Нетрадиционные подходы к речевому развитию детей с ОВЗ в детском саду средствами лего-конструктора | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Нетрадиционные подходы к речевому развитию детей с ОВЗ в детском саду средствами лего-конструктора / А. В. Никифорова, Р. Ф. Комбарова, Е. Н. Шарикова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 7 (66). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/254/8472/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье авторы раскрывают опыт работы по речевому развитию детей с ОВЗ в детском саду средствами лего-конструктора.

Ключевые слова: ФГОС ДО, образование, речевое развитие, дошкольники, детский сад, лего-конструктор

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Стандарт направлен на решение нескольких задач, одной из которых является задача обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей. То есть, стандарт является единым для всех категорий детей, посещающих детский сад [3].

В детском саду № 82 г. Чебоксары в настоящее время функционирует 4 группы для детей с тяжелыми нарушениями речи и 3 группы для детей с задержкой психического развития. В большинстве случаев нарушения звукопроизношения у детей с ЗПР наблюдаются дефекты произношения сонорных звуков Л, Р, далее следуют дефекты произношения свистящих и шипящих звуков. Преобладающими среди нарушений звукопроизношения у детей данной категории являются смешения звуков. У дошкольников с ЗПР, имеющих дизартрию, в первую очередь отмечаются расстройства наиболее сложных дифференцированных движений, что обуславливает нарушение сложных по артикуляции звуков. Нарушения артикуляторной моторики у дошкольников с дизартрией, приводящие к дефектам звукопроизношения, вторично вызывают нарушения фонематического восприятия у данной категории детей. Нарушения артикуляторной опоры восприятия звуков, неточный слуховой образ не дают возможности для слухового контроля и восприятия, что ведет к усугублению нарушений звукопроизношения. Для детей с тяжёлыми нарушениями речи характерно общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи вследствие этого у большинства детей данного категории наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, заикание [2].

Педагоги детского сада строят свою работу по развитию речи и коррекции недостатков в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования. В частности, в содержании образовательной программы доу по образовательной области «речевое развитие», включаются задачи по овладению речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Для того, чтобы вызвать у детей интерес к обучению и сделать коррекционно-образовательный процесс по развитию речи более содержательным и насыщенным, педагоги используют нетрадиционные подходы к речевому развитию детей с ОВЗ. Реализуют современные технологии обучения, развивающие программы и оборудование, продвигают авторские методики, внедряют нестандартные игры и пособия, сделанные своими руками и пр.

Так, например, с 2020 года в детском саду организована легостудия. Это современное образовательное пространство, которое открывает большие возможности для образования детей. В легостудии дошкольники занимаются легоконструированием и роботехникой, это позволяет развивать познавательно-поисковую и конструктивно — модельную деятельность. Однако, как выяснилось на практике, разнообразные конструкторы позволяют вызвать интерес детей и к речевой деятельности. В частности, лего-конструктор позволяет организовать с детьми речевые игры с различными сюжетами.

Технология лего-конструирования в настоящее время представляет собой совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий, из разнообразных конструкторов LEGO. В настоящее время большой популярностью пользуется серия конструкторов для старших дошкольников (5–7 лет) со стандартными размерами деталей LEGO System. При этом, следует отметить, что задания объединяют в себе элементы игры и экспериментирования, то есть развивает познавательно-поисковую и игровую деятельность. Вместе с тем, применение лего-конструктора в рамках организованной деятельности по речевому развитию всегда делает процесс обучения увлекательным и интересным для детей.

