Организация работы по физическому развитию детей в ДОО | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технологии здоровьесбережения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (66) июль 2023 г.

Дата публикации: 01.07.2023

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Филиппова, Е. А. Организация работы по физическому развитию детей в ДОО / Е. А. Филиппова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 7 (66). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/254/8479/ (дата обращения: 02.05.2024).



Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155) направлен на решение задач, одной из которых является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия [1, с.3]. Поэтому одно из важных направлений работы дошкольной образовательной организации — формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, обучение дошкольников здоровому образу жизни.

Одной из задач ДОО является создание условий для гармоничного физического развития детей дошкольного возраста, которая решается в различных формах работы:

– утренняя гимнастика (комплекс меняется 1 раз в 2 недели);

– оздоровительная гимнастика после сна (комплекс меняется 1 раз в 2 недели);

индивидуальная работа на закрепление двигательных навыков детей (метание предметов вдаль, правильное выполнение прыжков, бросание и ловля мяча и т. д.);

– организованная образовательная деятельность по физической культуре и здоровому образу жизни;

– валеологические беседы;

зрительная гимнастика;

– подвижные игры;

дыхательная гимнастика после подвижных игр;

спортивные упражнения и игры;

– физкультурные праздники и развлечения.

Формы организации образовательной деятельности.

Формируя навыки здорового образа жизни, педагог организует валеологические беседы, направленные на расширение представлений детей об особенностях своего организма, о значении физических упражнений для здоровья человека.

Воспитателем проводится утренняя гимнастика, комплекс которой меняется 1 раз в 2 недели. Для каждой возрастной группы педагогом разрабатывается подборка комплексов гимнастики с учетом физической нагрузки детей, их умений и навыков.

В соответствии с планом работы педагог организовывает образовательную деятельность, в процессе которой решаются оздоровительные, обучающие, развивающие и воспитательные задачи.

В ходе организованной образовательной деятельности четко прослеживаются этапы: разминка, периоды большой и малой подвижности. Воспитанникам предлагаются общеразвивающие упражнения для мышц рук, ног, спины, отрабатывается техника выполнения основных движений (прыжки в длину, ползание, бросок предмета на дальность, ходьба приставным шагом по скамейке и т. д.) при соблюдении техники безопасности.

В процессе организованной образовательной деятельности педагогом осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к воспитанникам: при определении нагрузок учитывается уровень физической подготовки и здоровья детей. Воспитатель стремится пробудить у каждого ребенка интерес к занятиям физической культурой, вовлекая в деятельность малоподвижных детей и регулируя двигательную активность подвижных ребят. Физическая нагрузка на занятиях соответствует возрастным особенностям детей — упражнения и задания подобраны с учетом возможностей дошкольников, разнообразны, интересны и подаются в игровой форме с музыкальным сопровождением; осуществляется контроль за дыханием воспитанников — упражнения на восстановление дыхания проводятся в темпе, в котором дети успевают выровнять дыхание; прослеживается этап релаксации — упражнения на ковре (легли, успокоились, потянулись).

Наряду с организованной образовательной деятельностью педагогом проводятся физкультурные праздники и развлечения с использованием современных эффективных здоровьесберегающих технологий.

Организация двигательного режима на прогулке.

На прогулке воспитатель организовывает с детьми подвижные игры, заняв позицию «играющего партнера», прививает дошкольникам навыки самостоятельной организации игр (выбор ведущего, соблюдение правил игры), активно применяет разнообразные игровые приемы, которые дают возможность раскрепоститься застенчивым детям, способствуя развитию их физических качеств, положительных эмоций. При организации подвижных игр используются атрибуты.

Педагогом на прогулке проводится индивидуальная работа с детьми на закрепление двигательных навыков.

Развивающая предметно-пространственная среда.

Главным условием для эффективной работы по физическому развитию дошкольников является соответствующая развивающая предметно-пространственная среда в ДОО для укрепления здоровья воспитанников и обеспечения их двигательной активности в течение дня: спортивный зал, центр двигательной активности в групповой комнате, спортивная площадка, игровые участки.

Спортивный зал оснащен стандартным и нестандартным физкультурным оборудованием, широкий спектр которого способствует развитию интереса к занятиям, укреплению здоровья детей дошкольного возраста. Для двигательной активности воспитанников доступна спортивная площадка детского сада, где дети осваивают первые навыки лыжной ходьбы, спортивных игр, бег на различные дистанции, предусмотрены спортивные комплексы для развития двигательных навыков дошкольников (лазание, подлезание, перепрыгивание).

В группе созданы условия, дающие возможность детям удовлетворять свою двигательную активность. Оборудование и инвентарь в центре двигательной активности подобраны с учетом возрастных особенностей детей, эстетических и гигиенических требований. Центр двигательной активности укомплектован разнообразными спортивными снарядами для игр с прыжками (скакалки, обручи и т. д.), игр с бросанием, ловлей, метанием (кегли, кольцебросы, мешочки, мячи), массажными ковриками для профилактики плоскостопия, атрибутами для подвижных игр, тренажерами для развития глазомера, дыхания, концентрации внимания и т. д.

Размещение и хранение пособий в спортивном зале и групповой комнате соответствует требованиям рациональности, доступности и безопасности.

Работа с родителями (законными представителями).

Большая роль в развитии интереса у дошкольников к занятиям физкультурой и спортом отводится родителям (законным представителям). Сотрудничество педагогов ДОО с семьей — одно из важных направлений в обучении и воспитании детей. В ДОО проводится санитарно-просветительская работа с родителями по вопросам соблюдения режима дня детей, организации полноценного и рационального питания, профилактики различных заболеваний и оздоровления детей.

Важной формой организации работы с родителями является наглядная педагогическая информация, включающая в себя ряд материалов, характеризующих оздоровительные аспекты развития ребенка: папки-передвижки, буклеты, памятки, стенды по физическому развитию детей в условиях семьи. Педагоги ДОО проводят родительские собрания, консультации, рекомендации, индивидуальные беседы с родителями, привлекают их к участию в различных мероприятиях по развитию физических качеств у детей.

Проблема физического развития дошкольников актуальна, и в ДОО она решается в процессе организованной образовательной деятельности, спортивных праздников и развлечений, утренней гимнастики, оздоровительной гимнастики после сна, в индивидуальной работе с дошкольниками, во время организации подвижных игр и самостоятельной двигательной активности детей. Педагоги грамотно и целесообразно используют здоровьесберегающие технологии в работе по физическому развитию дошкольников.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Задать вопрос