Использование современных настольных игр в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с младшими школьниками с ОВЗ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психологическая служба

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (66) июль 2023 г.

Дата публикации: 25.06.2023

Статья просмотрена: 138 раз

Библиографическое описание:

Зарубина, Е. А. Использование современных настольных игр в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с младшими школьниками с ОВЗ / Е. А. Зарубина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 7 (66). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/254/8473/ (дата обращения: 29.04.2024).



Ключевые слова : игра, настольная игра, игровой процесс, коррекционно-развивающая работа, дети с ограниченными возможностями здоровья.

В последние годы в России фиксируется рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Более 80 % таких детей получают образование в условиях инклюзии. Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательных школах позволяет детям успешно адаптироваться к социуму, быть включенными в активную социально-полезную деятельность, расширить социальные контакты, реализовать способности и творческий потенциал ребенка с учетом его индивидуально-психологических особенностей. Обучение ребенка с ОВЗ в общеобразовательном классе требует от педагога реализации самых современных, эффективных технологий обучения с учетом особенностей конкретного ребенка. Для обучающихся начальной школы целесообразно использовать игровые технологии для достижения образовательных и воспитательных целей. Игра — важнейший вид деятельности, определяющий интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Значение игры в становлении личности исследовали еще такие мэтры отечественной психологии, как Божович Л. И., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н. [3], Эльконин Д. Б. [8] и др. В их трудах заложены теоретические аспекты понимания сущности игры, ее структуры и роли как важнейшего фактора психического развития на различных возрастных этапах. Многочисленные эмпирические исследования (Смирнова Е. О., Сэйфер С., Цукерман Г. А. и др.) доказывают положительное влияние игры на формирование произвольной регуляции поведения, становление межличностного взаимодействия, развитие познавательных процессов [1].

Именно такой широкий спектр возможностей игры делает ее важнейшим инструментом коррекционно-развивающей работы в деятельности педагога-психолога. Игра — своеобразная практика развития, в ней можно воссоздать и проиграть различные ситуации, проанализировать трудности, возникающие у ребенка, определить особенности его коммуникативного развития и т. д. Игры позволяют преодолеть те трудности, которые наиболее часто встречаются у детей: недостаточный уровень развития некоторых психических функций, неуверенность в себе, тревожность, трудности в общении со сверстниками и др. И самое главное — игра создает условия для формирования мотивации деятельности, т. к. в игре важен не результат, а сам процесс. В целом роль игры для коррекционно-развивающей работы педагога-психолога сложно переоценить [3].

Однако современные дети все в большей степени увлечены гаджетами и не проявляют интереса к традиционным играм, считая их скучными. Детям с ОВЗ бывает сложно долгое время удерживать внимание в рамках игрового процесса, соблюдать правила, взаимодействовать с партнером по игре. В связи с этим актуальным является использование современных настольных игр. Настольные игры — это игры, основанные на манипуляции небольшим набором предметов, которые могут в полно объеме разместиться на столе или в руках играющих. Зачастую настольные игры предполагают наличие игрового поля, которое определяет динамику игрового процесса. Индустрия настольных игр в последние годы интенсивно развивается, и игры перестают быть просто способом времяпровождения. Отмечается появление красочных и интересных игр, в которых все продумано до мелочей, и педагог-психолог может подобрать необходимую игру в зависимости от тех целей, которые он ставит. Огромный потенциал настольных игр для коррекционно-развивающей работы психолога заключается в том, что они позволяют одновременно решать целый ряд задач: развивать коммуникативные умения и навыки, формировать уверенность в себе, способствовать развитию интеллектуальных способностей (мыслительные операции, связная речь, произвольное внимание и т. д.), делая это в легкой, доступной и непринужденной форме. Настольные игры обладают эргономичностью и мобильностью, не требует особых условий для проведения и в случае отсутствия оригинальных игр могут создаваться самостоятельно психологом в соответствии с задачами, требующими решения [2].

Наиболее актуальными для использования в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога могут быть такие игры, как «Уно», «Имаджинариум», «Данетки», «7 на 9», «Попробуй объясни» и т. д. [4]. Следует особо отметить, что все эти игры многовариативны, легко модифицируются и могут использоваться с детьми разных возрастных категорий с учетом их психологических особенностей и уровня актуального развития.

Рассмотрим возможность использования игры «Попробуй объясни» с обучающимися младшего школьного возраста с нарушениями речи. Суть игры — объяснении слов на время. Количество участников игры — от двух человек. Участники команд по очереди вытаскивают карточки, на которых написаны слова. Им необходимо на время объяснить своим партнерам по команде как можно больше слов, не используя само это слово или часть его. Команда, в свою очередь должна постараться угадать все слова. На объяснение дается одна минута, которая отмеряется с помощью песочных часов. При этом вторая команда не может угадывать слова, но должна следить за временем и соблюдением правил объяснения.

Данная игра позволяет педагогу-психологу решать целый спектр коррекционно-развивающих задач в работе с обучающимися младшего школьного возраста с ОВЗ:

– игра обогащает словарный запас ребенка, способствует развитию связной речи, активизации и развитию психических познавательных процессов: мышления, внимания, памяти, воображения;

– игра развивает произвольную регуляцию поведения, т. к. есть четкие правила, которые необходимо соблюдать.

– игра развивает коммуникативные умения и навыки. Кроме того, что эта игра командная и предполагает непосредственное межличностное взаимодействие, коммуникативное развитие во многом сопряжено с тем, что у детей может быть разный уровень развития активного словаря, разный жизненный опыт. В связи с этим им необходимо «сыграться», чтобы лучше понимать друг друга, «говорить на одном языке», а это невозможно без взаимного уважения и терпения по отношению друг к другу.

– игра позволяет развивать такие сложные процессы, как антиципация (смысловая догадка), визуализация (представление образа предмета в его отсутствие), логика и т. д., которые являются важным фактором успешной учебной деятельности;

– игра формирует положительную мотивацию к занятиям с психологом, познанию чего-то нового, повышению общего уровня образованности.

Кроме того использование игры «Попробуй повтори» в коррекционно-развивающей деятельности позволяет развивать у детей такие личностные качества, как умение действовать в команде, ответственность, эмпатия, терпеливость, взаимоуважение и т. д. Вариативность игры, возможность дополнять ее, определять уровень сложности позволяет индивидуализировать процесс коррекционно-развивающей работы и более эффективно достигать поставленных целей в работе с конкретным ребенком.

Таким образом, на основе психологического анализа игры «Попробуй повтори» продемонстрирована эффективность использования современных настольных игр в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога в школе для решения целого спектра задач. Безусловно, потенциал такого вида игр очень обширен и создает возможности для творческого развития педагога-психолога, поэтому данный вопрос требует дальнейшей разработки.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии // Л. С. Выготский. — 1966. — № 6. — С. 62–76.
  2. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры / А. Н. Леонтьев // Психологическая наука и образование. — 1996. — № 3.
  3. Магазин настольных игр [электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.mosigra.ru/.
  4. Цукерман, Г. А. Игра и учение: встреча двух ведущих деятельностей / Г. А. Цукерман // Культурно-историческая психология. — 2016. — Том 12. — № 2. — С. 4–13.
  5. Эльконин, Д. Б. Психология игры /Д. Б. Эльконин. — М. — 1999. — 217 с.
Задать вопрос