Конспект подгрупповой ООД «В деревне у бабушки Агафьи» в компенсирующей старшей группе для детей с ТНР по лексической теме «Домашние животные» с использованием конструктора лего | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (66) июль 2023 г.

Дата публикации: 29.06.2023

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Баскова, С. В. Конспект подгрупповой ООД «В деревне у бабушки Агафьи» в компенсирующей старшей группе для детей с ТНР по лексической теме «Домашние животные» с использованием конструктора лего / С. В. Баскова, Е. А. Баскова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 7 (66). — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/254/8474/ (дата обращения: 03.05.2024).



Цель: Развитие связной речи через использование индивидуального и совместного конструирования ЛЕГО.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

– активизировать словарь детей по теме;

– совершенствовать грамматический строй речи (существительные с суффиксами -онок- , -енок-, -ат-, -ят-) ;

– закреплять употребление существительных в форме единственного и множественного числа родительного падежа;

– выделять 1-й звук в словах,

– выполнить звуковой анализ слова кот ;

– развивать синтаксическую сторону речи (закрепление понятия предложение с помощью элементов конструктора ЛЕГО);

– учить строить фигуры животных по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО;

– закрепить представление о строительных деталях конструктора ЛЕГО, их свойствах.

2. Коррекционно-развивающие:

– развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением с помощью элементов конструктора ЛЕГО;

– развивать фонематическое восприятие;

– развивать диалогическую речь, слуховое внимание, зрительный гнозис и конструктивный праксис;

– развивать мыслительную деятельность.

3. Коррекционно-воспитательные:

– прививать любовь к домашним животным;

– воспитание коллективизма, уверенности, активности, умение работать индивидуально и в команде;

– воспитывать нравственно-волевые качества личности и эмоциональную отзывчивость, взаимопомощь, ответственность;

– сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;

– развивать самостоятельность при работе со схемами;

– воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

Предварительная работа:

– чтение книг о домашних животных;

– рассматривание энциклопедии «Соседи по планете», иллюстраций в книге «Домашние животные и их детеныши»;

– рисование домашних животных;

– сбор наглядного материала по теме «Домашние животные»;

– заучивание загадок о домашних животных;

– работа детей с LEGO — конструктором (изготовление жилищ домашних животных).

Оборудование:

  1. Интерактивная доска.
  2. Презентация по теме «Домашние животные».
  3. Корзины с элементами и пластинами LEGO.
  4. Иллюстрации, схемы, готовые постройки.
  5. Интерактивная речевая игра «Кто как голос подаёт?».
  6. Индивидуальные зеркала и салфетки.
  7. «Волшебный сундучок» с предметами.
  8. Звуковая логоритмика Железновой Е.

Ход ООД

I . Мотивационно-ориентировочный этап

Логопед : Ребята, сегодня с нами в путешествие отправятся Маша и Ваня из ЛЕГО-страны (слайд № 1). Что вы знаете про ЛЕГО-страну? А что можно построить из конструктора? (Ответы детей.)

ЛЕГО — друг! Вернее нет!

Ты научишь нас творить,

Строить, думать, говорить!

Логопед : Ребята, послушайте, куда мы сегодня отправимся путешествовать? (слайд № 2, звучит запись голосов домашних животных)!

Что за шум стоит вокруг?

Вот заржали кони вдруг,

Здесь мычит корова: «Му-у»,

Вторит ей овечий хор.

И никак я не пойму,

Что за странный это двор?

Ответы детей : Это скотный двор.

Логопед : Правильно. Мы едем в деревню к бабушке Агафье.

Артикуляционная гимнастика

Логопед : Представьте, что мы едем в автобусе. Чтобы не скучать в дороге, я расскажу вам сказку о Весёлом Язычке.

Дети выполняют артикуляционные упражнения: «Домик», «Лопаточка», «Лошадка», «Грибок», «Часики» (слайды № 3 — № 9 с артикуляционной гимнастикой конструкций ЛЕГО, на столах у детей индивидуальные зеркала, салфетки).

