Использование ИКТ в процессе развития интеллектуальных способностей дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (66) июль 2023 г.

Дата публикации: 14.06.2023

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Полуненко, Л. А. Использование ИКТ в процессе развития интеллектуальных способностей дошкольников / Л. А. Полуненко, Е. О. Бунеева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 7 (66). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/254/8463/ (дата обращения: 02.05.2024).



Интерактивные дидактические игры, используемые в развитии дошкольников, выступают, прежде всего, в форме решения поставленной задачи и дают дошкольникам моральное и умственное удовлетворение.

Ключевые слова: использование ИКТ, развитие дошкольников, интерактивные дидактические игры, робот «Bee-Bot».

Технические возможности нашего времени всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности, вызывая интерес и у детей. Чем раньше ребёнок начнёт осваивать основы работы в информационной среде правильно, тем проще ему будет освоить все тонкости информационных средств, что в будущем может стать основой его успешности.

ФГОС ДО ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.

Интерактивная дидактическая игра — современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Интерактивные дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, который направляет активность детей в определенное русло. Интерактивная дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Выступает, прежде всего, в форме решения поставленной задачи и дает дошкольникам моральное и умственное удовлетворение. Для педагога результат игры всегда является показателем уровня достижений детей, или усвоения знаний, или их применения.

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется. Он перестает быть центральной фигурой, лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту — собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Одной из перспективных, новых технологий, способствующих развитию ребёнка, являются роботы «Bee-Bot». Весь процесс обучения состоит в том, что ребенок занимается разработкой заданий для устройства или действует по заданной форме и назначает ему график передвижения и других манипуляций, что помогает в развитии воображения, учит планированию, развивает познавательную активность и пространственное мышление. Роботы «Bee-Bot» соответствуют гигиеническим, здоровьесберегающим, эстетическим и психолого-педагогическим требованиям к детскому игровому оборудованию.

А для обыгрывания различных образовательных ситуаций используются игровые поля — тематические коврики размером 75x75 см. (15x15 см. каждый квадрат) (рис 1 и 2), которые можно разработать самостоятельно по определённым направлениям. Наша разработка показана на рисунках.

Рис. 1

Рис. 2

Пример использования ИКТ, в том числе и робота «Bee-Bot», представлено в конспекте занимательной деятельности с применением проблемно-игровой ситуации для детей старшего дошкольного возраста по теме «Спасатели идут на помощь»

Цель: Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников в процессе поисково-познавательной деятельности с использованием образовательных интерактивных технологий.

Программные задачи:

Образовательные:

— создать игровую ситуацию, поддерживать положительный эмоциональный настрой детей на протяжении занятия;

— дать современные политехнические представления и умения, овладеть предпосылками технических и технологических компетенций;

— учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;

— продолжать формировать навыки ориентации по элементарной план -карте.

Развивающие:

— развивать познавательный интерес ребенка к самостоятельной поисково- исследовательской деятельности с использованием ИКТ;

— развивать речевые навыки и речевое мышление через использование нетрадиционных техник рисования, умение составлять рассказ, по опорным словам,

— создавать условия для развития логического мышления, сообразительности; воображения.

Воспитательные:

— воспитывать умение отвечать на проблемные вопросы, выслушивая ответы сверстников;

— воспитывать самостоятельность, умения понимать учебную задачу;

— стремления оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Форма организации деятельности: поисково-игровая деятельность

Оборудование и материалы: мини-робот пчела BEE-BOT; игровое поле для движения пчелы; мобильный телефон; интерактивная презентация; интерактивная доска или панель с программой Brush Ninja; листы бумаги с буквами, написанными воском; акварель; схемы графического диктанта; листы бумаги в клетку; простые карандаши; блоки Дьенеша и схемы к ним.

Организованная РППС:

5 модулей:

  1. Модуль «Среда обитания» — слайд-презентация
  2. Модуль «Программирование»: мини-робот BEE-BOT; коврик с картинками; схема для пошагового программирования.
  3. Модуль «Речевое развитие» найти способ составить и прочитать кодовое слово: листы чистой бумаги, акварель;
  4. Модуль «Графический диктант»: карточки со схемами, листы бумаги в клетку;
  5. Модуль «Математическое развитие»: блоки Дьенеша: схемы составления предметов –пожарной машины, деревьев, домика-теремка.

Ход деятельности:

Мотивационно-ориентированный этап

Педагог: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Евгения Олеговна. Сегодня я хотела бы приоткрыть для вас удивительный мир природы. Ведь все дети мечтают путешествовать, и новый мир познать, простых вещей основу, и таинства узнать! Вы готовы отправиться в путь?

Звучит сигнал тревоги, сирены: SOS — Срочно нужна помощь спасателей!

Ребята, вы слышали, случилась беда! Кто-то нуждается в помощи? Вы готовы стать спасателями? Тогда оглянитесь вокруг, может быть здесь есть какой-то необычный предмет? Находят робот-пчелу и её карту-поле.

