Использование каплеграфии в комплексной коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ЗПР | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мещанникова, Л. Н. Использование каплеграфии в комплексной коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ЗПР / Л. Н. Мещанникова, К. В. Кистанова, Т. В. Матюхина, О. Л. Чупрова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 4 (63). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/248/8197/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье авторы делятся своей находкой по использованию каплеграфии в коррекционно-развивающей деятельности, как одного из методов развития высших психических функций у детей с ЗПР.

Ключевые слова: дети с ЗПР, каплеграфия, техника, коррекционно-развивающий.

Для детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) старшего дошкольного возраста характерны: низкая познавательная активность, недостаточная работоспособность, неустойчивость внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, проблемы со зрительно-моторной координацией. Поэтому наша коррекционная работа с детьми с ЗПР направлена не только на решение основных образовательных задач (речевое, познавательное развитие, художественно-эстетическое), но и на развитие психических процессов: формирование произвольного внимания, зрительно-пространственного восприятия, мышления, навыков самоконтроля и регуляции деятельности.

В своей работе с детьми с ЗПР мы используем большое количество пособий. Частая сменяемость материала позволяет поддержать интерес ребёнка продолжительное время. Техника капельного рисования или каплеграфия как нельзя лучше подходит для этого.

Цель использования данной техники: развитие психических процессов у детей с ЗПР.

Общие задачи:

  1. создавать условия для развития устойчивости внимания;
  2. развивать память, пространственное мышление;
  3. формировать зрительно-моторную координацию;
  4. способствовать формированию произвольности и самоконтроля поведения;
  5. воспитывать положительное отношение к коррекционно-развивающим занятиям.

Помимо общих задач нами ставятся задачи в соответствии с той образовательной областью, в которой мы осуществляем коррекционную деятельность.

Учителем-дефектологом -

1) уточнять и расширять знания по лексическим темам;

2) закреплять математические представления (величина, цвет, форма, счёт);

3) формировать пространственные представления.

Учителем-логопедом -

1) расширять словарь по лексическим темам;

2) развивать диалогическую речь;

3) формировать лексико-грамматический строй речи.

Воспитателями –

1) развивать интерес к изобразительной деятельности;

2) способствовать развитию творческих способностей детей, воспитывать аккуратность;

3) обучать приемам рисования пипеткой.

Нами были разработаны индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по лексическим темам с использованием каплеграфии на 1 год согласно календарно-тематическому планированию. Структура индивидуального занятия состоит из беседы или игры по лексической теме, пальчиковой игры (в том числе с Су-Джок) и каплеграфии, этапа рефлексии. Продолжительность занятия 15 мин. При разработке занятий мы учитывали не только возрастные особенности дошкольников, но и фактический уровень интеллектуального развития детей. Поэтому на каждую лексическую тему подобраны задания 3 уровней.

Первый уровень: для детей, которые усваивают программный материал АООП для детей с ЗПР. Дети самостоятельно справляются с поставленными задачами.

Второй уровень: длядетей, которые испытывают трудности в освоении материала, требуется дополнительная стимулирующая и организующая помощь педагога.

Третий уровень: для детей, которые осваивают АООП по индивидуальному образовательному маршруту. У этих детей ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире, крайне низкая работоспособность, низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, им трудно сосредоточиться, они быстро утомляются.

Освоение техники происходит в несколько этапов.

Первый этап — ознакомительный. Ребёнок в игровой форме знакомится со сказочным героем — Капелькой. «Нежданно-негаданно поселилась Капелька в группе «Затейники». Появилась новенькая в саду, что делать? Можно познакомиться. Она часто проказничает, то бывает густая, то жидкая, все норовит из пипетки выскочить и кляксой по листу растечься. А если с ней подружиться, можно отправиться в увлекательное путешествие. Вместе с Капелькой можно прокладывали путь отдельными кружочками и вправо, и влево, и вверх, и вниз, закрашивать «заплатки» и обводить предметы и создавать красивые рисунки». На этом этапе мы учим каждого ребёнка держать пипетку, набирать краску, рисовать «кляксы» разных цветов, закапывать изображение, не выходя за контур, удалять кляксы салфеткой. С некоторыми из детей вначале рисуем методом «рука в руке», давая почувствовать силу нажима на пипетку при наборе краски и выдавливании её на шаблон.

