Формируем развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО: панорама педагогических идей в речевом развитии дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (69) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 16.10.2023

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Золотарева, А. В. Формируем развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО: панорама педагогических идей в речевом развитии дошкольников / А. В. Золотарева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8654/ (дата обращения: 29.04.2024).



Ключевые слова: слово, ребенок, слог, детский сад, звук речи, буква

Познание мира — вокруг нас, часто в нас самих. Это как «красота, в глазах смотрящего». Человек сам волен видеть мир красочным или тусклым. Хорошо бы помочь мыслить ребенку одновременно критически и радостно. Сущность детства такова, что оно открыто миру. Задача взрослого — не обременить ребенка рамками и стереотипами, а дать ему возможность видеть множество вариантов действий.

Почему бы ему, говоря детским языком, не стать немного волшебником? Сделав какое-либо открытие через призму чуда, волшебства, вряд ли человечек просто о нем забудет. Мало того, возможно, ему захочется повторить заинтересовавшие его ситуации, опыты, действия. Творческое начало при выборе методов и приемов работы с детьми диктуют и современные тенденции развития образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в первую очередь направлен на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничество со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Одной из образовательных областей ФГОС ДО является «Речевое развитие». Определенная сложность в реализации данной образовательной области заключается в ряде объективных причин, таких как, задержка речевого развития, нарушение фонематического слуха дошкольников. Именно формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте дает определенную базу для решения вышеназванных проблем.

Актуальность модели заключается в том, что она обеспечивает преемственность в обучении и развитии ребенка между детским садом и начальной школой. Необходимость реализации данной модели (практики) соответствует потребностям времени и социальному заказу родителей воспитанников, таким образом, носит социально-педагогическую направленность.

Отличительная идея модели от уже существующих в этой области, заключается в том, что она учитывает тенденции модернизации российского образования, требования ФГОС дошкольного образования и педагогические принципы работы с детьми.

Основная цель — развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, развитие интереса и способностей детей к чтению, через игру.

В настоящее время существует целая индустрия развивающих игрушек. А ведь, если присмотреться внимательнее, то все, что окружает ребенка в детском саду — это и есть путь к развитию. Даже современные государственные стандарты отдельной, важной строкой выделяют предметно-развивающую среду. В рамках данной модели (практики), представлены авторские игры и пособия, которые позволяют максимально эффективно использовать то, что окружает ребенка вокруг ежедневно.

На пути к обучению грамоте. Формирование представлений о слове.

Все мы знаем о великой роли тактильных ощущений для любого человека и для ребенка в частности. Как говорить с ребенком о таких отвлеченных и достаточно абстрактных вещах как предложение, слово, слог, звук речи? Выход один — дать ребенку возможность пощупать, подержать, переставить, переложить и т. д. Нужно конкретизировать эти понятия, сделать их осязаемыми.

Итак, слово. Начиная, ориентировочно, со среднего возраста, мы говорим о слове, как о достаточно живом объекте. Слово может быть коротким, а может быть длинным. Вспоминая методику развития речи О.Ушаковой, мы измеряем продолжительность слов с помощью ладошек.

СОК, СУП, ЛЕС — ладошки не успевают далеко разбежаться, слово оказывается КОРОТКИМ. МАТРЕШКА, ГАРМОШКА, ПИРАМИДКА или ТЕЛЕВИЗОР — вот уже ДЛИННЫЕ слова. Слово начинает приобретать очертания, оказывается в него уже можно поиграть. Мы вспомнили много коротких слов и построили поезд, в нем вагонов много, но все они КОРОТКИЕ (возможно использовать слова БОЛЬШИЕ и МАЛЕНЬКИЕ). А следом другое задание — и вот уже выстроился поезд из длинных вагонов.

На данном этапе наша цель достигнута: слова — это отдельные единицы, из них можно построить предложение, тот же поезд.

Большим успехом у детей пользуются пособия «Морковки в огороде», и «Зайки на прогулке».

Делим слова на слоги.

Далее оказывается, что слова можно раз-де-лить. То есть нужно дать ребенку понятие о слоге таким образом, чтобы в его сознании оно прочно укрепилось. Здесь нам на помощь снова приходить взаимодействие зрительной памяти и тактильных ощущений. На данном этапе использую такую игру, как «Горошины в стручке» — ребенок получает слово-стручок и открыв замочек-молнию видит, что горошин в этом стручке 2–3-4 и т. д. Слово можно разбить на части или СЛОГИ. Мы беседуем: сколько слогов в слове, придумай слово, в котором столько же слогов, положи в стручок слово из двух (трех, четырех) слогов и т. п. Конечно же, на слух мы проверяем количество слогов с помощью хлопков.

Разделить слова на слоги поможет и такое пособие, как «Волшебная ромашка» — на нее можно поселить маленьких жучков, количество которых совпадает с количеством слогов в слове.

Пособия «Парусники» и «Домики» — переносят нас от действий с предметами к действиям с картинками. здесь мы уже распределяем слова по количеству слогов на группы.

Звуки речи.

Работа со звуками является, на мой взгляд, наиболее трудоемкой.

