Использование опорных схем при обучении старших дошкольников с ОНР составлению рассказа о профессии взрослого | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (54) июнь 2022 г.

Дата публикации: 21.05.2022

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Бунина, Д. В. Использование опорных схем при обучении старших дошкольников с ОНР составлению рассказа о профессии взрослого / Д. В. Бунина, А. В. Пискунова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 6 (54). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/226/7356/ (дата обращения: 02.05.2024).



Известно, что формирование связной речи является одной из важнейших задач в работе педагога с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь. Особую сложность в овладении связной речью испытывают дошкольники с общим недоразвитием речи.

В своей педагогической практике по развитию связной речи у дошкольников с ОНР мы руководствуемся адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом «Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией Л. В. Лопатиной.

Одним из результатов освоения АООП дошкольного образования является то, что ребенок старшего дошкольного возраста выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры; отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта». [6, с.272]

Исследования В. К. Воробьевой, В. П. Глухова, Т. Б. Филичевой позволяют говорить о том, что у детей с общим недоразвитием речи развернутые смысловые высказывания отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. [3, с.63]

Рассказ-описание малодоступен для них, обычно рассказ подменяется отдельным перечислением предметов и их частей. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному логопедом.

Следует отметить, что один из факторов, облегчающий процесс становления связной речи по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Д. Б. Эльконина — это наглядность. А. М. Леушина писала об этом: «Наглядность облегчает поиск ребёнком слова и направляет формулирование мысли». На значимость моделирования плана высказывания указывал Л. С. Выготский: «Для развития связной речи необходимо наличие предварительной программы высказывания, схемы высказывания, заключающей последовательность этапов, предложений»...

Реализуя с детьми исследовательский проект «Ознакомление старших дошкольников с профессиями родителей», мы обратили внимание, что детям достаточно трудно составить рассказ о профессии своего родителя.

Исходя из всего выше сказанного, мы поставили для себя следующую цель — способствовать обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР составлению рассказов о профессии взрослого на основе опорных схем.

Задачи:

  1. Закрепить у детей знания о разных профессиях взрослых.
  2. Формировать у детей умение использовать опорную схему при составлении рассказа.
  3. Активизировать и обогащать словарь детей по теме «профессии».
  4. Продолжать развивать психические процессы: воображение, память, внимание, логическое мышление.
  5. Продолжать воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать себе профессию и стремление учиться.

Свою работу с детьми мы строили с учетом следующих принципов (по Л. В. Лопатиной) [6, с.38]:

Принцип концентризма (обучение строилось на основе имеющихся знаний и умений).

Принцип последовательности (процесс обучения происходил от простого к сложному).

Принцип личностной индивидуализации (учет интересов и желаний детей).

Принцип научности, наглядности, прочности усвоения знаний и воспитывающего обучения.

Работа проходила в четыре этапа.

1 этап. Закрепление знаний детей о профессиях взрослых посредством различных дидактических и настольно-печатных игр. («Отгадай профессию», «Кому что подходит?», «Кто больше назовет?», «Четвертый лишний», «Собери целое» и т. д.)

2 этап. Формирование у детей представлений о рассказе.

На этом этапе мы объясняли детям, что в рассказе все предложения связаны по смыслу. Дети учились сравнивать и отличать связное высказывание (рассказ) от других вариантов ненормированной речи по следующим заданиям:

– Сравнение рассказа и набора слов из него.

– Сравнение рассказа и бессвязного набора предложений.

– Сравнение рассказа и отдельного предложения из текста.

В том случае, если ребенок слышит рассказ — он поднимал карточку с изображением буквы «Р», в противоположном случае поднимал пустую карточку.

На этом этапе использовались рассказы и отрывки из них Б. Житкова «Обвал», Н. Носова «Как Незнайка был музыкантом», К. Ушинского «Два плуга», «Теплый хлеб», Л. Толстого «Косточка».

3 этап. Работа по опорным схемам.

В рамках реализации второй задачи, мы использовали сенсорно-графическую схему В. К. Воробьевой. [1, с.50] Она отражает сенсорные каналы (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) получения информации о признаках предметов. Яблоко — это первый предмет, который мы обследовали и сразу составляли схему.

Картинка «Глаз» — оно зеленое, круглое, большое (выкладываем квадрат зеленого цвета, круг, большую пирамидку). «Нос» — оно ароматное. «Ладонь» — оно твердое и гладкое (картинка с кубиком). «Губы» — оно сладкое (картинка с улыбкой). Подводим обобщающее слово — это фрукт.

Затем, дети, прослушав образец воспитателя, составляли рассказ про яблоко по опорной схеме. На следующих занятиях мы обследовали другие фрукты (лимон, банан), игрушки (машина, мяч) и другие предметы (стол и т. д.).

Для отработки умения рассказывать по схеме детям предлагалась игра «Угадай предмет». Воспитатель описывал какой-либо предмет (картинки с вариантами ответа были на доске), а дети отгадывали его и доказывали свой ответ. Сначала, детям было трудно. Но, со временем, они сами стали загадывать друг другу предметы по опорной схеме.

4 этап. Формирование умения использовать опорную схему для составления рассказа о любимой профессии.

Последовательно усложняя процесс обучения, мы знакомили ребят со схематической моделью. Она строится с помощью условных обозначений, знаков, символов. В своей работе мы опирались на схемы Т. А. Ткаченко. [7, с.140] На одном из занятий, при описании профессии, ребятам была предложена опорная схема.

Знак «?» — название профессии. «Дом» — место работы. «Комбинезон» — специальная одежда. «Ладони» — трудовые действия. «Молоток и клещи» — трудовые инструменты. «Сердце» — свое отношение к этой профессии.

С детьми составлялись описательные рассказы по профессиям: учитель, швея, продавец, врач, повар, плотник, дрессировщик, парикмахер, сантехник, автослесарь, фотограф.

Чтобы повысить интерес к составлению рассказа о профессии, мы привлекали детей участвовать в игре. В. В. Гербова предложила дидактические игры сюжетно-ролевого характера: «Ателье легкого платья»; «Мастерская по пошиву обуви»; «Демонстрация моделей одежды»; «Выставка машин» и другие, — в которых предполагается выполнение определенных ролей, связанных с необходимостью описать тот или иной предмет. [2, с.30]

Результатом нашей проделанной работы стали рассказы детей по опорной схеме. На основе полученных знаний, исходя из своих интересов и черт характера, ребенок выбирал для себя профессию. Следует отметить, что дети выбирали разные профессии (полицейский, стоматолог, воспитатель и т. д.) и старались объяснить свой выбор. Мы наблюдали положительную динамику в составлении рассказов детей, что свидетельствует об эффективности использования нами приема опорных схем.

Литература:

  1. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В. К. Воробьева. — М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.
  2. Гербова В. В. Составление описательных рассказов //Дошкольное воспитание. — 1981. — № 9.
  3. Глухов В. П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР // Дефектология. — 1990. — № 6.
  4. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2001.
  5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
  6. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014.
  7. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.
  8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 частях. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа) М.: Альфа, 1993.
Задать вопрос