Особенности современных аудиокниг для детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Семейная педагогика и домашнее воспитание

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (64) май 2023 г.

Дата публикации: 06.04.2023

Статья просмотрена: 110 раз

Библиографическое описание:

Кривенок, В. А. Особенности современных аудиокниг для детей дошкольного возраста / В. А. Кривенок. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 5 (64). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/250/8274/ (дата обращения: 18.05.2024).



В статье автор пытается определить особенности современных аудиокниг, которые предназначены для детей дошкольного возраста, выявить положительные и отрицательные качества аудиокниг для детей.

Ключевые слова : аудиокнига, ребенок, дошкольный возраст, выбор аудиокниг.

В настоящее время существует много разных форм досуга для детей дошкольного возраста. Одной из них являются аудиокниги. В 2015 году было проведено исследование, в ходе которого опросили 200 родителей детей дошкольного возраста, которые проживают в г. Москве и Московской области. Целью исследования было определение характера и степени организованности и вовлеченности дошкольников в различных семейных досуговых мероприятиях. Среди вариантов, которые называли родители в ходе опроса, был вариант «чтение книг/прослушивание аудиокниг». Данной формой досуга занимались 86,2 % родителей, или 172 родителя [3, с. 190]. Аудиокниги можно разделить на две подгруппы: по предназначению и по способу записи. К первой подгруппе относят:

— Художественные аудиокниги;

— Образовательные аудиокниги;

— Реабилитационные аудиокниги.

Ко второй подгруппе относят следующие виды аудиокниг:

— Аудиокнига с одноголосым озвучиванием;

— Аудиокнига с многоголосым озвучиванием;

— Аудиоспектакли;

— Любительские аудиокниги [1, с. 271].

В последнее время ко второй подгруппе относят также аудиокниги в исполнении голосового помощника или нейросети, поскольку в начале 2020-х годов данное явление приобрело массовый характер.

Существует отдельная классификация аудиокниг для детей. Всего выделяют три вида аудиокниг для детей:

— Аудиокниги для детей дошкольного возраста (от 0 до 7 лет);

— Аудиокниги для детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет);

— Аудиокниги для подростков (от 11 до 17 лет).

В этой статье мы рассмотрим первый вид аудиокниг. Аудиокниги для дошкольников подразделяются на жанры: аудиосказки, аудиопотешки, аудиостихотворения, детские рассказы, аудиоэнциклопедии. Данные жанры представляют собой аудиовариант существующих произведений. Распространяются аудиокниги в двух вариантах: на физическом носителе (компакт-диск, ранее аудиокассеты и пластинки) и в электронном виде (либо в виде файлов, которые можно прослушать с помощью соответствующих программ, либо в сети Интернет). Последний вид является самым распространенным, начиная с 2010-х годов. В сети Интернет можно найти различные интернет-страницы, посвященные детским аудиокнигам. Коротко проанализируем сайты и каналы с аудиокнигами для детей. Для анализа мы взяли пять разных сайтов, тематика которых — это детские аудиокниги. Результаты анализа приведены в Таблице 1.

Таблица 1

Сайты, посвященные детским аудиокнигам

Название сайта/канала

Возрастная аудитория

Жанровый подбор

Озвучивание

Дата производства

Звуковое и музыкальное сопровождение

audioskazki-online.ru

От 2 до 10 лет

Присутствует (русские народные, зарубежные, современные и т.д.)

Чаще всего одноголосое

Не указана

Присутствует не во всех аудиокнигах

mp3tales.info

Не указана (но предполагается от 0 до 12 лет)

Присутствует (только в трех видах: сказки Пушкина, сказки Андерсена, мультсказки)

Есть одноголосое и многоголосое

Есть в названии сказок

Присутствует не во всех аудиокнигах

ozornik.net

Не указана (но предполагается от 0 до 12 лет)

Присутствует (русские народные, зарубежные и т.д.)

Преимущественно одноголосое (при этом в каждой сказке разный голос)

Только дата выпуска на сайте

Присутствует не во всех аудиокнигах

Канал YouTube «Аудиосказки для детей»

Аудиосказки для детей — YouTube

Не указана (но предполагается от 0 до 12 лет)

Только посредством плейлистов (выбор сказки). Есть в том числе современные сказки

Есть одноголосое и многоголосое

Только дата выпуска на сайте

Имеется

Канал YouTube «Аудиосказки от Владимира К. и не только»

Аудиосказки от Владимира К. и не только — YouTube

От 0 до 17 лет (преимущественно от 0 до 7 лет, но бывают исключения)

Только посредством плейлистов (выбор актера, выбор фэндома и. т.д.). Собственная продукция

