Детско-взрослый образовательный проект «Лекарственные растения нашего края» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (54) июнь 2022 г.

Дата публикации: 03.05.2022

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Трифонова, Е. А. Детско-взрослый образовательный проект «Лекарственные растения нашего края» / Е. А. Трифонова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 6 (54). — С. 54-57. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/226/7336/ (дата обращения: 02.05.2024).



Проблема : Какие лекарственные растения произрастают в нашей местности и как их сберечь?

Цель : создать условия, обеспечивающие формирование представлений у детей о лекарственных растениях нашего края и условиях их сохранения.

Задачи .

  1. Расширять представления о растительном мире Самарской области; правилах поведения в природе.
  2. Заложить основы формирования человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия деятельности людей по отношению к растительному миру и умеющего жить в гармонии с ним.
  3. Формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции.

Тип проекта : информационно-практический, индивидуально-групповой, краткосрочный.

Предполагаемый результат :

— результат-продукт (создание книжек и альбомов о лекарственных растениях Самарской области, выращивание комнатных лекарственных растений);

— результат-эффект (положительный эмоциональный отклик и интерес к природоохранной деятельности людей по защите растений).

Работа над проектом

Распределение деятельности педагога и детей

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап –

Мотивирующий (подготовительный)

  1. Формулирует проблему, цель, определяет (продукт) результат проекта.
  2. Формулирует задачи.
  1. Вхождение в проблему.
  2. Принятие задач проекта.

II этап –

планирующий

  1. Планирует разные виды деятельности с детьми над проектом.
  2. Даёт методические рекомендации родителям по оказанию помощи детям в подборе материала и оформлении проекта.
  1. Выбор темы для индивидуального проектирования.
  2. Выбор детьми совместно с родителями источников получения информации для реализации индивидуального проекта.

III этап –

практический

  1. Организует деятельность детей:

— проведение занятия на тему «Зелёная аптека»;

— проведение беседы «Как люди узнали о целебных свойствах растений»;

— рассказ воспитателя о природоохранной деятельности людей по защите растений, об акции «День защиты растений» и международной экологической акции «Спасти и сохранить»;

— чтение «Сказки о лекарственных растениях» П. Синявского и рассказов из книг «Тропинка полевая» А. Онегова, «Лесная мозаика» В. Зотова, «Зелёные страницы» А. Плешакова, «Азбука природы» М. Ильина, Е. Сегала;

— организация фитобара для игрушек;

— проведение экскурсии в аптеку;

— изготовление масок с изображением лекарственных растений;

— создание альбома с загадками, стихами;

— привлечение детей к уходу за комнатными лекарственными растениями (по согласованию с родителями);

— создание условий для проведения сюжетно-ролевых и дидактических игр;

— оформление альбомов «Аптека на подоконнике», «Лекарство на грядке», «Деревья-лекари»;

— проведение экологической викторины «Знатоки лечебных трав».

  1. Сбор детьми информации о лекарственных растениях Самарской области, стихов и загадок, иллюстраций о них.
  2. Участие в сюжетно-ролевых играх «Аптека», «Больница», «Приглашаем в фитобар» и дидактических играх «Узнай лекарственное растение по описанию (загадке, иллюстрации)", «Где чей дом», «Вершки и корешки», «Собери лекарственную ягоду в корзинку», «Собери растение», «Друг или враг», «Узнай по запаху», «Береги природу», «Что будет, если...?"; игра с мячом «Лекарственные растения луга, леса, сада, огорода».
  3. Слушание рассказов и сказок о лекарственных растениях и песен А. Чернова на сл. Н. Старшинова «Давайте сохраним» и Ю. Антонова «Не рвите цветы».
  4. Рисование экознаков.
  5. Лепка лекарственных овощей (красного острого перца, чёрной редьки, чеснока, лука, баклажана и др.).
  6. Изготовление поделок «Лекарственные растения» и аппликаций «Лекарственные ягоды».
  7. Решение проблемных ситуаций.

IV этап –

презентационный (рефлексирующий)

  1. Презентация альбомов.
  2. Организация выставки книг о лекарственных растениях нашего края.
  3. Проведение развлечения «Учимся беречь природу».
  4. Анализ деятельности детей.
  1. Презентация книжек о лекарственных растениях Самарской области, выставка поделок.
  2. Рефлексия детьми собственной деятельности.

Общеизвестно, что ребёнком усваивается всё прочно и надолго, когда он слышит, видит и делает сам. На этом и основано использование метода детско-взрослого проектирования в детском саду.

Технология проектирования, используемая в экологическом воспитании, делает дошкольников активными участниками образовательных и воспитательных процессов, закладывает основы информационной компетентности, формирует у ребёнка субъектность. В процессе проектной деятельности ребёнок вступает в диалог с другими детьми и взрослыми, учится предвидеть последствия своих действий, оценивать результат.

Рефлексия собственной деятельности и оценка результатов деятельности самим ребёнком, взрослыми и сверстниками, способствуют формированию объективных представлений о себе и позволяют адекватно оценивать самого себя, свои способности и свои действия.