II . Поисковый этап

Логопед: Маша и Ваня передали нам сообщение из чата в ватсапе от бабушки Агафьи: «Здравствуйте, дети. У меня случилась беда, разбежались животные с моего двора. Помогите, пожалуйста, их найти. А чтобы найти, нужно отгадать загадки». Поможем бабушке Агафье?

III . Практический этап

  1. Отгадывание загадок. Определение 1-го звука в словах (разноцветные кубики элементов ЛЕГО).

Логопед читает загадки, дети отгадывают и выкладывают кубик ЛЕГО соответствующего цвета: красный (гласный звук), синий (согласный твердый звук) или зеленый (согласный мягкий звук).

Загадка № 1

У неё рога, копыта, и на всех глядит сердито,

Но добрей она щенка, и нальёт нам молока.

(Корова)

Логопед: Назовите 1-й звук в слове корова. Какой это звук? (Ответы детей.)

Загадка № 2

Бежит толстушка, хвостик — завитушка,

Рыльце пятачком, на ногах копытца –

Торопится к корытцу.

(Свинья)

Логопед: Назовите 1-й звук в слове свинья. Какой это звук? (Ответы детей.)

Загадка № 3

Ходят модницы за речкой — кудри белые колечком.

А зимой из их кудряшек бабушка носочки вяжет.

(Овца)

Логопед: Назовите 1-й звук в слове овца. Какой это звук? (Ответы детей.)

Загадка № 4

У меня большая грива, ушки и копытца.

Прокачу того игриво, кто не побоится.

(Лошадь)

Логопед: Назовите 1-й звук в слове лошадь. Какой это звук? (Ответы детей.)

Загадка № 5

Стройные ножки, загнутые рожки,

Хвостик торчком, борода пучком!

(Коза)

Логопед: Назовите 1-й звук в слове коза. Какой это звук? (Ответы детей.)

Логопед: Дети, кто живет на скотном дворе? (Ответы детей: корова, лошадь, свинья, овца, коза, кролик.) Как можно двумя словами назвать всех обитателей скотного двора? (Ответы детей: домашние животные.) Каких домашних животных вы еще знаете? (Ответы детей: кошка, собака.)

Логопед: Молодцы! Все загадки отгадали, задание выполнили. Животные вернулись к бабушке Агафье. Мы в гостях у домашних животных.

  1. Игра «Кто как голос подаёт?» (с использованием звуковой интерактивной игры).

Логопед : Ребята, а вы знаете как животные подают голоса?

Выставляется звуковая интерактивная игра «Скотный двор».

Дети :

— Это кошка. Она мяукает. — Это коза. Она мекает.

— Это корова. Она мычит. — Это собака. Она лает.

— Это лошадь. Она ржет. — Это свинья. Она хрюкает.

— Это овца. Она блеет.

Логопед: Молодцы!

  1. Игра «Семья» (слайды № 10 — № 16 семей животных и их схемы из жёлтых кирпичиков элементов ЛЕГО).

Логопед: Ребята, расскажите, чья семья изображена на каждой картинке?

Дети:

На картинке изображена семья коровы: бык, корова, теленок, телята.

— На картинке изображена семья козы: козел, коза, козленок, козлята.

— На картинке изображена семья лошади: конь, лошадь, жеребенок, жеребята.

— На картинке изображена семья овцы: баран, овца, ягненок, ягнята.

— На картинке изображена семья свиньи: боров, свинья, поросенок, поросята.

— На картинке изображена семья собаки: пес, собака, щенок, щенята.

— На картинке изображена семья кошки: кот, кошка, котенок, котята.

Логопед: Молодцы!

  1. Пальчиковая гимнастика (игровой самомассаж с конструктором ЛЕГО).
  2. Игра «Кто где живет?» (слайды № 16 — № 20 с жилищами животных и их схемы из красных кирпичиков элементов ЛЕГО).