Многоголосое

Всегда указывается в описании

Имеется

Как можно увидеть из результатов анализа, пять разных сайтов имеют разный набор характеристик и особенностей. Положительными сторонами можно назвать наличие жанрового подбора. Родители могут выбрать для своих детей нужный жанр той или иной сказки. В некоторых случаях подбор может быть ограничен из-за малого числа представленных на сайте жанров. Еще одним плюсом можно назвать разнообразие в озвучивании аудиокниг. На сайтах представлены аудиокниги, которые озвучивали разные дикторы или актеры озвучивания. Наличие музыки и эффектов — тоже важный фактор при выборе аудиокниг, и в представленных сайтах музыка и эффекты присутствуют, но следует тщательно послушать родителям прежде, чем давать аудиокнигу ребенку. В большинстве случаев родители найдут аудиокниги по известным произведениям. Это русские народные сказки, сказки народов мира, сказки зарубежных писателей, сказки и рассказы XX века, в том числе советские. Но есть исключения. В анализируемых каналах YouTube, посвященным аудиосказкам, есть аудиокниги, сделанные по произведениям современных авторов и собственная продукция. В обоих случаях данные аудиокниги еще не проверены временем и точно нельзя назвать хорошими или плохими. Еще одним достоинством можно назвать доступность аудиокниг — их можно слушать бесплатно. Родители могут зайти на сайт, выбрать нужную аудиокнигу и включить ее ребенку.

Главным недостатком большинства сайтов, посвященных аудиокнигам — это отсутствие возрастного ценза аудиокниг. В этом случае родителям приходится ориентироваться на рекомендованный список литературы для дошкольников. Однако не все родители будут в этом разбираться и, скорее всего, предпочтут выбрать аудиокнигу, исходя из собственного опыта. В отдельно взятых случаях недостатком можно назвать качество записи. Так в исследовании попались несколько аудиокниг, у которых качество записи было ниже удовлетворительного. При этом даже понижение громкости звука не помогло, потому что аудиокнига изначально была сделана с таким дефектом. Кроме того, не везде есть подробная информация о том, кто озвучивал аудиокнигу, и когда была сделана запись. На это тоже нужно обращать внимание.

Как выбирать аудиокниги для детей дошкольного возраста? На что следует смотреть? Что важно при выборе аудиокниг? Мы выделили педагогические принципы, которые основаны на материалах советского педагога З. И. Гриценко. В свое время она разработала принципы подбора бумажных книг.

Литературоведческий принцип. Аудиокнига по своей сути является книгой, записанной на определенный источник информации (компьютер, смартфон и другие). Поэтому в данный принцип будут входить:

1) разнообразие литературных и фольклорных жанров. К литературным жанрам относятся авторские сказки, стихотворения, рассказы, повести и другие. К фольклорным жанрам относятся народные сказки, колыбельные, народные детские песенки и другие.

2) наличие всех видов литературы: проза, драма, поэзия.

Актерский принцип . Очень важно понимать и знать, кто озвучивает аудиокнигу. Есть несколько типов озвучивания аудиокниги, которые мы выделили:

1) По количеству голосов: одноголосое озвучивание(когда озвучивает один человек) и многоголосое озвучивание(когда озвучивают два и более человека).

2) По профессионализму диктора: любительское озвучивание (когда озвучивают любители, это, как правило, люди, не имеющие профессионального актерского образования) и профессиональное озвучивание (когда озвучивают профессиональные актеры).

В озвучивании важны голос и подача. Правильно подобранные голоса для персонажей аудиокниг дают возможность погрузиться в аудиокнигу, почувствовать характер, настроение персонажей. Голоса должны звучать таким образом, чтобы персонажи соответствовали своему возрасту и полу. Правильная подача дает слушателю возможность услышать грамотную, поставленную речь диктора. Каждое слово должно быть прочитано правильно, без ошибок. Для большего погружения в аудиокнигу предпочтительнее многоголосое озвучивание, так как роли исполняются разными дикторами.

3) Кто читает: человек или робот (голосовой помощник)? Человек владеет эмоциями, интонацией, тембром, громкостью своего голоса. При полном погружении в сюжет человек способен выдавать настоящие неподдельные эмоции и передавать их слушателю. Голосовой помощник этим не обладает, и прослушивание аудиокниги будет иметь тот же эффект, как если бы аудиокнигу читал человек с монотонной интонацией.

Звукооператорский принцип . Этот принцип связан с качеством записи, а также звуковых эффектов и музыки, которые, как правило, присутствуют в аудиокнигах. Качество записи должно быть на высоком уровне. Никаких шумов и помех быть не должно, иначе слушать аудиокнигу будет сложно, а многие слова и предложения будут непонятны. Особенно, если речь идет об аудиокнигах на иностранных языках. Звуковые эффекты и музыка должны дополнять аудиокнигу, глубже погружая читателя в атмосферу аудиокниги. Они не должны противоречить тому, что идет по сюжету. Звуковые эффекты и музыка не должны заглушать речь диктора.

