Формирование познавательного интереса и регуляции поведения детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (63) апрель 2023 г.

Дата публикации: 20.03.2023

Статья просмотрена: 87 раз

Библиографическое описание:

Кошкина, Е. А. Формирование познавательного интереса и регуляции поведения детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ / Е. А. Кошкина, М. В. Шикова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 4 (63). — С. 27-28. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/248/8185/ (дата обращения: 29.04.2024).



Авторы рассуждают о том, как важно удерживать познавательный интерес у детей с ОВЗ, делятся практическим опытом и вариантами, игр, вызывающих интерес к математике с детского сада.

Ключевые слова: ДОУ, дошкольное образовательное учреждение, КРР, коррекционно-развивающая работа, математическое развитие, ОВЗ, особые образовательные потребности.

В последние годы внимание общества обращено на изучение тех условий, которые помогают развивать социально активную личность, и тут, остро стал вопрос формирования произвольной регуляции деятельности и поведения у детей дошкольного возраста. Этот вопрос становится актуальным, практически у каждого ребенка с ОВЗ, при подготовке к школьному обучению, т. к. в школе надо действовать целенаправленно, осознанно, последовательно.

К сожалению, во всем мире отмечается рост количества детей с теми или иными проблемами в развитии, поэтому многие педагоги в области дошкольного образования большое внимание уделяли процессу развития детей с ОВЗ.

Отечественные ученые: Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев отмечали суть произвольности в контексте проблемы мотивации . Познавательный интерес, как отмечено в ФГОС ДО: это «избирательная ориентация на понимание явлений, предметов, событий окружающего мира, которая активизируют психические процессы, познавательные возможности и деятельность человека».

Нет единых ярко выраженных характерных особенностей в развитии детей с ОВЗ, которые отрицательно сказываются на своевременном формировании всех видов дошкольной деятельности: познавательной, игровой, социально-коммуникативной и др. Нормально развивающийся ребенок может самостоятельно направлять поведение в соответствии с задачей, и сам конструировать эту норму саморегуляции на основе «эмоционально — гностических комплексов», которые являются особой формой ориентировки в действительности.

Целенаправленное ежедневное включение детей с особенностями в развитии в обучающий процесс — это возможность для каждого ребенка в восполнение дефицита в развитии с использованием его потенциала.

Но, учителя-логопеды ДОУ 165 г.Чебоксар, отмечают, что у большинства детей с ОВЗ, есть ряд общих нарушения в структуре личностного и интеллектуального развития: импульсивность действий и низкий уровень самоконтроля; отсутствие целенаправленности; отказ в выполнении «неудобных» заданий; непринятие правил поведения. Произвольная регуляция считается основой социальной зрелости ребенка, без которой активность к школе практически невозможна.

Практикующие педагоги дошкольного учреждения целенаправленно ведут коррекционно-педагогическую работу с дошкольниками с ОВЗ, через подборку специальных игр и упражнений, которые создают «предпосылки» мышления, различных видов восприятия, развивая моторные функции и межсенсорные связи, постепенно пробуждая познавательную и творческую активность ребенка. Узкие специалисты целенаправленно создают необходимые образовательные условия для развития ведущих видов деятельности, в условиях развивающей среды группы и кабинета. Главная стратегия педагогического воздействия заключается в обеспечении определенных условий, реализующих индивидуальный потенциал ребенка.

Регулятивная поведения детей с нарушениями в развитии недостаточно объективна и в основном, развивается в процессе целенаправленного познавательного развития на занятиях в ДОУ. Коррекционная работа должна состоять из нескольких этапов (от простых заданий до более сложных, с подбором разнообразного материала), упражнения важно использовать индивидуально, и фронтально.

Необходимо сделать ритуалом и ежедневно «снимать» напряжение мышц, не только лица, но конечностей тела ребенка, желательно использовать простые хороводные игры и упражнения, под спокойное музыкальное сопровождение («Ходит Ваня», «Кот и мыши», Море волнуется раз», «Тили-рам» и т. п.)

Ежедневная работа, в ходе которой дети постепенно учатся подчинять свои действия определенным правилам, слышать и выполнять инструкции взрослого. Настольно-печатные игры развивают усидчивость, умение сдерживать себя, ждать свою очередь, постепенно развивает произвольность действий, (хорошо содействуют этому, настольно-печатные игры: «Домино», «Лото», «Пазлы», и др.).

Тренировка и развитие навыков самоконтроля у детей с нарушениями в развитии важны, при выполнении любого действия, умение по завершении действия проверить качество выполнения. Тут хорошо использовать дежурство в уголке природы или оформление рабочего места перед занятием, выполнение не больших инструкций («Принеси пожалуйста красную машинку, с полки»; упражнение: «Кулак-ладонь-ребро»; игры по определенным правилам: «Расскажем и покажем»; «Да» и «нет» не говори» и т. п.

Вся коррекционная работа устремляется на решение задач по развитию познавательной деятельности, адаптации ребенка с ОВЗ к условиям жизни в современном социум. Для успешного развития ребенка, особенно, с особенностями в развитии, важна и нужна постоянная поддержка и помощь взрослого. Обязанность педагогов видеть и сопровождать каждого, ценить и уважать их чувства, улавливать настроение и общаться с детьми о вещах, которые важны и влияют на их жизнь.

Формирование интереса к знаниям и трудовым навыкам у детей с нарушениями в развитии имеет большое значение для их учебной деятельности. Поддержание постоянного интереса повышает тонус ребенка, создает позитивное настроение, позволяет преодолевать трудности, положительно влияет на качество выполнения работы. дети становятся более дисциплинированными, дружными и инициативными. Интересная задания, с знакомым сюжетом или картинками оживляет замкнутых детей, активизирует трудных, неспокойных на полезное дело. Быстро утомляемые дети тоже проявляют интерес, к хорошо знакомой игре, после небольшого перерыва, что содействует наблюдательности и углублению знаний об окружающем.

Взрослые стараются сбалансировать настроение ребенка, позволяют детям играть, предлагая несколько вариантов игры, самостоятельно принимая решения, при выборе действий и игры. Чтобы чувствовать себя комфортно, детям необходимо чувствовать уважение к себе, осознавать собственную важность. Успешно выполненное задание дает почувствовать ребенку быть уверенным в собственных возможностях, и обрести уверенность в себе.

Литература:

  1. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников // Э. А. Баранова — СПб.: Питер, 2005. — 295 с.
  2. Березина, Ю. Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. // Ю. Ю. Березина — М.: Педагогические науки. — 2013. — № 8. — 192–195 с.
  3. Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. Русское слово, 2020.
  4. Чистякова М. И. Психогимнастика. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.
Задать вопрос