В связи с этим, педагоги составили серию занятий по развитию речи детей с ТНР и ЗПР с включением речевых игр с лего-конструктором, разработанных автором Еленой Мазановой. По ее мнению, «чередование практических и умственных действий ребенка позволяет ребенку думать, фантазировать, действовать, не боясь ошибиться.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное действие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи» [1,5]. Автор предлагает использовать речевые игры по развитию звукопроизношения, по развитию звукового и слогового анализа, по развитию словаря, грамматического строя речи, связной речи, по подготовке к обучению грамоте. Наряду с этим, активно используются игры по развитию умения пересказа текстов, игры на составление повествовательных, описательных и творческих рассказов. Учителя-дефектологи, учителя-логопеды используют речевые игры на занятиях по развитию речи, в индивидуальных формах обучения. Воспитатели групп для детей с ТНР и с ЗПР активно организуют игры в свободное время в течении дня. Это позволяет выстроить единую систему в работе с детьми. Немаловажную роль играет и включение семей воспитанников в процесс ознакомления с играми и дальнейшее их использование дома. Для выстраивания системной работы по внедрению речевых игр с лего-конструктором в коррекционно-образовательный процесс был проведен семинар-практикум с педагогами, где была представлена возможность познакомиться с принципом организации игр, с родителями был проведен мастер-класс, где педагоги наглядно продемонстрировали возможности игр в домашних условиях.

Следует отметить, что для проведения занятий с использованием речевых игр необходимо создание специальных условий, это прежде всего лего-символы, представляющие собой карточки с графическими символами, выполнены при помощи конструктора. На занятиях используются вместе с тем, демонстрационные материалы для показа педагогом на мольберте и индивидуальные, используемы как раздаточный материал для детей. Данные символы используются для обозначения звуков, слогов, слов, предложений. Наряду с этим, необходимым условием является наличие лего-платформы или лего-дорожки, которая позволит конструкции держаться крепко во время игры. Вместе с тем, необходимо подготовить лего-фишки разных цвета и размером 2*2, фигурки человечков, лего-схемы и домики. Интересным моментом является введение на занятии игровых персонажей, обозначающих предметы мужского и женского рода «Легик», «Легоша». Лего-схемы — это детали конструктора разных размеров, представляющие традиционные звуковые схемы.

Для решения задач по звукопроизношению активно используются такие игры, как «Звуковой домик», «Башенка», «Самолет», «Заведи грузовик», «Звуковая дорожка», «Звучащее письмо» и пр. Целью данных игр является закрепления навыка произнесения изолированного звука, отработка навыков звукового анализа, развитие умения дифференцировать гласные и согласные звуки. Речевые игры по развитию слогового анализа «Слоговички», «Слоговые башенки», «Поезд», «Веселые цифры» играют важную роль на этап знакомства ребенка со звуковой стороной слова. Данные игры позволяют развивать умения слогового анализа детей. Большой популярностью пользуются игры по развитию словаря. Отработка лексических тем с помощью лего — конструктора, имеет широкий спектр наборов, дает возможность детям старшего дошкольного возраста запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. В частности, педагоги планируют игры «Домашние птицы», «Сборщики мебели», «Деревенская ферма», «Кто что делает?», «Сравни постройки» и др. Наряду с этим, решаются задачи по развитию грамматического строя речи. В играх «Один — одна», «Домашние животные», «Перевертыши», «Сравни постройки» развивается умение изменять и образовывать слова, правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами. Разнообразие речевых игр с лего- конструктором проводиться по развитию связной речи дошкольников. В играх «Сочиняем предложения», «Подбери схемы», игра «Составь предложения», «Что где, кто где?» происходит развитие навыка составления схемы предложения, развитие предложно-падежных конструкций, понимание употребления предлогов.

Таким образом, посредством лего-конструктора в детском саду используются нетрадиционные подходы к речевому развитию детей с ОВЗ.

Литература:

  1. Мазанова, Е. В. Речевые игры с лего / Е. В. Мазанова. — Самара: Ольги Кузнецовой, 2019. — 52 c. — Текст: непосредственный.
  2. Стрелина, И. В. Общая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи / И. В. Стрелина. — Текст: электронный // Сайт Дефектология проф. Московский институт коррекционной педагогики: [сайт]. — URL:https://www.defectologiya.pro/zhurnal/obshhaya_xarakteristika_detej_s_tyazhelyimi_narusheniyami_rechi/ (дата обращения: 30.06.2023).
  3. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». — Текст: электронный // Банк документов Министерства Просвещения Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://docs.edu.gov.ru/document/7dcd2fd1d14f608ec97e9ef6699f99ae/ (дата обращения: 30.06.2023)
Задать вопрос