На протяжении многих лет я использую в работе по экологическому воспитанию с детьми разного дошкольного возраста метод проектного обучения. Темы проектов определялись с учётом интересов детей и их возрастными возможностями.

Тема проекта «Лекарственные растения нашего края» была выбрана не случайно. Так, например, прочитав ребятам первую часть рассказа Нелли Олеговны Сизовой «Бабушкина аптека», в котором говорилось о том, как бабушка лечила внука и соседку, пользуясь лекарственными травами, растущими на её огороде, я задала детям вопрос:

— Знаете ли вы, какие лекарственные растения из бабушкиной аптеки помогли вылечить пораненную ногу внука и снять головную боль у соседки?

Вторая часть рассказа позволила дошкольникам познакомиться с некоторыми лекарственными растениями. Затем я спросила:

— Почему бабушка назвала эти травы лекарственными?

— Какие ещё лекарственные травы знаете вы?

Я рассказала детям о том, что некоторых лекарственных растений осталось очень мало, поэтому они занесены в Красную книгу.

Интерес, проявленный ребятами в ходе беседы к лекарственным растениям, побудили начать работу над проектом «Лекарственные растения нашего края» и спланировать дальнейшую совместную деятельность.

Была определена проблема, поставлены цель, задачи проекта, определён предполагаемый результат работы над проектом.

После выбора ребятами тем индивидуальных проектов, я познакомила их с различными источниками, помогающими найти им нужный материал для реализации проекта. Так как работа над данным проектом проводилась с детьми старшей группы в начале учебного года, они нуждались в помощи и поддержке взрослых. Поэтому мною были даны родителям рекомендации по содержанию и оформлению проекта.

После этого дошкольники с помощью взрослых начали собирать информацию о лекарственных растениях, их особенностях, условиях произрастания и применении их в народной и официальной медицине; подбирали загадки, стихи, готовили наглядный материал и делали поделки.

Одновременно я организовывала различную деятельность детей, позволяющую обогатить их представления о лекарственных растениях. Занятия, беседы, чтение рассказов, сказок, стихов природоведческого и экологического содержания в уголке книги, рассматривание альбомов, изготовление аппликаций и лепка овощейпозволили ребятам познакомиться с разнообразными лекарственными растениями. В гости к детям приходил доктор Айболит, который знакомил дошкольников с целебными свойствами некоторых растений, рассказал о том, как с их помощью лечит своих больных. Ребята заполняли соответствующие таблицы: какие растения применяются для лечения ангины, бронхита, простуды, гастрита, ранок и какие части деревьев используются в лечебных целях.

Проводимые дидактические и сюжетно-ролевые игры способствовали закреплению у детей полученных представлений о лекарственных растениях и их целебных свойствах.

Я знакомила ребят с лекарственными растениями Красной книгиСамарской области. Дошкольникам предлагалось найти ответы на вопросы:

— Почему гибнут растения?

— Кто в этом виноват?

— От кого их нужно защищать?

Ребята узнали, что в уничтожении отдельных видов растений часто повинен человек. Я рассказала о том, что заготовка лекарственных растений должна быть разумной и не приводить к их уничтожению. Дети узнали, что значительный вред лесу, а значит и всему живому в нём, наносят бесхозяйственная вырубка деревьев и лесные пожары. Ребята осознали, что лес не может восстановиться без помощи человека, что его нужно защищать и охранять. Мы говорили о том, что к природному дому нужно относиться с уважением, о том, как ребята могут позаботиться о нём, учили правила поведения в природе.

Я рассказывала детям о природоохранной деятельности людей по защите растений и различных акциях(«День защиты растений», «Спасти и сохранить»), о детских природоохранных организациях («Зелёный патруль»). Осознание детьми важности природоохранной деятельности подтверждает тот факт, что ребята с большим удовольствием откликнулись на моё предложение и вместе со взрослыми прияли участие в изготовлении экознаков и выращивании комнатных лекарственных растений.

В ходе проводимой работы важно было пробудить в дошкольниках понимание того, что нужно беречь природу не только потому, что она приносит пользу людям, но и потому, что она сама по себе уникальна и самоценна. Детям задавался проблемный вопрос: «Что произойдёт, если погибнут растения?». Осознанию ребятами того, что всё в природе уравновешено и нельзя нарушать это равновесие, способствовало и чтение «Рассказа о кустах и деревьях» из книги М. Ильина и Е. Сегала «Азбука природы», а также слушание песни А. Чернова на сл. Н. Старшинова «Давайте сохраним».

На этапе осмысления итогов проекта с детьми обсуждалось не только то, чему они научились, но и то, как они достигли поставленной цели. Собранный дошкольниками совместно с родителями материал был представлен в изготовленных ими книжках-альбомах. Итогом работы над проектом стали презентация индивидуальных проектов, выставка поделок, альбомов (они представлены на слайде) и развлечение «Учимся беречь природу».

Таким образом, проводимая работа в данном направлении показала перспективность использования метода проектов как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов и направленная на формирование у них социально-значимого опыта, пробуждение экологического самосознания.

Задать вопрос