На втором этапе в ходе занятий решались более сложные задачи, связанные с формированием операционально-технических умений, пространственной ориентировки, контролем своих действий.

На третьем этапе освоения каплеграфии мы предлагали детям творческие задания: создание узоров, рисунков по своему замыслу, например, предлагается самостоятельно украсить шаблон.

Для каплеграфии мы используем следующий набор так называемых «инструментов»:

— ламинированные задания по лексической теме,

— гуашь, разведенную водой,

— палитру,

— пластиковые пипетки,

— клеенку,

— влажные и бумажные салфетки (рис. 1).

Шаблоны и материалы для каплеграфии

Рис. 1. Шаблоны и материалы для каплеграфии

Систематическая коррекционная работа с использованием каплеграфии способствовала расширению кругозора детей, словаря по лексическим темам, развитию мелкой моторики, графических навыков детей.

Стоит заметить, что особенностью каплеграфии является возможность исправить рисунок в любой момент при помощи салфетки, что позволяет снизить уровень тревоги у детей. Ребёнок может совершенствовать свой рисунок до тех пор, пока не будет удовлетворен результатом, что положительно влияет на его самооценку.

Конспект индивидуального коррекционного занятия по каплеграфии для детей, которые осваивают АООП по индивидуальному образовательному маршруту. Тема «Наземный транспорт»

Цель: закрепление знаний о наземном транспорте, формирование навыков регуляции силы нажима на пипетку.

Задачи:

образовательные: уточнить знания о наземном транспорте и его частях, закрепить знание цветов (красный, синий, желтый); формировать навык регуляции силы нажима на пипетку (для получения большой капли — нажим сильнее, для маленькой капли — нажим слабее);

развивающие: развивать диалогическую речь, мелкую моторику, пространственное восприятие, координацию;

воспитательные: формировать интерес к изобразительной деятельности, воспитывать аккуратность.

1. Организационный момент.

— К нам опять пришла в гости Капелька. Она очень любопытная, хочет побольше узнать о наземном транспорте.

Педагог совместно с ребёнком рассмотреть плакат с изображением транспорта.

— Где ездят машины, автобусы, грузовики?

— Покажи Капельке, что есть у машины? (Колеса, руль, окно, фара.)

— Как называется дом для машины? (Гараж)

2. Пальчиковая игра.

Вот машина для Данилы.

Есть и кузов и кабина.

Фары, руль, колеса в ней.

Едет всех машин быстрей

Загибать пальцы на каждое название части машин.

Сжимать и разжимать пальцы

3. Рассматривание картинки-шаблона для каплеграфии (Рис. 2).

Шаблон «Наземный транспорт»

Рис. 2. Шаблон «Наземный транспорт»

— Расскажи Капельке, что здесь нарисовано? (Машина, грузовик, автобус.)

— Какого цвета машина, автобус, грузовик? (Машина красная, автобус жёлтый, грузовик синий.)

— Помоги им доехать до своего гаража. Нарисуй каплями дорогу к гаражу.

— Какого цвета машина? (Красная.) Её гараж? (Красный) Каким цветом будешь рисовать дорогу? Найди краску красного цвета.

— Какого цвета автобус? (Жёлтый.) Его гараж? (Жёлтый.) Каким цветом будешь рисовать дорогу? Найди краску жёлтого цвета.

— Какого цвета грузовик? (Синий.) Его гараж? (Синий.) Каким цветом будешь рисовать дорогу? Найди краску синего цвета.

4. Итог. Обсуждение, какой вид транспорта нравится ребенку больше всего. Какого цвета дорожки нарисовал?

Литература:

  1. Касицына М. А. Рисующий гномик. Методика и планирование работы по формированию графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР. — М.: Издательство Гном и Д, 2005. — 64 с.
  2. Мещанникова Л. Н., Кистанова К. В. Каплеграфия для детей с ОВЗ. Электронный журнал «Современный урок».

Ключевые слова

техника, дети с ЗПР, каплеграфия, коррекционно-развивающий
Задать вопрос