Поисково-практический этап

Педагог: К нам залетела необыкновенная робот-пчёлка и принесла с собой послание (QR код). Давайте отсканируем код и прочитаем послание ( сканирует телефоном, переходит по ссылке на текст письма, читает):

«У меня был замечательный дом, в прекрасном месте: там чистый воздух, много деревьев, кустарников со вкусными ягодами, там росли цветы и грибы. А теперь у меня нет дома».

Педагог: Давайте посмотрим и выберем картинку, где же у нашего таинственного героя был дом.

Из трёх картинок на слайде (поле, река, лес) нужно выбрать правильную (лес), тогда открывается картинка со стрелками (слайд), куда нужно переместиться пчёлке по коврику, чтобы прочесть следующую часть послания

Педагог: Нам открылась схема, по которой нужно запрограммировать пчёлку, чтобы она начала двигаться, и мы узнали следующую часть послания.

Один ребёнок программирует пчелу, другие могут ему подсказывать, и запускает. Пчёлка приходит ко второму QR коду.

Дети могут сами отсканировать, воспитатель читает: Чтобы узнать, что случилось, составьте слово из букв.

(слайд листы бумага и акварельные краски)

Воспитатель обращает внимание детей на чистые листы бумаги и акварельную краску. Пока букв не видно, дети высказывают предположения, как их можно увидеть: закрасить листы краской, тогда проступят буквы.

Закрашивают, находят буквы, составляют слово (листы могут быть пронумерованы для ускорения составления слова) ПОЖАР

(слайд картинка сгоревшего леса, схема со стрелочками для пчелы)

Педагог: давайте переместим пчёлку и узнаем, кто же нам пишет.

Другой ребёнок программирует и перемещает пчелу на следующий квадрат с QR кодом.

Дети могут сами отсканировать, воспитатель читает: Чтобы узнать, кто отправил послание, напишите графический диктант.

(слайд со схемой графического диктанта)

Раздать листы в клетку, простые карандаши с ластиками и схемы

Один ребёнок выполняет диктант на интерактивной доске в программе Brush Ninja под диктовку воспитателя, остальные у себя на листах, сравнивая правильность с доской. Догадываются, кто получился.

Получился зайчик. Воспитатель запускает просмотр мультфильма, как создавался зайчик и затем слайд с заранее подготовленным видео gif из этой программы как нарисованный зайчик «оживает» И слайд со схемой для пчёлки.

Педагог: давайте переместим пчёлку и узнаем, что же нам делать дальше.

Другой ребёнок программирует и перемещает пчелу на следующий квадрат с QR кодом.

Дети могут сами отсканировать, воспитатель читает: Помогите, спасите!!!

(слайд с картинкой для физкультминутки).

А чтобы нам справиться с дальнейшими трудностями и помочь зайчику просто необходимо подзарядиться.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять!

Эй, спасатель, стройся в ряд!

Мы всегда спешим на помощь,

Потому что мы — отряд!

Наш отряд молодой!

Наш отряд удалой!

Мы хотим, чтоб везде,

МЧС помог в беде!

(слайд со схемой для пчелки)

Педагог: давайте переместим пчёлку и узнаем, как мы можем помочь.

Другой ребёнок программирует и перемещает пчелу на следующий квадрат с QR кодом.

Дети могут сами отсканировать, воспитатель читает: Как мы можем помочь? (слайд со знаком вопроса)

Дети высказывают свои предположения: потушить пожар, построить новый дом, посадить деревья, чтобы вырос новый лес.

(открывается слайд со схемами для сборки из блоков Дьёныша)

Раздаются схемы с условными обозначениями и коробки с блоками Дьёныша, дети собирают пожарную машину, теремок, деревья.

Рефлексивно-оценочный этап

Рефлексия: Ребята вы все сегодня стали замечательными спасателями для зайчика. Как вы думаете, ему понравится новый дом в вашем лесу?

— А вам понравилось быть спасателями? Почему?

— Чему вы сегодня научились?

— Что было интересного?

Ответы и высказывания детей.

Педагог: Вы были отзывчивыми и умными. Дружба и взаимопомощь помогла вам справиться со всеми заданиями. Вы — настоящие спасатели!

В деятельности, представленной в конспекте, использована игровая мотивация с целью организации детей, стимуляции интереса, создания эмоционального настроя. Основная форма занятия поисково-игровая. Всё проходит в одном игровом сюжете. На протяжении всей деятельности у детей поддерживается мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности (игровая (скрытая учебная), двигательная). Все виды деятельности связаны между собой и плавно переходят из одной в другую и в каждой используются интерактивные дидактические игры. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками друг другу.

Ключевые слова

использование ИКТ, развитие дошкольников, интерактивные дидактические игры, робот «Bee-Bot»
Задать вопрос