Для того, чтобы познакомить детей с цветовым обозначением звуков предлагаю следующую сказку, которую мы проигрываем вместе в ребятами. Дети уже узнали, что звуки бывают гласными и согласными, согласные, в свою очередь, твердыми и мягкими. Итак, у нас есть лист бумаги, палитра, кисточка, вода, краски — красная, синяя и желтая. Желтым цветом бы обозначали звук, которому еще не давали характеристику.

В одном прекрасном городе жили-были разные звуки (здесь и далее мы имеем дело со звуками речи). Гласные звуки очень любили петь. И пели они настолько красиво, что никто не смел им в этом помешать, не было для них никаких преград. Они так красиво открывали ротики во время пения, что всем художникам сразу хотелось их изобразить! Какой краской нам нарисовать поющий ротик? (Рисуем с левой стороны листа большой красный круг). Но гласные пели так громко и чисто, что скоро на картинах стало видно лишь красный цвет — это означало, что в городе раздает чудное пение гласных звуков. (Покрываем красной краской всю левую половину листа).

А что же согласные? Им тоже очень хотелось запеть, но на их пути всегда встречались преграды, им приходилось спотыкаться, падать и кивать головой — мол, согласны, согласны, не годимся мы в певцы. Стали наши согласные от такой печали твердыми и неприступными... как лед! Каким цветом нам нарисовать лед? (Синим). Покроем правую сторону листа синей краской. Ласковое солнышко, которое глядело с неба на жителей волшебной страны и от жалости решило согреть такие сердитые, твердые, как лед, согласные звуки. И оно обласкало их своими лучиками (покрываем желтой краской нижнюю часть правой половины листа). И, о Чудо! — лед начал таять и пробилась мягкая зеленая травка. Теперь согласные звуки могли звучать мягко. А так как солнышко прогрело не весь лед, то согласные все же иногда могли сердиться и были они тогда, твердыми, как лед, но часто они звучали и мягко, как травка. Вот такое превращение происходит с участием детей. Благодаря этим символам (красный поющий ротик, твердый синий лед и мягкая зеленая травка) ребятам гораздо легче принять, почему именно этими цветами мы обозначаем звуки на схеме.

Далее педагогу приходится до самого выпуска детей из детского сада закреплять, отрабатывать, повторять.

Здесь возможно рассмотреть несколько пособий-помощников.

«Ежики». Не смотря на свою простоту, оказывается, что они просто незаменимы. Кроме того, что они прекрасно выполняют свою основную функцию — держать карандаши, они еще и замечательный массажер для наших пальчиков и ладошек. Чтобы сделать их полезными для обучения детей грамоте, добавим к ним цветные бусины и смело сможем нанизывать их на иголки, выполняя звуковой анализ.

«Ловишки» — с помощью щипчиков и пинцетов вылавливаем помпоны нужных цветов и вкладываем их в ячейки в звуковой последовательности.

Мячики «Су-джок» — на ощупь отыщем их в волшебном мешочке среди мягких помпонов и расскажем какой звук они обозначают. А еще, внутрь су-джок прекрасно можно спрятать букву.

«Ракета» — мы готовы запустить ракету в космос, заполнив ее салон звуками-космонавтами — цветными шариками из сухого бассейна. Упражнение может выполняться на слух или, учитывая подготовку ребенка, на ракету наклеивается слово.

«Гусенички-липучки». Современный конструктор под названием «Банчемс» тоже возьмем себе на заметку. Отберем шарики-липучки нужного цвета и работаем над звуками.

«Цветные прищепки» — делаем на картоне заготовки слов для звукового анализа и предлагаем ребенку выполнить анализ слова, прикрепляя прищепки в соответствии со звуками.

Все перечисленные пособия кроме основного своего назначения выполняют колоссальную по важности функцию — развивают моторику руки ребенка.

Буквы. Первые шаги в чтении.

Из всего материала, который относится к разделу обучение грамоте, буквы являются самыми понятными ребенку. Задача педагога на этапе знакомства с буквой помочь ребенку запомнить ее образ. Шнуровка, лепка из пластилина, выкладывание буквы из счетных палочек, палочек Кьюизенера, фасоли и т. п. все это с удовольствием принимается детьми. Наши типичные вопросы (типа, на что похожа буква?) и рассматривание буквы можно дополнить следующими упражнениями и играми.

«Заплатки». Задача ребенка «отремонтировать» букву, закрыв пропущенные места цветными магнитиками.

«Волшебная кисточка». Этот прием возможно использовать на этапе знакомства с буквой. Педагог рисует букву воском, ребенок покрывает лист бумаги краской и проявляется образ буквы. Если идет закрепление материала, то у каждого проявляется своя буква, из них можно составить слово.

Данный материал обладает практической значимостью, доступен для работы с детьми, легок в использовании другими педагогами. Соблюдены принципы безопасности, вариативности, трансформируемости. Использование представленных игр способствует сохранению интереса воспитанников к обучению грамоте, их социализации, активизации творческой активности детей, развитию мелкой моторики, воображения, креативного мышления.

Литература:

  1. Виноградова, Н. А. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. — Москва: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2011. — 208 с.
  2. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н. А. Рыжова. — Москва: Линка-Пресс, 2016. — 174 с.

Ключевые слова

ребёнок, детский сад, слово, слог, буква, звук речи
Задать вопрос