Психологический принцип . При выборе детской аудиокниги необходимо учитывать психологические и возрастные особенности детей. Ребенок может быстро утомляться, и ему необходимо переключать внимание. Для детей раннего возраста подойдут песенки, колыбельные, потешки. Для детей младшего дошкольного возраста подойдут короткие сказки, которые идут до 5–10 минут, а еще подойдут стихотворения. Для детей 4–5 лет подойдут детские рассказы, сказки до 15 минут. Для детей старшего дошкольного возраста можно давать сказки и рассказы до 20–25 минут. Если родители сомневаются в выборе аудиокниги для своего ребенка, в этом случае сначала родители должны послушать аудиокнигу и только потом решить, стоит ли давать ее ребенку или нет. Также важно, чтобы аудиокнига не травмировала ребенка, содержание аудиокниги должно соответствовать возрасту детей. Аудиокнига, рассчитанная для подростков, не подойдет для детей 5 лет.

Педагогический принцип . В него входят доступность (язык произведения, его художественные способности должны соответствовать уровню психического и интеллектуального развития ребенка), занимательность и динамичность(быстрая смена событий в сюжете аудиокниги), воспитательная ценность произведений или же идейная направленность. Детская аудиокнига должна развивать в ребенке эстетический вкус, воспитывать интерес к художественной литературе, формировать представления о жанрах художественной литературы. Детская аудиокнига, как и книга, должна ненавязчиво учить ребенка добру, справедливости, честности, милосердию, любви к людям, к Родине, к труду. У каждой аудиокниги должна быть логика построения сюжета: начало (завязка), основное действие, конец (развязка).

Для какого возраста предназначены аудиокниги? Когда лучше начинать давать ребенку слушать аудиокнигу? Самым оптимальным возрастом можно считать 5 лет. К старшему дошкольному возрасту ребенок может удерживать внимание до 20 минут, у него активно работает воображение, может поставить себя со стороны, в том числе, когда читает художественную литературу. Дети младшего дошкольного возраста не способны в силу детского эгоцентризма посмотреть на себя со стороны, они оказываются в сюжете произведения не как сторонние наблюдатели, а как непосредственные участники, пропуская через себя все события [2, с. 10–11]. Поэтому детям до 5 лет не стоит давать аудиокниги, вместо этого родителям стоит читать вслух и прививать любовь ребенка к чтению. Это первостепенная задача. Только когда ребенок сможет воспринимать чтение на слух, когда ему будет интересна литература, только в этом случае можно начинать давать для прослушивания аудиокнигу, которая будет соответствовать его возрасту.

Итак, в настоящее время существуют целая классификация аудиокниг, среди которых есть аудиокниги для детей. Современные детские аудиокниги распространяются как на физических носителях, так и в электронном виде. Последний вид при этом пользуется большей популярностью в связи с распространенностью гаджетов и широким охватом сети Интернет. В Интернете можно найти различные сайты, посвященные аудиокнигам, а также отдельные каналы на крупных интернет-платформах (например, YouTube). Достоинствами современных аудиокниг являются:

— Доступность;

— Широкий выбор жанров;

— Выбор голосов;

— Наличие музыки и звуковых эффектов.

Недостатками современных аудиокниг можно назвать отсутствие четкого возрастного ранжирования в большинстве случаев, низкое качество записи в некоторых случаях, недостаток информации об аудиокнигах (дата производства, кто озвучивал и т.д.).

Самый оптимальный возраст, с которого следует давать детям аудиокниги — 5 лет. Подбирать аудиокнигу для детей следует, руководствуясь педагогическим, психологическим, звукооператорским, актерским, литературоведческим принципам. Лучше всего сначала прослушать аудиокнигу родителям и только потом решить, давать ли ее детям или не стоит.

Литература:

  1. Докукина, А.А., Савинова, Л.Ю., Аудиокниги для детей: потенциал развития интереса к чтению, в сборнике Герценовские чтения. Художественное образование ребенка: стратегии будущего. V Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция 100-летию Института детства Герценовского университета посвящается. 2019. — С.270–277.
  2. Запорожец, А. В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 2000 — С.462–470.
  3. Шафран Н. М., Особенности организации досуга ребенка дошкольного возраста в семье. Наука и школа. 2015. № 1. С.187–194.

Ключевые слова

ребёнок, дошкольный возраст, аудиокнига, выбор аудиокниг
Задать вопрос