Логопед: Дети, а вы знаете, как называются жилища домашних животных?

Ребенок: Корова живет в коровнике.

Логопед: А сколько слогов в слове коровник ? Сосчитайте слоги и выложите соответствующее количество красных кирпичиков конструктора ЛЕГО.

Ребенок: В слове коровник 3 слога. Я выкладываю 3 красных кирпичика конструктора ЛЕГО.

Аналогичная работа проводится с остальными словами : будка, хлев, конюшня, дом.

Логопед: Молодцы!

  1. Динамическая пауза «ЛЕГО на голове» (звуковая логоритмика Железновой Е.).

Дети кладут на голову кирпичик конструктора ЛЕГО. Логопед дает задания: пройти два шага, присесть, поднять одну ногу, постоять на одной ноге, покружиться. Дети выполняют задание, стараясь не уронить с головы кирпичик конструктора ЛЕГО.

  1. Игра «Назови правильно звуки» (звуковой анализ слова с использованием красных и синих кубиков конструктора ЛЕГО).

Логопед: Бабушка Агафья приглашает нас к себе в дом. А кто нас встречает на крыльце дома? Отгадайте:

Мордочка усатая, спинка полосатая,

Лапкой умывается, а с водой не знается.

Дети: Кот!

Логопед: Ребята, выполните звуковой анализ слова кот . Вам необходимо сосчитать количество звуков в слове кот и выложить на своих пластинах соответствующее количество разноцветных кубиков конструктора ЛЕГО.

Логопед: Молодцы!

  1. Изготовление домашних животных из конструктора ЛЕГО (слайд № 21 с фигурами собаки, коровы, овцы, лошадииз конструктора ЛЕГО).

Логопед: Маша и Ваня предлагают сделать домашних животных из конструктора ЛЕГО. Проходите, садитесь за столы.

Дети по схемам строят домашних животных.

Логопед: Молодцы, ребята!

  1. Игра «Волшебный сундучок» (сундучок с упаковкой молока, клубком ниток, ошейником, уздечкой).

Логопед : Ребята, посмотрите у меня в руках волшебный сундучок. В нем находятся разные предметы. Отгадайте, чьи это предметы? Назовите, какую пользу приносит человеку каждое домашнее животное?

Дети:

Это молоко коровы. Корова дает молоко.

Это шерсть овцы. Овца дает шерсть.

Это ошейник собаки. Собака охраняет дом.

Это уздечка лошади. Лошадь перевозит грузы.

Логопед : Составьте схему предложений — ответов с помощью красных кирпичиков ЛЕГО.

Логопед: Молодцы!

IV . Рефлексивно-оценочный этап

Игра «Засели домашних животных в жилища» ( с использованием готовых построек для животных: конюшня, хлев, коровник, будка).

Логопед: А теперь нам нужно заселить каждое животное в свой домик.

Дети расселяют животных в конструкции жилищ ЛЕГО «Чудо — фермы».

Логопед: Молодцы, дети, вы правильно ответили на мои вопросы и выполнили задания Маши и Вани. На этом наше путешествие в деревню к бабушке Агафье заканчивается. Давайте вспомним, о ком мы сегодня говорили? (Ответы детей.) В какие игры играли? (Ответы детей.) Что было интересного? (Ответы детей.)

Попрощаемся с бабушкой Агафьей, Машей и Ваней.

До новых встреч!

Литература:

  1. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001. 88 с.
  2. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО / Под ред. Волосовец Т. В., Кутеповой Е. Н.: Пособие для педагогов-дефектологов. М.: РУДН, 2007, 133 с.
  3. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. М.: Сфера, 2019. 135 с.
  4. http://logomag.ru/blog/innovation/151/
  5. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-od-v-starshei-logopedicheskoi-grupe-po-razvitiyu-rechi-v-derevne-u-babushki-agafi-s-ispolzovaniem-konstruktora-lego.html
Задать вопрос