Ответы детей)

«Мобильный класс» конструирование буквы на компьютере.(7–10 мин)

Дети самостоятельно заходят в обучающую игру «Буквария», в азбуке находят букву А, задание № 5 Конструирование буквы из элементов.

видео Сюрпризный момкнт на начало занятия в лого группе.png

С этим заданием вы тоже справились!

— Молодцы, ребята!

После выполнения задания выходят из-за компьютеров. Воспитатель обращает внимание детей на экран, где изображена буква А.

Какая это буква? (Ответы детей)

Итог занятия:

— Отправим букву А Чебурашке по электронной почте.

Воспитатель подходит к своему компьютеру, изображение с которого дублируется на экран. На экране появляется большая буква А, имитируют отправку «письма с буквой А» по электронной почте. Дети внимательно следят за происходящим. Воспитатель завершает отправку.

Всё, букву отправили. Отворачиваются от экрана. Опять слышат вызов звонка в «мессенджере».

Финальное видео. (Чебурашка благодарит ребят за помощь, и прощается)

видео Сюрпризный момкнт на начало занятия в лого группе.png

Ну вот, и помогли мы Чебурашке выполнили все задания.

— Как вы считаете, со всеми заданиями вы справились?

—Какое задание вызвало у вас затруднение?

—А с каким заданием вы справились легко?

— Оцените свою работу.

Понятие «занятие» вернулось в практику дошкольного воспитания с внедрением ФОП ДО. Разработчики ФОП имеют ввиду — занимательное, интересное дело, которое развивает детей. Например, занятие может быть в виде образовательных и проблемно-обучающих ситуаций, тематических событий, проектной деятельности — это решает педагог.

В проведении занятий, я использую здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного. Методы и приёмы, применённые на занятии, это режим динамической смены поз (выполнение заданий и получение информации, сидя, стоя, в удобной для ребёнка позе). Упражнения на зрительную координацию (изображения, расположенные в углах группы). Упражнения на мышечно-телесную координацию. Повороты к объектам, расположенным в углах группы, разным способом. Зрительно-координаторные тренажи (гимнастика для глаз — упражнения с лазерной указкой). Так же, для профилактики плоскостопия использую массажные коврики. Использование таких приёмов, делает занятие более увлекательным.

Задать вопрос